Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 18:52, биография
ДЕТСКИЕ И ЮНОШЕСКИЕ ГОДЫ. ЦЮРИХСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ГОДЫ УЧЕНИЯ В ГЕЙДЕЛЬБЕРГЕ И БЕРЛИНЕ. УЧАСТИЕ В ПЕРВОМ ИНТЕРНАЦИОНАЛЕ.
ПЕРВЫЕ ГОДЫ ЖИЗНИ В РОССИИ. ПЕРВЫЕ РАБОТЫ ПО ГИГИЕНЕ
В ЦЮРИХЕ И МЮНХЕНЕ (1872-1874)
ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ В ПЕТЕРБУРГЕ. ПУБЛИЦИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
НА ФРОНТЕ РУССКО-ТУРЕЦКОЙ ВОЙНЫ
В МОСКОВСКОЙ ЗЕМСКОЙ САНИТАРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
В
«Профессиональной гигиене»
Развитие
русской гигиены труда, по
НА
ФРОНТЕ РУССКО-ТУРЕЦКОЙ
ВОЙНЫ
Летом 1876 г. началась война на Балканах. Из России в Сербию хлынули тысячи добровольцев. В их числе в осажденный турецкой армией Белград прибыл и Ф.Ф.Эрисман. Целью его приезда было создание приюта для беженцев из оккупированных районов страны, осмотр и консультация белградских госпиталей и помощь голодающему населению.
Комиссия
по оздоровлению театра
Благодаря помощи отряда В.Ф.Нагорского Ф.Ф.Эрисман и его сотрудники получили возможность отдать все силы работе по оздоровлению госпиталей. Первые работы были проведены во Фратештах. Больные переводились из бараков в палатки, расставленные группами для большей изоляции заболеваний. Каждая палатка была обведена канавой и валом, почва усыпана песком и утрамбована. Были выстроены отхожие места в виде подвижных домиков с камышовыми стенками. Внутренняя поверхность стен бараков опрыскивалась раствором хлорной извести, полотняная обшивка срывалась и сжигалась, стены также обрабатывались смесью обыкновенной извести с хлорной. О небрежной стирке белья составлялся протокол, местный агент торговой кампании получил распоряжение проводить стирку белья с надлежащей дезинфекцией. Больничный персонал получал в свою очередь распоряжение о том, чтобы каждому больному в дальнейшем выдавали постельное и нижнее белье, еще не бывшее в употреблении и тщательно продезинфицированном. Вещи, оставшиеся от умерших больных и раненых, были сожжены. Во всех местах работы комиссия обучала приемам дезинфекции больничный персонал и снабжала госпитали нужными для дезинфекции приспособлениями.
3 марта 1878 г. в местечке Сан-Стефано был подписан мир между Россией и Турцией. Война на этом закончилась. Однако дезинфекционные работы на бывшем фронте продолжались до глубокой осени 1878 г. Колоссальное количество раненых и больных – результат войны – было разбросано по бесчисленным госпиталям Болгарии и Румынии. Транспорт не справлялся с эвакуацией, и отряд Ф.Ф.Эрисмана проследовал по всему пути русской армии, проводя свою трудную, но необходимую работу во всех эвакуационных пунктах.
Работа
комиссии, руководимой Ф.Ф.Эрисманом, принесла
немалые плоды: впервые в истории, действуя
на фронте не после ухода войск с места
боев, а непосредственно в расположении
войск, участники дезинфекционных работ
сумели в значительной мере ограничить
распространение сыпного тифа и желудочно-кишечных
заболеваний на театре военных действий
и предотвратить распространение заболеваний
в тыл России.
В
МОСКОВСКОЙ ЗЕМСКОЙ
САНИТАРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
В
1879 г. перед Ф.Ф.Эрисманом,
Работа земских врачей давно привлекала к себе внимание Ф.Ф.Эрисмана. В Петербурге, однако, ученый не нашел той благодарной почвы, на которой могли бы взрасти его стремления к общественному делу.
Закончив отчеты по работе на фронте русско-турецкой войны и выступив на 6-м съезде русских естествоиспытателей и врачей, где он сделал доклад «О единстве способов действий при санитарных мероприятиях», Ф.Ф.Эрисман переехал в Москву.
1879
г. стал поворотным в жизни
Ф.Ф.Эрисмана. Он впервые получил
возможность полностью
1 октября 1879 г. Ф.Ф.Эрисман и А.В.Погожев начали четырехдневное обследование бумагопрядильной фабрики Балина и Макарова, расположенной в Клинском уезде.
По образцу исследований клинских фабрик и заводов в дальнейшем проводилось исследование предприятий всех уездов Московской губернии.
Громадная,
кропотливая работа предстояла
исследователям. Подчас приходилось
исполнять самую черновую
Описывая
условия труда на
Исследования
Ф.Ф.Эрисмана были крупным
С
помощью Е.А.Осипова Ф.Ф.
Наиболее важным результатом работы Ф.Ф.Эрисмана и его товарищей в экономическом отношении были данные, показавшие, что в начале 80-х годов в России сформировался рабочий класс. Этим опровергалось утверждение народников, всячески старавшихся представить русского рабочего как крестьянина, временно оставляющего землю для приработков на заводах.
Отныне
и до конца своего пребывания
в России Ф.Ф.Эрисман жил
Одним
из первых шагов Ф.Ф.Эрисмана
на посту санитарного врача
Московского земства была
Под
руководством Ф.Ф.Эрисмана и Е.
Став в дальнейшем профессором Московского университета, Ф.Ф.Эрисман гостеприимно раскрыл перед земскими врачами двери основанной им гигиенической лаборатории. Он руководил их научными и практическими работами и при необходимости выезжал вместе с ними на место отбора проб для гигиенических исследований, широко привлекая к их работе студентов.
Ф.Ф.Эрисман был бессменным председателем съездов, начиная с V и кончая XIII. Он глубоко вникал во все: призывал к широкой организации правильной регистрации заболеваний, интересовался отношением населения к санитарным и противоэпидемическим мерам, давал ценные советы наладчикам по вопросам гигиены и эпидемиологии, делился с врачами своими сведениями о положении и постановке санитарного дела в Германии, которое он хорошо знал, и умел в каждый разбираемый вопрос вдохнуть тот особенный дух гуманизма, которым он отличался.
Ф.Ф.Эрисман
окончательно сжился с
В
1884 г. Ф.Ф.Эрисман вторично
Во
время своего пребывания в
Московском университете, Ф.Ф.Эрисман
воспитал целую плеяду
Большое влияние оказал Ф.Ф.Эрисман и на других деятелей медицины, которые в те годы еще студентами учились у него и слушали его лекции. Среди них были Антон Павлович Чехов, всегда проявлявший к Ф.Ф.Эрисману большое уважение, показавший уменье пользоваться своими гигиеническими знаниями во время своей исторической поездки на Сахалин; Николай Александрович Семашко, первый советский народный комиссар здравоохранения, неоднократно отдававший дань своему учителю в воспоминаниях и выступлениях, профессора С.И.Спасокукоцкий, Г.И. Дембо и др.
Летом
1896 г. Ф.Ф.Эрисман был уволен
из Московского университета, уволен
неожиданно и жестоко, без
Семья Ф.Ф.Эрисмана уехала на Тунское озеро в Швейцарию. Так закончилась его плодотворная научная и практическая деятельность в России.
ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ
В
Швейцарии Ф.Ф.Эрисман
Деятельная
натура Ф.Ф.Эрисмана не могла
примириться с вынужденным
В это время в Москве проходил Международный съезд врачей. Высоко оценивая организацию съезда, международная пресса отмечала, что «своим успехом съезд много обязан и своему первому главному секретарю – профессору Ф.Ф.Эрисману».
В
1898 г. в Москве вышел «Краткий
учебник по гигиене», написанный
Ф.Ф.Эрисманом. Эта книга в
Ф.Ф.Эрисман
много работал для России. В
конце 90-х годов он написал
множество статей для
Ученый принялся за чтение лекций о положении рабочего класса в России – об этом просили его рабочие Цюриха. Вскоре он был избран гласным цюрихского городского магистрата, а через несколько лет – правительства кантона Цюриха и вновь влился в общественное дело.