Национальная инновационная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 21:30, Не определен

Описание работы

Введение
Кластеры – сообщества ведущих фирм страны.
Механизм формирования кластеров.
Состав кластера.
Анализ кластерных подходов на примере нефтегазовой отрасли Норвегии.
Список литературы

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 81.00 Кб (Скачать файл)
  • целенаправленной политики государства по формированию подходов к реализации новых решений и соответствующих процедур, а также подходов к поискам, разведке и разработке углеводородов, «подталкивающих» компании к кооперации;
  • действия так называемых «жестких» институциональных условий, т.е. наличия таких норм и правил ведения бизнес-деятельности, которые не позволяют получать стабильно высокую прибыль без совершенствования технологии и улучшения организации производства, иными словами, не дают возможности получать «незаработанную» прибыль, т.е. извлекать так называемую «квазиренту».

    На  протяжении менее чем 30 лет Норвегия развила нефтяную промышленность мирового уровня, как с точки зрения применяемых организационных решений, так и в плане используемых технологий. В некоторых областях, в частности в области подводных технологий добычи углеводородов, норвежский «нефтяной кластер» стал мировым лидером – благодаря таким компаниям, как «Vetco», «Aker Kverner», «FMC Technologies». Передовое оборудование, разработанное для внутреннего рынка, вместе с экономически эффективными и гибкими решениями впоследствии нашли себе место и на мировом рынке. Норвежские компании в настоящее время вовлечены в ряд наиболее значимых проектов, реализуемых во всем мире, - от Сахалина на востоке и Бразилии на западе до Анголы на юге. Также значительное число малых и средних по размеру компаний, имеющих специфические (так называемые «нишевые») продукты и технологии, близки к выходу на международные рынки.

    В Норвегии с самого начала осознали, что в условиях государственной  собственности на недра государство-собственник  может требовать больше, чем только получение денег, - в зависимости от ситуации и переговорной силы. Наиболее приемлемый подход состоит в развитии поставок товаров и услуг местного происхождения для нужд нефтяной промышленности и в формировании на этой основе современного и конкурентоспособного кластера.

    Использование местных товаров и услуг было в явном виде определено законодательно в период 1972-1994 гг. Политика преференциального использования норвежских товаров и услуг сопровождалась политикой передачи знаний и кооперации в сфере исследований и разработок. С целью усиления влияния на политику поставок товаров и услуг в нужном направлении в 1972 г. в рамках Министерства промышленности был образован отдел товаров и услуг как орган, контролирующий деятельность нефтяных компаний в области контрактов и поставок. Перед тем как пригласить того или иного поставщика на тендер, оператор должен был объявить сроки проведения тендера и представить список приглашаемых компаний. Роль министерства в этом случае состояла в том, чтобы норвежские компании, имеющие определенный уровень квалификации, были включены в список участников торгов. На стадии определения победителя оператор был обязан информировать министерство о результатах оценки предложений и назвать рекомендуемого поставщика, цену, страну происхождения и наличие норвежской составляющей. Норвежская составляющая рассчитывалась как добавленная в Норвегии стоимость - как в терминах трудозатрат (занятой рабочей силы), так и в денежной форме. Происхождение компании при этом мало интересовало, важно было, где работа была выполнена: в Норвегии или за границей. Таким образам, роль министерства заключалась в том, чтобы обеспечить получение контракта норвежским участником, но только в том случае, если он являлся конкурентоспособным с точки зрения цены, качества, времени поставки и условий обслуживания поставляемого оборудования. Акцент на наличие норвежской составляющей сделал это требование существенным для всех нефтяных проектов, и в ряде случаев министерство использовало его и как один из критериев при оценке компании, претендующих на новые участки недр.

    Следует заметить, что политика министерства должна была быть прозрачной и предсказуемой с точки зрения реализации целей, выдвинутых подобной политикой регулирования поставок. Более того, как оценщик деятельности различных поставщиков министерство должно было сохранять конфиденциальность относительно деятельности всех операторов тендеров. Хорошее сотрудничество между властями и операторами, а также между покупателями (держателями контрактов) и поставщиками было важным условием для обеспечения высокого уровня норвежского участия, которое временами превышало 70%.

    После одобрения в 1994 г. соглашения между  Норвегией и Европейским союзом о вхождении в Европейскую экономическую зону политика в области поставок была отменена. В настоящее время норвежская доля товаров и услуг в нефтяной промышленности составляет около 50%.

    Создание  в 1972 г. норвежской государственной  компании «Статойл» и обеспечение  участия в добыче нефти двух частных  компаний - «Норск Гидро» и «Сага Петролеум» преследовали цель сделать норвежское участие в нефтяной промышленности ключевым. Международные и зарубежные компании должны были обеспечивать технологическую поддержку в альянсах с норвежскими компаниями и выполнять роль «катализаторов» в быстром превращении норвежских компаний в полноценных операторов разработки месторождений на шельфе.

    Важнейшее следствие реализации проектов в  Норвегии состояло и в том, что  тендеры на поставку товаров и  услуг проводились и на региональном уровне, особенно при предоставлении информации о потенциале местных контракторов и поставщиков. На формирование доходов от освоения ресурсов углеводородного сырья в интересах всего общества значительно повлияло то, что государство сосредоточило внимание на научных исследованиях и развитии современных технологий для нужд нефтегазового сектора. Научные исследования и создание новых технологий стали одними из важнейших факторов развития Норвегии как нефтедобывающей страны, а также заложили основы долгосрочного развития этой отрасли промышленности.

    На  начальном этапе освоения нефтегазовых ресурсов в Норвегии использовались преимущественно американские технологии добычи и норвежские навыки в области строительства судов при сооружении платформ. Развитие норвежских технологий и навыков по сооружению платформ и буровых установок в 1970-е годы во многом базировались на опыте и знаниях, полученных в области судостроения. Норвежские власти учли это обстоятельство и привлекли иностранные компании для приобретения норвежской нефтяной промышленностью необходимого и недостающего опыта и навыков в собственно нефтегазовой сфере. В качестве инструмента были использованы так называемые «технологические соглашения», которые были введены в действие в 1980 г. Эти соглашения основывались на том, что при предоставлении лицензий на право работы на шельфе (права на разработку или разведку месторождений) иностранные компании должны были проводить оценку исследований и технологий, развиваемых в Норвегии. Данные соглашения были отменены в 1994г. - тогда, когда норвежские исследовательские и инжиниринговые компании уже стали производить такие продукты (технологии, решения и знания), которые поставили их в число мировых лидеров (например, в области транспортировки углеводородов в многофазном потоке).

    Развитие  технологий привело к существенному  сокращению издержек и соответствующему увеличению ресурсной базы. В течение 1990-х годов удельные инвестиции в  расчете на тонну добычи нефти  для новых нефтяных месторождений на норвежском континентальном шельфе сокращались примерно на 4-5% ежегодно. В основе лежали исследования и разработки, осуществленные в 1990-е годы, а также результаты кооперации усилий нефтегазовых компаний, промышленности, поставляющей оборудование и услуги, и исследовательских институтов.

    В рамках четвертого лицензионного раунда в 1979 г. были введены условия в  области кооперации между норвежскими  исследовательскими институтами и  иностранными нефтяными компаниями. Соглашения о сотрудничестве способствовали финансированию, сопровождению и оценке исследований и разработок по созданию новых технологий в Норвегии иностранными нефтяными компаниями.

    Уже к середине 1970-х годов технологическая  кооперация достигла значительных размеров, особенно в рамках «соглашений о  взаимопонимании». Больше половины всех работ выполнялось норвежскими инжиниринговыми фирмами, нефтяными компаниями, морскими службами, машиностроительными предприятиями и исследовательскими институтами.

 

Список литературы

  1. Крюков  В.А. «Организационно-экономические проблемы формирования и функционирования нефтегазового кластера в Западной Сибири» // Регион: экономика и социология. 2007.
  2. Миграян А.А. «Теоретические аспекты формирования конкурентоспо-собных кластеров». - Интернет-ресурс: http://www.krsu.edu.kg
  3. Осадчая О.П., Коробкина Е.В. «Кластерный подход к повышению конкурентоспособности региона» // Ползуновский Альманах №1 2009.
  4. Портер М. Международная конкуренция. - М., Международные отношения, 1993.
  5. Ускова Т.В. «Развитие региональных кластерных систем» // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 16.02.2009.
  6. Юданов А.Ю. «Конкуренция. Теория и практика». Издательство: ГНОМ и Д, 2001 г. - 304 с.

Информация о работе Национальная инновационная система