Обязательственное право в римском частном праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2011 в 21:51, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы - комплексный анализ обязательственного права в структуре науки римского права.

Задачами курсовой работы являются:

1. Изучить понятие обязательственного права, выявить его особенности.

2. Рассмотреть внутренние черты и основания возникновения обязательств.

Объектом исследования являются имущественные права римских граждан.

Предметом исследования является обязательственное право, как вид имущественных прав.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Понятие и виды обязательства. Основания их возникновения … 7
1.1. Понятие обязательственного права ……………………....…………….7
1.2. Основания возникновения обязательства. 9
1.3. Стороны в обязательстве ………………………………………………12
1.4. Исполнение и способы обеспечения обязательств …...…….………..15
1.5. Ответственность по обязательствам ………………..…….………..…20

Глава 2. Виды обязательства в римском праве 23
2.1. Виды обязательства .. 23
2.2. Договорные обязательства . 25
2.2.1. Понятия, содержание и общая характеристика договоров . 25
2.2.2. Классификация договоров . 28
2.2.3. Отдельные виды договоров ………………………………………….30
2.3. Внедоговорные обязательства ..……………………………………….49
Глава 3. Обязательства в Римском и современном гражданском праве….52
Заключение 57
Список использованных источников 60

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по государству и праву Зарубежных стран[1].doc

— 327.00 Кб (Скачать файл)

     Наем  услуг – это такой договор, по которому одна сторона – наймодатель – принимает на себя обязательство исполнять в пользу другой стороны – нанимателя – определенные услуги, а наниматель, в свою очередь, обязуется платить за эти услуги определенное вознаграждение. Наймодатель ставит себя в зависимость от нанимателя. Содержанием договора были обычно повседневные домашние работы. Договор мог быть заключен и на определенный срок и без указания срока. Оплата за услуги могла быть и сдельной, и повременной.

     Наем  работы (подряд) – такой договор, по которому одна сторона – подрядчик – принимает на себя обязательство исполнить в пользу другой стороны – заказчика – определенную работу, а заказчик обязуется уплатить за эту работу определенное денежное вознаграждение. Договор подряда означает, что подрядчик должен дать законченный результат работы, притом работу выполнить качественно и в срок; поэтому всякое нарушение договора в части качества работы и выполнения срока влечет за собой ответственность подрядчика. Обязанность же заказчика – уплатить установленное вознаграждение за сделанную работу.

     Договор поручения – это договор, по которому одно лицо (доверитель) поручает другому лицу (поверенному) безвозмездное исполнение каких - либо действий в пользу доверителя, а это другое лицо (поверенный) обязуется исполнить эти действия. Содержанием договора поручения могут быть юридические действия (совершение сделок) и другие различные действия. Поверенный выполняет эти действия безвозмездно, однако, за добросовестные услуги доверитель может сделать поверенному подарок (honor); отсюда впоследствии возник термин «гонорар». Кроме того, расходы на выполнение самого поручения (на поездки, переговоры и т.д.) также берет на себя доверитель. Однако, если договор не исполнен или исполнен плохо, поверенный обязан возместить доверителю понесенные убытки.

     Договор товарищества – это такой договор, по которому два или несколько лиц объединяются для достижения какой-либо общей (хозяйственной) цели, не противоречащей праву. Особенно был распространен договор, по которому члены товарищества объединяют как свое имущество для определенной промышленной деятельности, так и все (и положительные, и отрицательные) результаты этой деятельности. Договор предполагает пропорциональность вкладов каждого из участников и пропорциональность получения прибылей и убытков. Срок не являлся в договоре товарищества необходимым условием. Но товарищество прекращало свое существование в случае достижения совместной цели деятельности или в случае прекращения доверия и согласия его членов.

     БЕЗЫМЯННЫЕ КОНТРАКТЫ. После того, как классическая система договоров была в основных своих элементах выработана и типичные контракты, как реальные, так и консенсуальные, получили свои юридические очертания и свои имена, гражданский оборот продолжал творить новые отношения, которые уже не подпадали не под один из носящих определенное название типов. Например осталась вне этих типов мена, неизвестно было под какую гребенку можно определить контракт, в силу которого одно лицо дает другому вещь с тем, чтобы оно продало ее не ниже определенной цены, а полученные сверх деньги могло оставить себе. Так как эти договоры не подходили не под один легализованный тип контрактов, то иски из них должны были рассматриваться как из nuda pacta, т.е. соглашения неискового и, тем самым,  не имеющего юридической защиты.48

     Дело  осложнялось и в тех случаях, когда одна сторона выполнила свою обязанность на основании этого соглашения, например, передала вещь, а другая отказывалась выполнять свое обязательство.

      В таком случае ранее римские юристы прибегали к иску о незаконном обогащении. Но, как известно, такая процедура редко могла удовлетворить сторону, которая была обманута, поскольку та вещь, которую лицо требовало обратно в силу неисполнения соглашения, могла уже быть повреждена. Например, я хочу забрать своего раба, который уже находится в поврежденном состоянии.

      Ввиду этого на спасение обманутой в  гражданском обороте стороне  приходит претор, который начинает давать actio in factum, который, как и в предыдущем случае, стоит на точке зрения вреда, причиненного одним лицом другому.

      Но  рядом с этой точкой зрения возникает и другая: соглашения этого типа начинают рассматривать, как договоры, и на основании их юристы начинают давать цивильный иск не только о возмещении убытков, происшедших от лишения собственной вещи, но и исполнения одним контрагентом того, что им было обещано.

      Как и следовало ожидать, развитие и  здесь закончилось тем же, чем  оно закончилось по отношению  к трем последним реальным договорам, т.е. победой второй точки зрения.49 Эта точка зрения окончательно утвердилась и перестала вызывать спор у юристов уже ко времени Юстиниана.

      Безымянные  контракты были сгруппированы по четырем основным категориям: do ut des; do ut facias; facio ut des; facio ut facias (даю, чтобы ты дал; даю, чтобы ты сделал; делаю, чтобы ты дал; делаю, что бы ты сделал).50

      Так возникли безымянные контракты. Но они  все же реальные контракты, так как  только тогда может быть речь об их обязательности, если одна сторона  свою обязанность исполнила: до этого  момента есть только nudum pactum.

      Признанием  безымянных договоров римское право сделало огромный шаг вперед по пути санкционирования всяких договоров, однако, если одной стороной преступлено исполнение таких нетипичных контрактов.

      ПАКТЫ. С точки зрения римских юристов, договором является не любое соглашение, а лишь такое, которое достигнуто с соблюдением определенной символики, определенных действий либо выраженное в установленной словесной форме. Если соглашения заключались в иных условиях, даже с определенной целью, они не считались договорами и назывались пактами, которые не были защищены исками.

      Римские юристы не усматривали в простом соглашении, в договоренности между сторонами (pactio pactum conventum в строгом смысле этого слова) способности породить обязательство. Для сообщения отношения характера contractus требовалось, чтобы согласие было проявлено re, verbis, litteris либо чтобы оно относилось к одному из типичных и наиболее распространенных соглашений (купля-продажа и т.д.), именуемых консенсуальными контрактами.

      За  рамками этих случаев соглашение не имело значения в качестве источника обязательства: «голое соглашение не порождает обязательства». Исключением из этого принципа не являются и нетипичные соглашения, известные как contractus innominati, поскольку в них обязательство создавалось не в силу простого соглашения, а потому, что одна из сторон уже осуществила предоставление в пользу другой, например, передала вещь или деньги.

      Лишь  претор, который руководствовался соображениями  справедливости, обещал в своем эдикте, что будет защищать (хотя бы только в порядке exceptio) пакты, заключенные без злого умысла, не противоречащие действующим нормам (законам и постановлениям императоров) и не стремящиеся их обойти. Защита эта была особенно важна для пактов, имевших целью полностью или частично устранить уже существующее цивильное обязательство. 51

      Так возникли две категории пактов: pacta nuda – «голые» пакты, т.е. не снабженные (не «одетые») иском, и pacta vestita, пакты «одетые», т.е. снабженные иском. Последние в свою очередь делятся на: pacta adiecta – пакты, присоединенные к договору, защищаемого иском; pacta praetoria – пакты, получившие защиту от претора. К третьим относятся pacta legitima – пакты, получившие исковую защиту от императоров, в императорском законодательстве.52

      Однако  исключением из общего правила недействительности являлись три категории соглашений, а именно:

      1. Pacta adiecta, или дополнительные соглашения к контракту, имеющие целью несколько изменить его обычное содержание. Такие пакты рассматривались в качестве неотъемлемой части контракта и потому, учитывая широту возможностей, могли получать защиту посредством иска по контракту bonae fidei, только бы они были одновременными контракту, а не появились вслед за ней.

      2. К числу пактов «одетых» принадлежат,  например constitutum debiti, receptum.

      Constitutum debiti называлось неформальное соглашение, по которому одно лицо обязывалось уплатить другому лицу уже существующий долг (и тем самым подтверждало долг, откуда и идет название самого пакта – подтверждение долга). С помощью этого пакта можно было обязаться уплатить или свой долг (существующий), или же долг другого лица.

      Заключая  этот пакт, можно было и изменить содержание договора.

      Подтверждение же своего долга должником имело  тот смысл, что должник уточнял  время, как правило, получал отсрочку.53

      Под названием receptum в преторском эдикте были объединены три категории пактов, по существу не имевших между собой ничего общего:

      Receptum arbitrii – соглашение с третейским судьей.

      Receptum nautarum – соглашение с хозяином корабля, гостиницы, постоялого двора о сохранности вещей приезжих.

      Receptum argentariorum – соглашение с банкиром об уплате третьему лицу известной суммы за контрагента банкира, заключившего пакт. 54

      3. Пакты, получившие юридическое  признание (исковую защиту) в законодательстве  позднейшей империи, называются pacta legitima. Права кредиторов здесь защищались посредством кондикционного иска.

      В качестве примеров можно назвать: compromissum, pactum donationis.

      Под compromissum понимается соглашение лиц, между которыми имеется спор относительно права, о передаче этого спора на разрешение третейского судьи (а соглашение с самим третейским судьей называлось receptum arbitrii).

      Императорское законодательство дало непосредственную защиту pactum compromissi.

      Pactum donationis – неформальное соглашение о дарении. Дарение – это договор, по которому одна сторона, даритель предоставляет другой стороне, одаряемому, вещь или иной составной элемент своего имущества, например, право требования, с целью проявить щедрость относительно одаряемого. 55 

      2.3. Внедоговорные обязательства.

     К внедоговорным обязательствам относятся:

  • обязательства, вытекающие как бы из договоров (квазиконтракты);
  • обязательства, вытекающие из деликтов;
    • обязательства, вытекающие как бы из деликтов (квазиделикты).

     Обязательства как бы из договоров - те имущественные отношения, признаваемые правом и обеспечиваемые исками, которые возникали из односторонних действий (из ведения чужих дел без поручения, из неосновательного обогащения и др.).

     Термином  «обязательства как бы из договора» обозначались те случаи, когда между двумя сторонами, не состоящими между собой в договоре, устанавливаются обязательственные отношения, сходные с договорными.

     Римские юристы выделяли следующие случаи обязательств как бы из договора: ведение чужих дел без поручения; обязательства, возникающие вследствие неосновательного обогащения одного лица за счет другого.

     Ведение дел без поручения, как источник обязательства, означает такое отношение, когда одно лицо ведет дела другого  лица, управляет его имуществом, не имея на то поручения этого другого лица. Ведение чужих дел предполагает заботу о чужом имуществе. Выполнив дело, за которое время тот, кому оно, тем не менее, не было поручено, он должен предоставить хозяину отчет и сдать хозяину все причитающиеся последнему вещи и деньги. Обязанность же хозяина – возместить затраты, которые понес ведший дело без поручения.

     Обязательство, возникающее из неосновательного обогащения – это обязательство о возврате уплаченного по ошибке, или о возврате недобросовестно приобретенного. Оно также напоминает обязательства, вытекающие из договора, но таковым не является.

     Обязательства из правонарушений (деликты). Сохранялось деление на публичные деликты (crimen) и частные деликты - причинение вреда отдельному лицу, членам его семьи, его имуществу. В классическом римском праве не существовало такого правила, по которому всякое недозволенное деяние, причиняющее ущерб, порождает обязательство возместить ущерб. Имелся лишь перечень конкретных случаев, порождающих обязанность возмещения вреда, ущерба.

     Термином  «обязательства как бы из деликта» (правонарушения) обозначались некоторые обязательства, вытекающие из недозволенных действий, но не попавшие в список частных деликтов. Частным деликтом, т.е. частным правонарушением, в отличие от уголовного преступления, в Риме называлось такое правонарушение, которое рассматривалось как нарушение прав и интересов частного лица и потому порождало обязательство совершившего деликт уплатить штраф, возместить убытки потерпевшему.

Информация о работе Обязательственное право в римском частном праве