Связи с общественностью в деятельности Русской Православной Церкви

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 15:32, курсовая работа

Описание работы

Данная курсовая работа посвящена связям с общественностью Русской Православной Церкви.
Русская Православная Церковь (РПЦ; также Московский Патриархат – другое официальное наименование) – автокефальная поместная православная Церковь, занимающая пятое место в диптихе автокефальных поместных Церквей.
Правовым основанием своего бытия, устройства и деятельности полагает Божественные заповеди, содержащиеся в Священном Писании, а также Священное Предание. Последнее включает в себя каноны, авторизованные Церковью литургические тексты, творения Отцов Церкви, Жития Святых, а также обычаи Церкви.
РПЦ формирует основное направление своего PR не как создание выгодных ей мифов и иллюзий, а как объективное освещение ее жизни.

Содержание работы

Введение
Деятельность Русской Православной Церкви по связям с общественностью
1.1 История взаимоотношений Русской Православной Церкви с государством и общественностью
1.2 О развитии религиозного сознания в новейшей истории России
Образ Русской Православной Церкви в глазах общественности
2.1 Источники получения информации о Русской Православной Церкви
2.2 Создание образа Русской Православной Церкви в западных СМИ
2.3 Создание образа Русской Православной Церкви в отечественных СМИ
Русская Православная Церковь в зеркале социологических опросов
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 169.50 Кб (Скачать файл)

Главными фигурами в репортажах о жизни Русской Православной Церкви являются почивший Патриарх Алексий и нынешний патриарх Кирилл.  Кроме того, есть известные комментаторы. Это такие фигуры как протоиерей Всеволод Чаплин, диакон Андрей Кураев, священник Владимир Вигилянский.

Здесь важную роль играет, например, способность человека говорить по-английски, вообще на любом иностранном  языке. Потому что часто комментарий  берется по телефону. Такие священники, как о. Всеволод Чаплин, Игорь Выжанов или, скажем, епископ Иларион (Алфеев), владеют одним или несколькими иностранными языками, и потому известны как комментаторы на Западе. К сожалению, набор таких фигур ограничен.

Очень хорошо известна в  Европе и Америке фигура о. Александра Меня. Его ученики сделали много для того, чтобы память о нем сохранялась.

Если говорить о присутствии  Церкви на страницах мнений и комментариев в западной печатной прессе, то здесь  оно практически отсутствует, в  отличие от Римско-католической Церкви, представители которой чаще выступают со своим мнением на страницах газет.[9]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Создание  образа Русской Православной  Церкви в отечественных СМИ.

 

В наибольшей степени  стереотипы массового сознания формируют (и отражают) электронные СМИ. Важнейшую роль в формировании информационного поля играют сами священнослужители, чьи выступления и интервью для ведущих СМИ играют едва ли не главную роль в освящении религиозной тематики. И уже невозможно понять, кто в данном случае в большей степени определяет стилистику и тематику религиозных сюжетов - СМИ или церковные деятели. Образ РПЦ наиболее ярко формируют такие передачи, как "Слово пастыря" на Первом канале (ведущий – митрополит Калининградский и Смоленский Кирилл, выходит по субботам в 9 утра).

В составе утреннего  канала "Доброе утро" также выходила, к примеру, викторина "Россия. Колокола судьбы" (два раза в неделю по 5 минут), которая подчеркивала значимость Православия для страны, его богатство  и красоту. На Первом канале регулярно появляются сюжеты в новостных программах, посвященные встречам православных иерархов с высшими чиновниками государства, выступлениям патриарха, открытиям церквей, паломничествам и поклонениям мощам. Ключевые слова в определении содержания подобных сюжетов, которые во многом похожи, это "красота службы", "величие Русской Земли, благодаря Православию", "обязанность государства поддержать РПЦ, ослабленную в эпоху гонений" и т.п. Вместе с тем нельзя не сказать о том, что периодически появляются журналистские зарисовки, рассказывающие о конкретной социальной роли церкви в обществе. К примеру, о том, как православный священник в Омске играет с подростками из детского дома в футбол.

Образ православной веры, создаваемый на канале "Россия", мало отличается от того, который создается на Первом канале. В составе утреннего блока также выходит 5-минутный "Православный календарь", который создает довольно схематичное и гротескное представление о святых и об "исторической вере русского народа" в целом. В новостных программах канала "Россия", также как и на Первом федеральном канале, большое внимание уделяется официальной хронике, связанной с РПЦ. Деятельность православных иерархов и "возрождение Церкви" освещается на канале "ТВ Центр", как в новостях, так и в отдельных ток-шоу и авторских программах. На "ТВ Центре" выходит отдельная передача "Первосвятитель", в которой рассказывается о служениях и поездках патриарха.

Православно-патриотическому  освящению текущих событий посвящена  программа московского канала, вещающего на Москву и Московскую область, ТРВК "3-й канал" (бывший канал "Московия") - "Русский взгляд" (ведущий - Иван Демидов, выходит каждое воскресенье). По сути, "Русский взгляд" является единственной программой на крупном телеканале со светским ведущим, которая целенаправленно позиционирует себя как православная. Иван Демидов, а также православные активисты и священнослужители, выступающие в программе, напрямую лоббируют интересы Православия в экономической и политической сферах, доказывают необходимость сильной и богатой Церкви в сильном государстве, подчеркивают свое стремление защищать "русские национальные интересы", делая необходимой частью православного образа русский национализм и лояльность существующей власти.

Что касается канала НТВ, то православные события освещаются в новостных программах довольно скупо. Руководство телеканала старается придерживаться отстраненной "объективной" позиции в отношении официального Православия.

Наиболее многотиражные  общенациональные газеты - "Комсомольская  правда", "Московский комсомолец", "Труд", "Аргументы и факты" и др., в значительной степени даже "Известия" придерживаются принципиально той же, что и общенациональные телеканалы информационной политики в освящении религиозной тематики.

Наиболее широко на телевидении освещаются, по преимуществу, следующие действия РПЦ: крестные ходы, освящения церквей, общественных и государственных учреждений, благословения различных акций (призыва на военную службу, разных начинаний власти и т.д.), встречи иерархов с политиками и чиновниками.

В большей части религиозных  материалов СМИ основное внимание уделяется  государственному значению Православия.

В интервью, которые православные иерархи дают основным СМИ, они с  энтузиазмом декларируют историческую роль Православия в укреплении русской государственности и его роль в современном государственном строительстве. Они часто обращают внимание на то, что высшие представители власти являются убежденными сторонниками Православия. Так, почивший патриарх Алексий заявлял о том, что у президента "Прекрасная православная семья!" и приводил в качестве основного патриотического лозунга слова В. Путина: "Нет России без православия, и нет православия без России". Вслед за главой государства, по словам патриарха, с успехом выстраивается вертикаль православной веры: "Сегодня ко многим государственным деятелям из тех, кто не был крещен, приходит осознание того, что надо креститься. И многие крестятся". Православность президента В. Путина лежит в основе статей о том, как глава государства отмечает православные праздники. Так, на Рождество, как отмечается в "Труде", "Владимир Путин молился вместе с прихожанами, а по завершении службы поздравил их с наступившим Рождеством Христовым".

Более ироничный взгляд на отношения РПЦ и власти, которые  априори считаются чрезвычайно тесными, представляют журналисты "Московского Комсомольца". Как и в других изданиях, в "МК" также помпезно освещаются встречи патриарха с президентом, чиновниками и политиками.[6]

Образ Православия рисуется, в общем, величественным, но и у РПЦ есть негативные моменты, которые освещаются в светских СМИ. Это не сильно портит образ РПЦ, но бросает на нее некую тень. Автор упоминает о таких моментах, иначе картина получится неполной.

По наблюдению ряда компетентных лиц, в постперестроечные годы имело  место несколько крупных скандалов, направленных против РПЦ.

Во-первых, в начале девяностых годов было много шума вокруг слухов о сотрудничестве Церкви и КГБ. Здесь  большую негативную роль сыграл бывший священник и депутат Госдумы, Глеб Якунин. Со временем интерес к этой теме спал, однако то, что Священноначалие не дало четких разъяснений по данному вопросу, по-прежнему предоставляет пищу для нездоровых инсинуаций.

«Сигаретный скандал», вызванный активно распускаемыми и муссируемыми в ряде СМИ слухами нанес значительный ущерб имиджу РПЦ. Организация воспринимаемая общественностью как гарант нравственности, обвинялась в торговле сигаретами и водкой. Сильно был запятнан образ Его Высокопреосвященства, Митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, одного из талантливейших православных проповедников и церковных дипломатов.

Следующий скандал, с  легкой руки журналистов, получил название проблемы «голубого духовенства». Помимо откровенно циничных и беспощадно бичующих нравы РПЦ статей, были и такие публикации, в которых провозглашалась поддержка Церкви и прав верующих (например, серия публикаций в газете «Комсомольская Правда»). Но сам нездоровый интерес журналистов к данной тематике бесспорно негативно сказался на PR РПЦ. 

В настоящее время определенный «потенциал скандальности» имеют проблемы взаимоотношений РПЦ с католиками и введения в школах предмета «Основы Православной культуры», о чем уже было сказано выше.

Несмотря на перечисленные выше некоторые крупные скандалы, направленные против РПЦ, в целом можно наблюдать тенденцию «хорошего отношения» российских СМИ к Русской Православной Церкви.

  3. Русская Православная Церковь в зеркале социологических опросов.

 

Предубеждение православных иерархов против некоторых социологов стало наиболее очевидным в последние годы, когда учёных стали упрекать в субъективизме и даже в намеренном искажении фактов. Малый процент тех людей, которые в рамках социологических опросов относили себя к верующим, сознательно исповедующим православие, и регулярно посещающим храмы, явно испугал священноначалие РПЦ МП. Митрополит Калининградский и Смоленский Кирилл (Гундяев) даже посвятил анализу того, что пишут социологи, целую передачу в программе "Слово пастыря" на телевидении. По мнению владыки Кирилла, социологи, принижая роль православия в обществе, по сути, готовят политический донос власти или тем силам, которые на основании выводов исследователей могут более не считаться с мнением Московской патриархии. Однако отказ от любых рассуждений социологов о том, что же подразумевается под понятием "православный" в России, равносилен нежеланию знать, как верит и вообще живёт ли по вере страна. Исследователь не может понадеяться на "русский авось" и сказать, что у нас "авось православный" народ.

Среди социологов, которые  указывали на небольшой процент  практикующих православных (примерно 4%) следует указать, в первую очередь  Киммо Каариайнена и Дмитрия  Фурмана, издавших в 2000 году книгу "Старые Церкви, новые верующие: Религия в массовом сознании постсоветской России" (СПб, М. "Летний сад", 2000). В 2005 году в журнале "Социологические исследования" (2005, № 6) появилась статья Сергея Филатова и Романа Лункина "Статистика российской религиозности: магия цифр и неоднозначная реальность", где указывалось, что количество практикующих православных в России может варьироваться от 3 до 15 млн. человек в зависимости от жёсткости применяемых учёными критериев оценки. [7]

Если в глазах общественности и церковной иерархии сборник  статей "Старые Церкви, новые верующие" воспринимался скорее как исследование, отражающее некий этап становления новой российской религиозности и в том числе и РПЦ МП, на основании опросов, проведённых в середине и конце 1990-х годов, то последующие материалы социологов стали объектом критики. И это естественно, прежде всего, потому, что исследователи стали говорить о ситуации с религиозными предпочтениями в современной России, объяснять эти предпочтения, стараться раскрыть их суть или же отсутствие в них какой-либо сути. Современность, в отличие от начала и середины 1990-х годов, вдруг стала пугающей – одни религиозные движения (главным образом, евангельские Церкви) резко вырвались вперёд и по численности общин, и по числу прихожан встали на второе или третье место в зависимости от региона после православия и ислама, сами "традиционные" или этнические религии заняли ведущую роль в общественной жизни разных субъектов РФ, но большинство населения страны так и осталась чуждой организованной религиозной жизни даже своих исторических религий – православия, ислама, буддизма, иудаизма.

В то время как РПЦ  МП предлагает государству всё больше совместных проектов участия в общественно-политической жизни, а также во всех сферах жизни  общества – в школьном воспитании, в окормлении армии, в контроле над СМИ – процент верующих, реально разделяющих взгляды руководства Московской патриархии, является действительно политически важным. Без создания ослепительного образа православия, за которым идёт народ, невозможно получить безграничное доверие власти и стать символом новой государственной идеи – православного патриотизма. Однако и возникновение официального "золочёного" образа Русского Православия социологи объясняют по-своему: "Глубокая неудовлетворенность социально-экономическим положением, разгулом коррупции и беззакония, падение авторитета основных государственных и общественных институтов, неуверенность в завтрашнем дне, ощущение национального унижения и отставания России от стран Запада требуют какой-то идейно-психологической компенсации, какой-то формы национального самоутверждения. Религиозная сфера предоставила российскому сознанию такую компенсацию: хотя всё у нас плохо, есть одна вещь, которая обеспечивает наше превосходство - это Православная Церковь, самая красивая, самая великая, самая духовная" (С. Филатов, Р. Лункин. Образы Православия и Протестантизма в светских СМИ: благолепие и уродство // Русское Ревью Кестонского Института, www.keston.org, февраль 2006 года).

Критические замечания  социологов (они призваны быть критиками и скептиками по профессии) заставляют православных иерархов ещё больше укреплять образ золочёного православия. Характерен совсем недавний ответ митрополита Кирилла исследователям: "Сегодня пусть нас не пугают некоторые лжесоциологи своими "пигмейскими" процентами относительно присутствия православия в обществе. Мы, милостью Божией, православная страна и православный народ". По словам владыки Кирилла, он не согласен с утверждениями некоторых ученых о том, что русский народ не обладает мессианским пониманием своей роли в мировой истории. По мнению митрополита, "у нас нет мессианского понимания, но есть твердое понимание, что пока мы в Церкви, с нами Бог, и врата ада не одолеют ее - на этом и зиждется наше национальное самопонимание" ("Интерфакс", 25 апреля 2006 года).

Православность России в целом часто не подвергается сомнению ни социологами, ни "лжесоциологами", так как в ходе всех опросов  большинство населения страны (до 90%) ассоциирует себя с православием и с РПЦ МП как институтом. Согласно более детальному опросу Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), проведённому в апреле 2006 года (участвовало 1600 респондентов), 47% россиян хотели бы, чтобы РПЦ МП более активно влияла на духовную жизнь всего общества, а 53% настаивают на признании особой роли православия в России. Однако для социологов ответ "да" на вопрос о том, признаёте ли Вы, что православие вообще занимает особую роль в России, не является показателем практической религиозности и того, что человек будет следовать всему тому, что ему скажет делать священноначалие РПЦ МП. Скептицизм "лжесоциологов" объясним, если обратиться к ответам на другие вопросы ВЦИОМа. Например, 60 % опрошенных выступают за соблюдение прав и свобод человека, независимо от национальных культурных ценностей и духовной традиции, в том числе, и независимо от мнения РПЦ МП. 41% опрошенных считают, что "православие - это всего лишь одна из религиозных конфессий, распространенных на территории России, и оно должно иметь такие же права, как другие". 29% хотели бы, чтобы РПЦ МП ограничила свою деятельность обрядами и ритуалами. Только 18% респондентов решили, что Церковь может как-либо конкретно и серьёзно влиять на основные вопросы жизни не только общества, но и всего государства. И, наконец, главным источником нравственных норм и ценностей, согласно опросу ВЦИОМ, была провозглашена семья (72%), а православие получило только 4%, что вполне сопоставимо с числом практикующих православных верующих, о которых пишут те, кого митрополит Кирилл именует "лжесоциологи". Эта же цифра легко объясняет и трудности с введением "Основ православной культуры" в школах по всей России, случаи противодействия этому учителей и родителей и т. п.

Информация о работе Связи с общественностью в деятельности Русской Православной Церкви