Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 22:28, Не определен
Контрольная работа
Центральный дыхательный механизм жестко ограничивает вмешательство в регуляцию дыхания со стороны супрапонтинных структур, охраняя жизненно важную гомеостатическую, газообменную функцию дыхательной системы.
Дыхательный центр в продолговатом мозге находится под влиянием нервных импульсов из опоясывающей извилины, полосатых тел, зрительных бугров, подбугровой области, среднего мозга, мозжечка и премоторных областей больших полушарий головного мозга.
Раздражение лобных долей больших полушарий головного мозга вызывает изменения дыхательных движений (В.Я.Данилевский, 1874). У животных были выработаны условные рефлексы на дыхание. После удаления участков коры больших полушарий, осуществляющих высшую регуляцию дыхания, безусловно-рефлекторные изменения дыхания сохранялись, а затем восстанавливались.
Влияние больших полушарий головного мозга на дыхание доказывается тем, что дыхательные движения могут быть по желанию изменены: дыхание можно замедлить или задержать на некоторое время или, наоборот, участить или углубить. Психические влияния и внушения вызывают изменение дыхательных движений. У людей вентиляция легких увеличивается при действии сигналов, предшествующих мышечной деятельности.
Высшая,
наиболее тонкая форма регуляции
дыхания – обеспечение
Предполагается,
что нейроны больших полушарий
более возбудимы к повышению
напряжения углекислоты в крови, чем дыхательный
центр в продолговатом мозге.
Регуляция дыхания при мышечной работе
При усиленной мышечной работе в крови, протекающей через мышцы, увеличивается давление СО2 , повышается концентрация водородных ионов и температура крови, что благоприятствует отдаче О2 в мышцах.
Эти изменения осуществляются рефлекторно и нервно-гуморально. В результате значительного усиления обмена веществ, поступления в кровь углекислоты, молочной и других кислот и накопления в крови водородных ионов и возбуждения дыхательного центра легочная вентиляция при мышечной работе увеличивается как за счет учащения дыхания, так и за счет углубления.
Парциальное давление СО2 в артериальной крови во время мышечной работы не изменяется или незначительно увеличивается (не соответственно величине физической нагрузки). При тяжелой мышечной работе оно меньше, чем при легкой работе. Возбудимость дыхательного центра к действию СО2 во время мышечной работы не увеличивается. Эти факты доказывают, что ведущая роль в увеличении дыхания при мышечной работе принадлежит не гуморальному, а рефлекторному механизму (рефлексам из химических рецепторов кровеносных сосудов, из механических рецепторов дыхательных мышц, диафрагмы и двигательного аппарата). Особенно возрастает число афферентных импульсов из рецепторов дыхательных мышц и диафрагмы при дыхании в противогазе, что приводит к рефлекторному усилению вентиляции легких. Ведущая роль в изменениях дыхания при мышечной работе принадлежит корригирующим влияниям больших полушарий головного мозга и условным рефлексам, главным образом при действии словесных раздражителей. Условные рефлексы на дыхательный аппарат тем больше выражены, чем ближе начало выполнения трудовых или физических упражнений (предрабочее и предстартовое состояние). Изменения дыхания во время речи обусловлены только нервными влияниями.
Рефлекторная регуляция дыхания в соответствии с интенсивностью мышечной работы связана с изменениями физико-химических свойств крови, влияющих на возбудимость дыхательного центра. Максимальный уровень вентиляции легких ограничен пределом возбудимости дыхательного центра. Повышение этого предела при чрезмерном увеличении притока к нему афферентных импульсов уменьшает вентиляцию легких. При произвольном усилении дыхания обмен веществ в дыхательных мышцах больше, чем при произвольном.
При интенсивной мышечной работе вследствие увеличения вентиляции легких возрастает парциальное давление кислорода в альвеолярном воздухе и резко снижается содержание кислорода в венозной крови в результате увеличения его потребления в мышцах. Поэтому артериально-венозная разность кислорода в крови достигает 160 см3 и больше.
Легочная вентиляция обычно увеличивается параллельно интенсивности физической работы. Чем напряженнее работа, тем больше воздуха проходит через легкие и тем больше газообмен. При гимнастических упражнениях вентиляция легких увеличивается в 2-7 раз, а при беге на средние дистанции – даже до 20 раз.
При интенсивной длительной мышечной работе, беге, езде на велосипеде, плавании нередко «через» некоторое время наступает очень сильная отдышка, затруднение дыхания и ощущение стеснения в груди, учащаются сердцебиения, повышается кровяное давление («мертвая точка»). Это состояние преодолевается волевым усилием, следовательно, импульсами с больших полушарий, и тогда исчезает ощущение стеснения в груди и удушье, а самочувствие улучшается. Дыхание становится ровным и спокойным, значительно повышается работоспособность («второе дыхание»).
При «мертвой точке» в крови накапливаются углекислота и молочная кислота и повышается концентрация водородных ионов. Это вызывает дальнейшее углубление дыхания, резко усиленную вентиляцию легких, которая сопровождается увеличением выделения СО2 в выдыхаемый воздух и падением концентрации водородных ионов; то же наступает и благодаря увеличенному выделению молочной кислоты при потоотделении во время «второго дыхания».
Усиленная вентиляция легких перед интенсивной мышечной работой предупреждает наступление «мертвой точки».
При подъеме тяжестей, лазании, гребле и других физических упражнениях происходит натуживание – закрытие голосовой щели после вдоха и задержка дыхания при напряжении выдыхательной мускулатуры, что приводит к повышению давления в легких и сужению легочных сосудов.
Регуляция дыхания при пониженном атмосферном давлении.
Парциальное давление СО2 в альвеолярном
воздухе остается относительно постоянным
и при повышении и при понижении атмосферного
давления в окружающей среде. Это имеет
большое физиологическое значение, так
как создает необходимое условие для нормальной
возбудимости дыхательного центра и делает
возможным дыхание на больших высотах.
Постоянство парциального давления СО2
в альвеолярном воздухе обусловлено регулированием
дыхания. Это было доказано в опытах, проведенных
на людях в стальной камере, сконструированной
для изучения влияния высоких и низких
атмосферных давлений (барокамера).
В отличие от СО2 парциальное давление О2 в альвеолярном воздухе повышается при увеличении атмосферного давления и понижается при уменьшении этого давления.
При подъеме на высоту падает атмосферное давление и уменьшается парциальное давление О2 в альвеолярном воздухе. Это вызывает нарушение снабжения организма О2. Корличество кислорода в крови становится недостаточным (гипоксемия). Гипоксемия сопровождается значительной потерей углекислоты за счет выдыхания СО2 при увеличении легочной вентиляции.
При быстром подъеме на 3-4 км у некоторых здоровых людей начинает развиваться гипоксемия, появляется высотная, или горная, болезнь, выражающаяся в ряде расстройств (головная боль, одышка, усталость, понижение зрения, слуха и др.). У большинства людей горная болезнь отмечается на высоте 4,5-5,5 км. Некоторые люди могут переносить без признаков горной болезни высоту 6 км.
При
медленном подъеме на высоту или
у живущих на высоте организм успевает
приспособиться и не испытывает кислородного
голодания (высотная акклиматизация).
при этом усиливается легочная вентиляция,
что увеличивает парциальное давление
О2 в легких и насыщение им артериальной
крови. Учащается пульс, увеличиваются
минутный объем сердца и кровяное давление,
количество эритроцитов и гемоглобина
за счет депонированной крови, что повышает
кислородную емкость крови на 20-25%. Увеличивается
новообразование эритроцитов и содержание
в них гемоглобина.
Большая часть О2 и СО2 переносится в форме связи их с гемоглобином в виде молекул HbO2 и HbCO2. Максимальное количество кислорода, связываемое кровью при полном насыщении гемоглобина кислородом, называется кислородной емкостью крови. В норме ее величина колеблется в пределах 16,0—24,0 об% и зависит от содержания в крови гемоглобина, 1 г которого может связать 1,34 мл кислорода (число Хюфнера). В клинике определяют степень насыщения артериальной крови кислородом, представляющую собой выраженное в % отношение содержания кислорода в крови к ее кислородной емкости.
Связывание
кислорода гемоглобином является обратимым
процессом, зависимым от напряжения кислорода
в крови (при понижении напряжения кислорода
оксигемоглобин отдает кислород), что
отражается так называемой кислородно-диссоциационной
кривой гемоглобина, а также от других
факторов, в частности от рН крови. Как
правило, все эти факторы смещают кривую
диссоциации оксигемоглобина, увеличивая
или уменьшая ее наклон, но не изменяя
при этом ее S-образную форму.
Рис. Кислородно-диссоционная кривая гемоглобина.
Присоединение О2 к Hb, образование HbO2 и освобождение его (восстановление Hb) зависят от концентрации О2 и в меньшей степени – СО2. Ни у одного животного напряжение О2 в крови не уравновешено непосредственно парциальным давлением этого газа в атмосфере (т.е. предельным значением О2 в газовой смеси окружающей среды). Дыхательные пигменты у большинства животных насыщаются при значительно более низком значении парциального давления. Диапозон значений парциального давления, в котором осуществляется либо присоединение, либо отщепление О2 является одной из наиболее важных характеристик дыхательного пигмента у различных животных. Эти значения парциального давления определяют условия, в которых функционирует данный дыхательный пигмент.
В области парциальных давлений О2 от 80 до 100 мм рт. ст. (т.е. колебаний, которые могут легко наступить в альвеолярном воздухе в связи с изменением внешней газовой среды организма) кривая диссоциации имеет пологий вид. Это означает, что насыщение гемоглобина кислородом при таких колебаниях парциального давления О2 меняется незначительно (от 93 до 96%). При обычных условиях дыхание Hb почти полностью насыщен О2. Крутое падение кривой при парциальном давлении О2 , меньшем чем 60 мм рт. ст. (напряжение, характерное для тканей организма), свидетельствует о том, что при этих условиях кровь, протекающая через капилляры, интенсивно освобождает О2 , используемый функционирующими клетками и тканями организма, в которых напряжение О2 невелико. Кривая диссоциации HbO2 имеет S-образную форму. Нижний отрезок кривой определяет свойства Hb в зоне низкого парциального давления О2 , характерного для тканей организма; средняя часть кривой характеризует условия в венозной крови, верхний отрезок – в альвеолах легких.
Диссоциация HbO2 зависят от температуры: при одинаковом парциальном давлении О2 в окружающей среде HbO2, отдает больше О2 при температуре тела организма (37-38ºС), чем при более низкой температуре. Присоединение О2 к Hb в определенной мере регулируется концентрацией СО2 в крови.
СО2 реагируя с водой, образует угольную кислоту Н2СО3, поэтому при повышенном напряжении СО2 кислотность крови увеличивается. Увеличение кислотности крови приводит к уменьшению способности Hb связывать О2 . Такой механизм регуляции количества HbO2, обеспечивает эффективную систему переноса О2 в организме. В капиллярах функционирующих тканей концентрация СО2 достаточно велика, поэтому совместное действие низкого напряжения О2 и высокого напряжения СО2 ведет к освобождению гемоглобином большого количества кислорода. В капиллярах легких (или жабр) напряжение СО2 ниже, и под действием низкого напряжения СО2 и высокого напряжения О2 гемоглобин присоединяет к себе большее количество О2.
Особенности транспортной функции переносчиков О2, определяемые различиями в экологических условиях существования различных животных, проявляются в соответствующих изменениях кривой диссоциации HbO2. Кривые диссоциации у амфибий, обитающих главным образом на суше, сдвинуты вправо по сравнению с соответствующими кривыми для видов животных, обитающих в воде. Чем доступнее кислород для животного, тем выше давление, при котором происходит насыщение им гемоглобина крови. Так, у сухопутных черепах Hb имеет низкое сродство к О2 ; напряжение полунасыщения Р50 (напряжение О2, которое обеспечивает 50%-насыщение им гемоглобина) равно 28 мм рт.ст., в то время как у водных черепах сродство Hb к