Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2010 в 15:45, Не определен
Курсовая работа
Ко второй половине 90-х годов проблемы нарастания краткосрочного внешнего долга обнаружились с особой отчетливостью. Так, по данным Банка Международных Расчетов (BIS), к концу 1996 года внешний долг с дюрацией менее одного года в Таиланде составлял около 120% от резервов в иностранной валюте, а в Южной Корее и Индонезии -около 200%[23].
Отток иностранного капитала дестабилизирует национальную валютную систему и подрывает национальный рынок ценных бумаг. Существенно при этом то обстоятельство, что для развивающихся рынков характерны гораздо более резкие амплитуды колебаний, как притока (оттока) иностранного капитала, так и конъюнктуры финансовых рынков в условиях макроэкономической или политической нестабильности.
Указанные
обстоятельства определили масштабы оттока
капитала при первых признаках развертывания
валютно-финансового кризиса.
2.2.
Анализ показателей
развития Южной
Кореи, Сингапура, Тайваня,
Гонконга
Азиатские страны различны по размерам территорий и населению, географическим условиям и предыстории, культуре, религии и даже по социальным и экономическим системам, но есть фактор, который их объединяет – всем странам были свойственны самые высокие темпы экономического роста в мире. Именно этот вопрос мы попытаемся рассмотреть в данной главе.
На протяжении трех последних десятилетий человечество имело возможность наблюдать за некоторыми развивающимися странами, демонстрировавшими миру «экономические чудеса». Конечно же, речь идет о молодых наиболее развитых государствах, которые в 60-70 гг. выделились и обособились в отдельную группу, получившую название «НИС». Эта группа постоянно пополняется, и в настоящее время в нее входят около полутора десятков стран и территорий. Прочное место среди них занимает Южная Корея.
О быстром экономическом росте Республики Корея говорилось немало. Эту «историю успеха» связывают с высокими темпами роста ВНП, которые составили 8,6% в период с 1962-1988 г. и превращением страны из традиционно сельскохозяйственной во вполне индустриальную, среди достижений которой – уровень ВНП на душу населения (боле 5000 $) и 13 место в списке ведущих торговых государств мира[17].
На стремительный рост экономики Южной Кореи оказывали и оказывают влияние самые различные факторы - объективные и субъективные, экономические и политические, внутренние и внешние, такие как: ориентирование на экспорт, на взаимодействие с внешним миром; стратегия развития: благоприятный международный экономический климат 60-х первой половины 70-х годов, облегчивший доступ к внешним источникам ресурсов; -сильное и эффективное руководство в лице авторитарных правительств, отложивших демократические и политические преобразования в пользу экономического развития; -относительно малые затраты на содержание военно-промышленного комплекса (2-3% против 60-70% северо-корейских затрат); -привлечение иностранных капиталовложений – как финансовых, так и технологических: промышленное оборудование; -этническая и культурная однородность, а также конфуцианская традиция, особую ценность придающая трудолюбию, образованию, жизненному успеху и преданности своей нации.
Что касается фактора экспортной политики, то было бы справедливо считать его наиболее весомым фактором, служившим движущей силой роста корейской экономики.
О роли государства, т.к. этот фактор является одним из определяющих факторов быстрого темпа развития экономики Кореи. Что касается роли заимствованных технологий, то этот фактор не был определяющим, однако обращение к зарубежным технологиям явилось естественным следствием экспортной модели развития экономики Кореи, поэтому нельзя не оценить рол этого фактора в формировании современной экономики Кореи и приобщении страны к мировым достижениям НТР. Также этот фактор недостаточно широко освещен в русской литературе по сравнению с другими факторами, но тем не менее на мой взгляд он представляет интерес для изучения, а может быть и частичного применения (естественно в адаптированном к местным условиям виде) в России[16].
Следует заметить, что одним из факторов, объясняющий стремительный рост экономики Южной Кореи, явилось сильное и эффективное руководство в лице авторитарных правительств, отложивших демократические и политические преобразования в пользу экономического развития.
Правительство принимало новые законы и тщательно пересматривало уже существующие, а также принималось множество мер политического характера с целью увеличения накоплений, расширения экспорта, содействие вложению как национального, так и иностранного частного капитала, привлечение инвестиций и технологий из-за рубежа. Правительство сделало максимум возможного для создания социальной инфраструктуры: дороги, дамбы, порты, железные дороги и школы. К правительству часто обращались с просьбами взять на себя риск, связанный с инвестиционной деятельностью частных предпринимателей, предоставляя гарантии по внешним займам, используемым для покрытия расходов на крупномасштабные проекты.
Высокая активность государственного регулирования с большой отчетливостью обнаруживается в формировании отраслевых пропорций. Например, при проведении аграрной реформы наиважнейшей составной частью стало принудительное дробление крупных земельных наделов на более мелкие – мера, невозможна без прямого активного вмешательства государства.
В этой связи следует сослаться на программу «целевого развития». Начиная с 70-х годов специальными законами выделились 7 отраслей первоочередного внимания: машиностроение, электротехника, текстильная, промышленность, черная металлургия, цветная металлургия, нефтехимия, кораблестроение. Этим отраслям оказывалось явное предпочтение в снабжении ресурсами, они пользовались преимущественными налогами и другими льготами. Одновременно государство жестко регулировало конкуренцию в приоритетных отраслях, принуждая к объединению частные компании или к уходу с данного рынка. Государство нередко шло на прямую убытков «избранных экспортеров».
Особо стоит отметить что льготы, предоставляемые государством, привели к образованию высокомонополизированной производственной, особенно экспортной структуры. В первой половине 80-х годов доля 30 крупнейших южнокорейских конгломератов в обрабатывающей промышленности достигла 1/3, а в экспорте превысила ½.
Также можно сказать, что заслугой государства является централизованное планирование с использованием средне- и долгосрочных планов и целевых программ, с установлением порой конкретных производственных заданий и сроков их выполнения, со строгой системой контроля хозяйственной деятельности и безжалостным экономическим уничтожением неудачников. В сущности, экономика Южной Кореи представляет наиболее гармоничное сочетание планового и рыночного способов ведения хозяйств.
Если очень коротко говорить, то именно формирование и умелое использование такого механизма и позволили Южной Корее в относительно сжатые сроки преодолеть барьер слабого развития и занять достойное место в мировой цивилизации.
С 1 июня 1997 г. колониальный статус Гонконга (владение Великобритании) сменился на статус специального административного района в составе КНР. Хотя Гонконг находится под прямой юрисдикцией центрального правительства КНР, он обладает высокой степенью автономии (за исключением внешних сношений и обороны), имеет независимую исполнительную (администрация), законодательную (парламент) и судебную власть. По соглашению между Великобританией и КНР современная социально-экономическая система Гонконга остается неизменной в течение 50 лет.
В 1824—1963 гг. Сингапур
являлся владением Великобритании, в 1963—1965
гг. входил в состав Федерации Малайзии,
с 1965 г. — независимое государство. В колониальный
период страна была центром переработки
продукции добывающей промышленности
и сельского хозяйства стран Юго-Восточной
Азии, а также региональной торговли (преимущественно
реэкспортных операций). Благодаря стратегически
выгодному географическому положению
Сингапур - крупный транспортный узел,
центр судоремонтных и судостроительных
работ. В период независимости сохранил
свою роль регионального центра во многих
сферах, однако постепенно превратился
в финансовый, промышленный, транспортный
и коммуникационный центр мирового значения.
В момент обретения
независимости Сингапур представлял собой маленькую
бедную страну, которой приходилось импортировать даже
пресную воду и строительный песок. Соседние
страны были настроены недружественно,
а треть населения симпатизировала коммунистам.
С 1959 по 1990, во время правления Ли Куан Ю,
Сингапур,
В итоге Сингапур (в соответствии
с международными рейтингами) стал одним
из наименее коррумпированных государств
мира.