Перспективы развития мягкой и жесткой интеграции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2010 в 07:36, Не определен

Описание работы

Введение
ГЛАВА 1. Теоретические основы экономической интеграции
1.1 Основные формы и этапы региональной экономической интеграции
1.2. Выгоды и издержки различных форм интеграционных группировок
1.3. Роль частных институтов в интеграционном процессе
1.4. Сочетание глобализации и регионализации. «Новый регионализм»
ГЛАВА 2. Практика дифференциации жесткой и мягкой интеграции.
2.2. Классический пример мягкой интеграции - НАФТА
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Перспективы развития жесткой и мягкой интеграции.docx

— 124.44 Кб (Скачать файл)
 

   Анализ  интеграционных процессов неразрывно связан с некоторыми характеристиками содержания современной эпохи. Конец XX и начало XXI в. — определенная смена вех, векторов и парадигм развития, качественных изменений, которые ставят вопрос о «новой архитектуре мира». Мир приходит в движение, вступает в новую эпоху, движется к более открытому обществу.

   Ключевым  вопросом является вопрос о том, как  взаимосвязаны глобализация и регионализация — две модели современного и будущего развития. Обе тенденции: и глобализация, и регионализация — проявление различных этапов объективного процесса модернизации общества под влиянием интернационально развивающихся производительных сил, имеющих одни и те же истоки — качественные скачки, взрывы в развитии производства и рынка, сопровождаемые изменениями в общественных отношениях и общественном сознании.

   Экономическая глобализация имеет немало общего с  таким понятием, как интернационализация хозяйственной жизни. И то и другое отражает рост экономической взаимозависимости мира. Интернационализация означает, что национальные экономики обретают международные интересы, реализация которых требует многостороннего международного сотрудничества. Глобализация же делает акцент на том, что проблемы любой экономики, любого рынка имеют статус мировых, глобальных проблем и требуют для своего решения приложения не просто многосторонних, но всеобщих усилий. Интернационализация позволяет национальной экономике извлекать дивиденды из мирохозяйственных связей, тогда как глобализация означает невозможность успешно развивать национальное хозяйство без координации с мировой экономикой.

   В практическом плане глобализация проходит в своем развитии несколько этапов. На первом, нынешнем, этапе экономической  глобализации происходит такое критическое усиление зависимости практически всех национальных экономик от международного рынка товаров, услуг, капитала, рабочей силы, технологий, что развитие национальных экономик становится невозможным без тесного сотрудничества с мировой экономикой, на втором этапе, к которому мир вплотную приблизился, возникает и решается задача выравнивания экономико-правовых условий хозяйствования в различных странах и осуществляется координация финансовой и экономической политики государств. Можно предположить, что такого рода выравнивание и координация будут осуществлять через развитие региональной, например европейской, азиатско-тихоокеанской или евразийской, интеграции. На следующем этапе, как это видится с позиции сегодняшнего дня, произойдет создание единой мировой экономики при едином управлении экономическими процессами на макроуровне и единых «правил игры» на микроуровне.

   Безусловно, рынок, системы информации, средства связи обслуживают современное общество в глобальном масштабе. Но мир остается системой различных государств, регионов, цивилизаций. Региональные группировки соответствуют современному многополюсному миру. Регионализация позволяет в определенном географическом пространстве эффективнее организовать производственные процессы в условиях глобализации.

   Следует понять, что региональные экономические  комплексы нужно рассматривать  в качестве важнейших компонентов  глобализации развития, а не его сегментации. Регионализация создает дополнительные возможности, стимулы, механизмы для либерализации торговли, движения капиталов, всех факторов производства в международной экономике, она — один из ответов на вызовы глобализации. Это не взаимоисключающие, а взаимодополняющие тенденции. Хотя, с другой стороны, безусловно, есть противоречие между глобализацией и регионализацией; если последняя усиливает обособленность отдельных торгово-экономических групп, развивает «коллективный протекционизм», то она может тормозить общий процесс глобализации. Создание региональных хозяйственных организаций «снимает» возможное негативное воздействие на глобальную либерализацию в том случае, если преференциальные внутрирегиональные связи между членами группировки не ухудшают (по сравнению с доинтеграционным уровнем) условия для внешнеэкономических связей с третьими странами. Этому способствует, например, такой новый принцип интеграции, как «открытый регионализм». Он официально принят и применяется, в частности, в аиатско-тихоокеанской или латиноамериканской моделях интеграции (например, в АТЭС, МЕРКОСУР). Эти и другие группы создаются не столько в целях регионального самообеспечения, сколько для того, чтобы извлечь наибольшие выгоды из новой системы международного разделения труда, и поэтому открыты для расширений связей с третьими странами.

   «Открытый регионализм», основанный на региональной экономической интеграции и рассматривающий экономическое развитие своего региона в контексте развития мировой экономики, находится в русле тенденций экономической глобализации. Он служит своеобразной предпосылкой, этапом глобализации мировой экономики. Встречаются определения региональной экономической интеграции как основной составляющей и образующей глобализации.

   Но  речь при этом идет о существенных особенностях и видоизменении регионализма. Для обозначения этих изменений в характере интеграции в условиях глобализации все чаще употребляется понятие «новый регионализм». Он означает резкую интенсификацию и усложнение регионализма в международных экономических отношениях и имеет две формы проявления: количественную («поток» новых региональных соглашений, перезаключение ранее существовавших договоров на новых условиях и т.п.) и качественную (увеличение глубины регионального хозяйственного взаимодействия, использование комплексных, более развитых форм интеграции).

   Новые характеристики связаны с особенностями осуществления экономической интеграции. Если на первом этапе международной экономической интеграции лидирующая роль в формировании интеграционных объединений принадлежала государствам, то второй этап регионализма отличается более значительной ролью частного капитала и международных компаний. Иначе говоря, современный регионализм реализуется, как правило, снизу, а не сверху.

   «Новый  регионализм» — многоуровневое понятие. Он охватывает: во-первых, такие крупные и разные по характеру региональные структуры, как Евросоюз, АТЭС, НАФТА, МЕРКОСУР, АСЕАН и т.п.; во-вторых, участие регионов (внутренних субъектов) отдельных государств в образовании приграничных общих хозяйственных пространств ряда стран (например, «треугольники экономического роста» в Юго-Восточной Азии); в-третьих, активное развитие межрегиональных интеграционных соглашений, ведущих к появлению «макрорегионов» (мощные региональные и межрегиональные коалиции государств, имеющие общие экономические, а нередко и политические и военные цели. Среди них такие «макрорегионы», как североатлантический, тихоокеанский, евразийский).

   Эта новая политико-экономическая конфигурация мирового хозяйства все больше привлекает внимание исследователей. Некоторые  аналитики полагают, что таким образом закладываются основы нового политического устройства мира. По их мнению, суперрегионы движутся в направлении так называемых интегрий — наднациональных объединений со своей валютой, моделями экономического регулирования, правовыми институтами, структурами управления, системами безопасности. Поэтому в перспективе можно верить если не о государственных, то о квазигосударственных образованиях. 

 

   

ГЛАВА 2. Практика дифференциации жесткой и мягкой интеграции.

2.1. Классический пример  жесткой интеграции - ЕС

 
 

   Самым значительным примером жесткой интеграции стало формирование и последующее  развитие Европейского союза. Еще в середине 1940-х гг. У. Черчилль предложил образовать Соединенные Штаты Европы, но начало реализации этой идеи было положено заключением Парижского договора о Европейском объединении угля и стали (ЕОУС) шестью странами — Францией, Германией, Италией, Бельгией, Нидерландами и Люксембургом в 1951 г. Успешное и быстрое формирование общего рынка угля и стали стимулировало подписание в 1957 г. двух Римских договоров — о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС, или Общего рынка) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратома) вышеперечисленными шестью странами. Таким образом, в рамках шести стран были образованы три интеграционные группировки — ЕЭС, ЕОУС и Евратом, главной из которых стало ЕЭС.

   Основные  цели Римского договора 1957 г. о формировании ЕЭС — создание общего рынка товаров, услуг, капитала и лиц, повышение уровня благосостояния населения, сближение национальных экономик. В качестве инструментов достижения данной цели декларировались формирование таможенного союза, проведение обшей политики в промышленности, сельском хозяйстве, транспорте, социальной сфере, а также образование наднациональной институциональной структуры. Пример ЕС еще раз показывает, что у каждого интеграционного объединения – свой путь развития. В образовании ЕС на первое место были поставлены приоритеты государств, некогда было ждать, пока сформируются связи между компаниями между странами, поэтому интеграция проходила сверху вниз. Изначально ставились задачи формирования в будущем таможенного, экономического, а затем и политического союза.

   Целями  данного объединения являлись:

  • содействие развитию торговли между странами
  • усиление конкурентных позиций предприятий
  • устранение диспропорций на рынках готовой продукции, сырьевых материалов и полуфабрикатов
  • устранение серьезных различий в развитии стран.

   Рассмотрим  этапы формирования этого интеграционного  объединения:

   Первый  этап, период 1960-х гг. отличался динамичностью развития ЕЭС, и поэтому в 1968 г. административные органы и бюджеты трех группировок были объединены под названием Европейское сообщество (ЕС), а также начал функционировать таможенный союз.

   Второй  этап (1970-е — первая половина 1980-хгг.) получил название периода «европессимизма» из-за негативного влияния экономических кризисов первой половины 1970-х гг. и начала 1980-х гг. Тем не менее, ЕС расширился до 10 стран за счет приема Великобритании. Дании. Ирландии и Греции, а с 1979 г. начала функционировать Европейская валютная система, базировавшаяся на условной расчетной валюте — ЭКЮ.

   Третий, или современный этап развития европейской интеграции, охватывает период начиная с середины 1980-х гг. по настоящее время. Этот этап отличается наивысшей динамичностью, качественной и количественной эволюцией. Так, был принят план устранения еще сохранявшихся барьеров во взаимной торговле и создания единого внутреннего рынка со свободным перемещением товаров, услуг, капитала и лиц, а в 1992 г. был подписан Маастрихтский договор о Европейском союзе (сокращенно Евросоюз, ЕС), который поставил цель сформировать единый экономический, валютный и политический союз, который и начал функционировать с марта 2002 г. Состав Евросоюза расширился до 27 стран: в 1986 г. в него вступили Испания и Португалия, в 1995 г. — Австрия, Финляндия и Швеция, в 2004 г. еще 10 стран — Венгрия, Польша, Чехия, Словакия, Словения, Эстония, Литва, Латвия, Мальта и Кипр, а в 2007 г. — Болгария и Румыния. Что касается перспектив дальнейшего расширения ЕС, то возможными членами называются Сербия, Босния и Герцеговина, Черногория и Албания, имеющие далеко не одинаковые шансы на вступление в ЕС. С 2005 г. ведутся переговоры с Турцией и Хорватией, а в 2004 г. подала заявку на вступление в ЕС Македония.

   Европейский союз прошел шесть этапов расширения. Позитивный экономический эффект расширения связан с увеличением емкости внутреннего рынка ЕС и его консолидацией, что позитивно сказывается на экономическом росте всех стран-участников. Одновременно расширение ЕС ведет к негативным экономическим и социальным последствиям для развития европейской экономической интеграции, в том числе к необходимости реформирования институциональной структуры ЕС, ослаблению позиций более экономически развитых стран, составляющих так называемое ядро Евросоюза в условиях, когда немалый вес при принятии решений принадлежит странам, чей экономический потенциал намного ниже средних показателей по ЕС. Это ведет к обострению противоречий между ними, что сказывается на характере утверждаемых законов, увеличении объемов финансирования на содействие экономическим преобразованиям и росту, а также перераспределении средств среди стран — получателей помощи  Отличительная черта институциональной структуры ЕС — ее  наднациональный характер, т.е. приоритет законодательных норм  ЕС над решениями национальных органов власти.

   Интеграционные  процессы в Европе достигли высшей стадии, заключающейся в создании Экономического и валютного союза. Куда идти дальше – это вопрос, на который пока нет ответа. Евросоюз – самая многочисленная региональная интеграционная группировка в мире. Такое объединение 27 членов малоуправляемо и может рухнуть под собственным весом. Ведь  не стоит забывать, что помимо экономического роста, к которому стремятся все страны, путем сотрудничества с другими, существуют исторические конфликты, к рецидиву которых может привести малейшая оплошность руководителей государств. Это еще менее прогнозируемые явления, чем интеграционные, поэтому о далеком будущем этой группировки сложно говорить. Но можно сделать вывод, что ЕС являет собой пример жесткого интеграционного объединения, хорошо функционирующего, и являющегося  примером для остальных. Его успех вызван грамотной политикой стран-участниц и геополитическими преимуществами, находящихся на одной территории стран. Хотя следует еще раз подчеркнуть, что интеграционные процессы индивидуальны, и каждые страны должны искать свой путь, согласующийся с их историей.

   2.2. Классический пример мягкой интеграции - НАФТА

 

   1 января 1994 г. на территории США, Канады  и Мексики выступило в силу  соглашение о создании североамериканской  зоны свободной торговли –  НАФТА (North American Free Trade Agreement). Основные цели этого регионального интеграционного объединения были таковы:

Информация о работе Перспективы развития мягкой и жесткой интеграции