Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2011 в 13:14, реферат
Алкогольный синдром плода характеризуется большим полиморфизмом клинических проявлений, степень выраженности которых колеблется в значительных пределах. Для этого заболевания ни один из многочисленных признаков не является строго специфичным.
Клиника
и диагностика
алкогольного синдрома
плода
Клиника. Алкогольный синдром плода характеризуется большим полиморфизмом клинических проявлений, степень выраженности которых колеблется в значительных пределах. Для этого заболевания ни один из многочисленных признаков не является строго специфичным.
Ведущими клиническими проявлениями алкогольного синдрома плода являются несоответствие роста, развития и массы тела новорожденных их внутриутробному возрасту, а также микроцефалия, соматомоторная и психическая недостаточность, мышечная гипотония и гиперактивность. Эти проявления обычно сочетаются с черепно-мозговыми аномалиями, нередко аномалиями других частей тела и органов – конечностей, сердца, сосудов, почек, половых органов. Наиболее чувствительными к этиловому спирту являются нервные структуры эмбриона, нарушение развития которых приводит к гидроцефалии, микроцефалии, мышечной гипотонии, дискоординации движений, снижению интеллекта. Для большинства новорожденных, матери которых страдают алкоголизмом, характерна повышенная раздражительность, гиперреактивность, в последующем – низкий индекс умственного развития (В. Гунев).
Verghelyi и соавторы выделяют 4 группы проявлений алкогольного синдрома плода: анормальные рост и развитие (недостаточность пре- и постнатального роста, микроцефалия, умственная отсталость, моторная дисфункция); краниофациальные нарушения (гипоплазия средней части лица, тонкая красная полоска губ, эпикантус, короткие глазные щели, птоз, расщепление нёба, косоглазие); аномалии конечностей (аномальные складки на ладонях, дефекты суставов и др.); другие нарушения (аномалии наружных половых органов, сердца, наружного уха, флексия пальцев, бочкообразная грудная клетка и др.).
Замедление внутриутробного роста – одна из наиболее характерных особенностей пренатального действия этилового спирта. Ретроспективный анализ 300 детей, родившихся в США с признаками алкогольного синдрома плода, показал, что масса тела их при рождении составляет в среднем 2179 г. (Abel), тогда как у здоровых новорожденных она обычно значительно выше – 3320 г. Причем масса тела при рождении ниже 2500 г. встречается у 66% детей с алкогольным синдромом плода и лишь у 7% здоровых (Querec). По данным Nestler и соавторов, масса тела доношенных новорожденных с алкогольным синдромом плода составляет в среднем 2400 г. У недоношенных новорожденных масса тела соответственно меньше (около 1800 г.).
Дефицит массы тела новорожденных детей, вызванный воздействием этилового спирта во время их внутриутробного развития, может оказаться не очень важным в сравнении с некоторыми другими проявлениями алкогольного синдрома плода. Тем не менее, столь значительное отклонение этого показателя от нормы рассматривают в качестве серьезного фактора риска последующего увеличения перинатальной смертности (Lee и соавт.; Рсеасоск, Hirata), задержки послеродового роста ребенка, его соматического и психического развития (Bjerre), умственной неполноценности (Fitzhardinge, Streven), высокой заболеваемости и др.
Следует отметить, что дети со значительным дефицитом массы тела рождаются не только у женщин, больных алкоголизмом, но и у так называемых умеренно пьющих. Quellette и соавторы отметили тесную зависимость между потреблением алкогольных напитков беременными женщинами и дефицитом массы тела новорожденных. Авторы отмечают, что масса тела ниже 2500 г. у детей без признаков алкогольного синдрома плода встречается у 27% беременных женщин, страдающих алкоголизмом, и лишь у 7–8% умеренно пьющих.
Rosett и соавторы утверждают, что в случае воздержания или значительного уменьшения приема алкогольных напитков в последнем триместре беременности дефицит массы тела новорожденных уменьшается.
Средний рост новорожденных с алкогольным синдромом плода также снижен. Он не превышает 44–46 см, что на 5–6 см меньше, чем у здоровых новорожденных.
Гипотрофия
и уменьшенный рост у новорожденных
с алкогольным синдромом плода
остаются в течение длительного
времени. В возрасте 1 года такие
больные имеют рост 6-месячных, в
5 лет – 3-летних, а массу тела –
2-летних. Значительный дефицит этих
показателей нередко
Микроцефалия
у детей с алкогольным
При рождении у многих из них размеры головы могут быть нормальными, у остальных окружность ее не превышает 32–33 см (Loser и соавт.). С возрастом микроцефалия становится все более выраженной (рис. 12). В возрасте 1 года величина головы не превышает величину головы 6-месячных детей, 5 лет – 9-месячных. Микроцефалия у детей, обусловленная хроническим алкоголизмом беременных женщин, встречается в 6 и более раз чаще, чем от других.
У
больных с алкогольным
Возможно наличие эзотропии – сходящегося косоглазия. У некоторых больных эта патология проявляется только в случае, когда они смотрят вниз. Для алкогольного синдрома плода характерна также близорукость (Gonzalez).
Обращает внимание короткий нос с направленными вперед ноздрями, укороченной запавшей спинкой, мощной носогубной складкой. Верхняя губа нередко сильно выдается вперед, рот широкий. Может встречаться микрогнатия – малые размеры верхней челюсти, высокое нёбо, расщелина его, короткая трахея, тонкий надгортанник. Уши часто большие, низко посаженные, растопыренные (Colins, Turner).
Примерно
у каждого 2-го ребенка, страдающего
алкогольным синдромом плода, имеются
пороки сердца. Наиболее часто встречаются
дефекты межжелудочковой и
В большинстве случаев дефекты межпредсердной и межжелудочковой перегородок небольшие, поэтому они не представляют угрозы для жизни. С возрастом они закрываются. Лишь в случае значительных дефектов межжелудочковой перегородки, а тем более межпредсердной, коррекция кровообращения возможна лишь путем хирургического вмешательства. Весьма тяжелыми аномалиями являются тетрада Фалло, стеноз легочной артерии и незаращение боталлова протока. Если не имеется других дефектов, например незарашения предсердной перегородки, то стеноз легочной артерии является постоянной угрозой для жизни (DeBakey, Gotto). Незаращение боталлова протока также часто приводит к гибели больных.
Внешние,
как правило, легкие аномалии половых
органов у больных с
Аномалии почек и мочевыводящих путей обычно отмечаются только у больных с тяжелой формой алкогольного синдрома плода, примерно в 12% случаев (Abel). Наиболее типичными аномалиями являются отсутствие или гипоплазия правой почки, сращение нижних полюсов почек, двойной мочеиспускательный канал, мегало- и гидроуретра, гидронефроз, дивертикулы мочевого пузыря, удвоение урогенитального синуса, везиковагинальная фистула, киста почечной лоханки и др. Эти нарушения часто сочетаются между собой. Так, умеренно гипопластические почки могут сочетаться с удвоением одной из них и с дополнительным мочеиспускательным каналом; нарушения дифференциации почечной лоханки – с удвоением мочеиспускательного канала и пиелонефритическими изменениями в обеих почках; гидронефроз – с мегауретрами с обеих сторон и др. Очень часто при аномалиях почек и мочевыводящих путей, особенно в первые 2 года жизни, возникает рецидивирующая инфекция (Havers и соавт.).
Еще
реже встречаются аномалии печени,
по-видимому, в связи с большими
компенсаторно-
Со
стороны костной системы
В последние годы обращено внимание на наличие у больных алкогольным синдромом плода копчиковой ямки в связи с нарушением развития копчика. Она проявляется в виде хвостового рудимента, исходящего из копчиковой кости. Иногда этот результат настолько выражен, что требуется хирургическая коррекция. Впервые на эту аномалию развития обратили внимание Palmer и соавторы. Majewski указывает, что она встречается у 46% больных с алкогольным синдромом плода, а по данным Nestler и соавторов, – почти у 60%. Эта аномалия может служить дополнительным диагностическим признаком алкогольного синдрома плода, поскольку встречается не только при тяжелой, но и легкой форме заболевания.
У
больных с алкогольным
Менее частыми проявлениями алкогольного синдрома плода являются вывихи бедра, грыжи (диафрагмальная, пупочная, паховая), гипертрофический стеноз привратника желудка, множественные гемангиомы, гирсутизм в грудном возрасте, тугоухость. Реже встречаются анизокория, тяжелая миопия, добавочные соски молочных желез, эзофагостения, спленомегалия.
У новорожденных с алкогольным синдромом плода в течение ближайших 6–24 ч жизни дыхание учащено, могут возникнуть судороги, наступить кратковременная остановка дыхания, рвота, опистотонус. Повышенная рефлекторная возбудимость, особенно на звуковые раздражители, часто продолжается много дней. У таких детей обычно удлинен желтушный период, нарушен сон. Частым проявлением заболевания является двигательная дискоординация.
Гипотония мышц в наибольшей степени проявляется у грудных детей, что сопровождается слабостью сосания и глотания. У детей более старшего возраста она менее выражена. Кроме того, у них часто развивается ярко выраженная гиперактивность, нередко в сочетании с легкой атаксией. Запаздывание соматомоторного развития продолжается несколько лет. Особенно четко оно проявляется в первые 2 года жизни, в дальнейшем становится менее заметным, особенно при хорошем уходе за больными. У детей дошкольного возраста неврологические проявления скорее всего сравнимы с минимальной церебральной дисфункцией. Появление церебрального пареза рассматривается как неврологическое осложнение. У женщин, страдающих алкоголизмом, риск такого осложнения у их потомства значителен (Volegard и соавт.). Повреждения головного мозга у детей с алкогольным синдромом плода, сопровождающиеся судорогами, встречаются редко даже в случае очень тяжелого течения заболевания (Clarren, Smith; Majewski).
В отечественной литературе наиболее полное описание клиники алкогольного синдрома плода дано Е.В. Усовой и соавторами, обследовавшими 8 детей в возрасте от 8 до 14 лет. У всех больных имелись характерные краниофациальные нарушения, сочетавшиеся в ряде случаев с такими аномалиями развития, как дефект межжелудочковой перегородки, расщелина нёба, Spina bifuda, а также умственная отсталость. Дизэмбриологические стигмы проявлялись в микрофтальме, блефарофимозе, двустороннем птозе и эпикантусе, гипертелоризме, телеканте, конвексном профиле, наличии выпуклого лба, резко уплощенной спинки носа, недоразвития нижней челюсти, некоторой пирамидной и мозжечковой недостаточности.
Информация о работе Клиника и диагностика алкогольного синдрома плода