Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2014 в 10:15, курсовая работа
Начало XXI столетия выявило новый феномен в политической трансформации, так называемые «цветные революции», породившие смену политических элит в ряде постсоветских стран. Главным результатом такого рода «революций» стало изменение внешнеполитической стратегии соответствующих государств на интеграцию в НАТО и Европейский Союз, что позволяет рассматривать «цветные революции» как качественно новое средство геополитической борьбы за сферы влияния на мировой арене.
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Концепция «цветной революции» в политической сфере…………………..5
1. 1 Характерные черты общественного мнения в политике………..………...5
1. 2 Специфика организации и проведения «цветных революций»…...……..14
2 Варианты использования технологий «цветных революций» в управлении общественным мнением…………………………………………………………23
2. 1 Сетевые технологии как инструмент «цветных революций»...………….23
2. 2 Роль «цветных революций» в управлении общественным мнением……………………………………………………………………….….31
Заключение……………………………………………………………………….39
Библиографический список……………………………………………………..40
Общественное мнение
подвержено манипулированию в
силу того, что складывается не
только сознательно, но и подсознательно,
включая и свое содержание
как суждения здравого смысла,
и предрассудки, мифы. Для него
могут быть характерны
При формировании общественного мнения в политике необходимо учитывать его характерные черты4:
- направленность мнения, которая отражает общую качественную оценку проблемы, отношение к ней. В наиболее упрощенной форме направленность мнения фиксируется ответом «да» или «нет» на вопросы анкеты. Также это могут быть ответы «положительно – отрицательно – безразлично», «за – против – не определился», «за – против – при условии»;
- интенсивность мнения, которая является показателем того, какую силу оно приобретает независимо от его направленности. Формой измерения интенсивности (и одновременно направленности) общественного мнения могут служить ответы респондентов на вопросы анкеты типа «полностью согласен – согласен – мне все равно – не согласен – абсолютно не согласен»;
- стабильность мнения, которая показывает длительность времени, на протяжении которого значительная часть респондентов неизменно проявляет одну и ту же направленность и интенсивность чувств. Фиксация стабильности мнения требует сопоставления результатов не менее чем в двух разведенных во времени исследований.
- информационная насыщенность, которая показывает, каким объемом знаний об объекте мнения владеют люди. На опыте подтверждено, что наиболее информированные о проблеме люди высказывают более четкое мнение о ней. Люди, больше знающие о проблеме и имеющие более четкое представление, поступают более предсказуемо;
- социальная поддержка, которая свидетельствует об уверенности людей в том, что их мнение разделяют другие, принадлежащие к данной социальной среде. Степень социальной поддержки служит мерилом консенсуса людей по поводу данной проблемы.
Общественное мнение
проявляется в действии
Общественное мнение,
сформировавшееся под влиянием
предупреждающего слуха, направлено
на предостережение людей о
нежелательном явлении или
Мнение, сложившееся под
воздействием правдоподобного
Выделяют «слухи-желания»,
«слухи-пугала», агрессивные слухи.
Мнение, сформировавшееся под влиянием
«слухов-желаний», укрепляет в людях
надежду на что-либо или
Особое место в процессе
формирования общественного
Становление общественного мнения есть процесс очень сложный. Он определяется не только влиянием движущих сил деятельности людей, таких, как потребности, интересы, ценности, установки, стереотипы. На содержание и интенсивность формирования общественного мнения влияют все массовидные духовно-психологические образования, существующие в обществе. Кроме того, на формирование и динамику развития общественного мнения влияют экономические политические, правовые, нравственные и другие условия.
1. 2 Специфика организации
и проведения «цветных
В политическом дискурсе под «цветными революциями», как правило, понимается «процесс смены правящих режимов под давлением массовых уличных акций протеста и при поддержке финансируемых из-за рубежа неправительственных организаций». Есть и более «жесткие» определения «цветных революций». Например, «цветная революция» — это «государственный переворот, осуществленный с преимущественным использованием методов ненасильственной политической борьбы, силами «цветного» движения», как правило «в интересах и при непосредственном доминирующем участии в планировании, организации и финансировании со стороны иностранного государства, группы иностранных государств, общественных или коммерческих организаций». Конечно, сам по себе факт наличия интересов внешних игроков ни в коей мере не отрицает определенных внутренних факторов и причин таких революций. Более того, как показывает историческая практика, массовые уличные протесты, поддержка оппозиционных движений, стремящихся к смене режима, из-за рубежа присутствуют в любой революции. Так в чем же заключается специфика «цветных революций»?
Анализируя эволюцию революционных движений начиная с конца XIX и до начала XXI века5, можно утверждать, что «цветные революции» — это высокотехнологичный продукт эпохи глобализации, который стал возможен только по достижении человеческим сообществом определенного уровня развития во всех сферах (науке, экономике, средствах связи и коммуникации и др.). Еще одной существенной характеристикой «цветной революции» является то, что она представляет собой «комплекс процессов, имитирующих социально-политическую революцию».
Иными словами «цветная революция» — это симулятор революции.
И вот почему. Во-первых, классические революции XIX—XX веков «на своем начальном этапе не являются ни чисто политическим, ни экономико-политическим процессом, но представляют собой, прежде всего, идеологический и духовно-нравственный переворот, происходящий вначале в общественном сознании, в «системе ценностей» основной части общества и только затем — в его общественном бытии», то есть в перестройке его социально-политических и экономических институтов после захвата власти революционной партией или коалицией. Что же касается России, то в нашей стране духовно-нравственная, идейная сторона революции понималась и воспринималась особенно ярко и болезненно.
Иными словами сущность революции в ее традиционном понимании содержится в особой идее, новой идеологической доктрине, формирующей высшие ценности и верховный смысл существования человека, в новом историческом проекте, практическая реализация которого и есть революция, революционный процесс. С этой точки зрения «цветные революции» не имеют и даже не предполагают не только никаких великих идей, но и идей просто новых — новых даже для самих стран, в которых эти революции совершаются. Это либо известные уже всем идеи западной либеральной мысли (может быть, в более радикальной форме), либо радикальные проекты, имевшие место в религиозных доктринах, прежде всего в исламе.
Таким образом, «цветная революция» — это процесс безыдейный.
Во-вторых, особенностью «цветных революций» является отсутствие условий, принципиально важных для революции «классической». Как известно, «революция невозможна без революционной ситуации, причем не всякая революционная ситуация приводит к революции». Автор этих слов — В. И. Ульянов (Ленин) — указывал на три главных признака революционной ситуации: «1) Невозможность для господствующих классов сохранить в неизмененном виде свое господство; тот или иной кризис «верхов», кризис политики господствующего класса, создающий трещину, в которую прорывается недовольство и возмущение угнетенных классов. Для наступления революции обычно бывает недостаточно, чтобы «низы не хотели», а требуется еще, чтобы «верхи не могли» жить по-старому; 2) Обострение, выше обычного, нужды и бедствий угнетенных классов; 3) Значительное повышение, в силу указанных причин, активности масс, в «мирную» эпоху дающих себя грабить спокойно, а в бурные времена привлекаемых, как всей обстановкой кризиса, так и самими «верхами», к самостоятельному историческому выступлению».
Революция возникает «лишь из такой ситуации, когда к перечисленным выше объективным переменам присоединяется субъективная, т. е. способность революционного класса на революционные массовые действия, достаточно сильные, чтобы сломить (или надломить) старое правительство, которое никогда, даже и в эпоху кризисов, не «упадет», если его не «уронят»».
Так вот, ни в одной из стран, где апробировались технологии «цветных революций», революционной ситуации не было. Достаточно посмотреть уровень жизни в этих странах, а также на катастрофические социально-экономические и политические последствия революционных «завоеваний», чтобы сделать вывод об инспирированности произошедших изменений. В то же время нельзя отрицать того, что для успеха «цветных революций» необходим все-таки момент наибольших трудностей, с которыми сталкиваются те или иные правительства, — резкого или длительного и явного ухудшения его экономического или политического положения (проигрыш войны, международные санкции, экономический кризис и т. д.). Кроме того, не было в странах, подвергшихся "цветной" атаке, и революционного класса, способного не просто смести правительство (это-то, как раз очень просто сделать), но заменить его, то есть представить новую программу действий, проект развития.
Итак, важно понимать, что "цветные революции" не ставят важнейшую для классических революций цель — изменения политического строя и форм собственности, то есть всей социальной системы. Они «заточены» лишь под смену политических режимов. С этим связана третья особенность «цветных революций».6
Пристальное внимание следует обратить на то, что среди факторов неудачи и провала «цветной революции» ключевым является «наличие решительного и твердого главы государства, не стесняющегося «употреблять власть» и пресекающего любые незаконные и провокационные акции «цветных» революционеров, даже и относительно массовые». Иными словами, развитие «цветного» революционного процесса происходит в условиях «ненасильственного» перехвата власти у того правительства, которое не решается ею воспользоваться или останавливается перед употреблением легитимного, но при этом относительно массового насилия (разгон несанкционированных митингов, протестных шествий и т. п.). Сила законной власти в целом и национального лидера, в частности, заключается также в наличии верных и преданных силовых структур, которых нельзя ни запугать, ни перекупить. Не менее, а, может быть, даже более значимым является исключительная уверенность в своей правоте, законности и легитимности.
Но это еще не все. Любая, даже экспресс-революция предлагает своего лидера, этакого знаменосца протеста. С этой целью должно произойти укрепление блока всех оппозиционных партий. В результате появляется фигура лидера, не запятнанного ни сотрудничеством с прежним режимом, ни открытым (это особенно важно) сотрудничеством с Западом. В силу чего правящий режим сталкивается с единым фронтом оппозиции, который очень сложно расколоть. Если же единения оппозиции не происходит, то «революция» затухает и постепенно переходит в стадию протестов маргинальных сил.
Информация о работе Концепция «цветной революции» в политической сфере