Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2010 в 18:45, Не определен
Цель данной работы- как можно точнее и разностороннее показать влияние усадьбы Шахматово на поэтический мир А.А.Блока. Также нужно осветить различные аспекты пребывания поэта в имении, выявить главные вехи в его жизни, произошедшие именно в Шахматово
Институт туризма, 2004 г.
Цельданной работы как можно точнее и разностороннее показать влияние усадьбы Шахматово на поэтический мир А.А.Блока. Также нужно осветить различные аспекты пребывания поэта в имении, выявить главные вехи в его жизни, произошедшие именно в Шахматово. С практической стороны можно совершить экскурсию в усадьбу,которая поможет полнее воспринимать произведения поэта и по-настоящему почувствовать атмосферу Шахматова.
Дляраскрытия темы были использованы книги различных авторов. Во-первых,произведения А.А.Блока в Шахматово и о нем, во-вторых, воспоминанияМ.Бекетовой, тети поэта, в-третьих, работа одного из исследователей поэзииБлока в Шахматово С.Лесневского. применялись также «Шахматовский вестник» -издание Государственного историко-литературного и природного музея-заповедникаА.П.Блока и материалы для выставки «Жизнь и творчество А.Блока»С.Т.Овчинниковой.
УсадьбаШахматово в поэтическом мире А.А.Блока.
Место,где я хотел бы жить – Шахматово.
А.Блок.(Анкета «Признания», 1897 г.)
Глава1.
Есть Росси два абсолютно непохожие друг на друга места, и оба навсегда соединены сименем Александра Блока – Петербург и Шахматово…
«Всознании и творчестве Александра Блока тема и образ Петербурга сыгралиисключительную важную роль, - утверждает Вл.Орлов. – для Блока Петербург былпоистине «действенным» городом, сильно и глубоко действовавшим на егохудожественное сознание. С громадной силой Блок сумел поэтически выразить самоечувство Петербурга».
Однаковместе с Петербургом в жизни и поэзии Блока дышит Подмосковье.
Еслигород у Блока – это почти всегда Петербург, то Россия полевая и лесная – это почти всегда Шахматово и его окрестности. Шахматово растворено в стихах Блока, укрыто от взоров. Петербург заметен и велик во всей русской литературе, Шахматово только – в жизни Блока. Но от этого сияние «малой родины» не убывает.Шахматово в судьбе поэта выдерживает сопоставление с Петербургом. Незримое, онопостоянно звучит в его поэзии.
Все,кто был близок Блоку, по-блоковски ощущали Шахматово и его окрестности какпоэтический прообраз Родин. «Там широкие дороги, вокруг золотые леса. Очень чувствуетсяРоссия…», «Вид… широкий, вольный и задумчивый. Русь настоящая» - так сказала обэтих местах мать поэта, Александра Андреевна Кублицкая-Пиоттух.
Побывавв Шахматове, Андрей Белый увидел его окрестности резко самобытными: «Здесь, вокрестностях Шахматова, что-то есть от поэзии Блока; и – даже: быть может,поэзия эта воистину шахматовская, взятая из окрестностей; встали горбины,зубчатые лесом; напружились почвы и врезались зори», «и веял ландшафт строчкойБлока» и точно рабочая комната – эти леса и поля…»
Какже появилось в его жизни имение Шахматово?
В1874 году профессор
Петербургского университета знаменитый
ученый-ботаник,дедушка поэта, А.Н.Бекетов
по совету своего друга и сослуживца Д.И.Менделеева,обосновавшегося
девятью годами раньше среди живописных
холмов подмосковнойКлинско-
В1881 году Александра Андреевна Блок привезла шестимесячного сына Александра вШахматово.
Навстречутройки запыленной
Старухавышла на крыльцо,
Отсолнца заслонив лицо
(Раздалсялистьев шелест сонный),
Бастыльникпокачнув крылом,
Коляскаподкатилась к дому,
Исразу стало всё знакомо,
Какбудто длилось много лет, -
Исерый дом, и в мезонине
Венецианскоеокно,
Цветстекол – красный, желтый, синий,
Какбудто так и быть должно.
Ключомстаринным дом открыли
(Ребенкавнес туда старик),
Итишины не возмутили
Собачийлай и детский крик.
Ониумолкли – слышно стало
Жужжаньемухи на окне,
Имуха биться перестала,
Илишь по голубой стене
Бросаетсолнце листьев тени,
Даветер клонит за окном
Столетниекусты сирени,
Вкоторых тонет старый дом.
Дазвук какой-то заглушенный –
Звуктой же самой тишины,
Ильзвон церковный, отдаленный,
Ильгул (неконченной) весны,
Ипотянулись вслед за звуком
(Которыйновый мир принес)
Отец,и мать, и дочка с внуком,
Иласковый дворовый пес…
Отсюдаберет исток первообразы поэта, его позднейшие раздумья… Здесь совершилосьоткрытие радости – родной земли:
Идверь звенящая балкона
Открыласьв липы и в сирень,
Ив синий купол небосклона,
Ив лень окрестных деревень.
Туда,где вьются пестрым лугом
Дорогиузкой колея.
Гдеобвелась…
Усадьбачья-то и ничья.
Ипо холмам и по ложбинам,
Межполосами светлой ржи
Бегут,сбегаются к овинам
Темнозеленыемежи,
Стадабелеют, серебрятся
Далекойречки рукава,
Телеги…катятся
Впыли, и видная едва
Белеетцерковь над рекою.
Заней опять – леса, поля…
Ивсей весенней красотою
Сияетрусская земля….
(Наброскипродолжения
второй главы поэмы «Возмездие»
ВШахматове было много друзей. Здесь и шахматовский возчик Гаврила, которогоА.Н.Бекетов называл «лириком»: Гаврила любил животных, на плече у него Сашачасто видел пригревшегося кота. Дорогу, по которой Гаврила возил воду, Сашаназывал Гаврилиной. Здесь и кухарка Ананьевна, говорившая какими-то необычайнояркими словами. «Вот когда цветы-то вспыхнут!» - повторяла она весной.
Сашадружил
со сторожем казенного леса и шахматовским
приказчиком
Хлебв Шахматове в те годы молотили цепами приезжие рязанцы. В набросках продолжениявторой главы поэмы «Возмездие» есть воспоминание, уходящее в пору самогораннего детства Блока:
Ужосень, хлеб обмолотили,
И,к стенке прислонив цепы,
Рязанцык веялке сложили
(Ужепоследние снопы).
Потомзерно в мешки ссыпают,
Белеющиеот муки
Втелегу валят и сажают
Наверхребенка на мешки.
Мешковс десяток по три меры
Везетс гумна в амбар шажком
Почтитридцатилетний серый,
Заним рязанцы вшестером,
Приказчик,бабушка с плетенной
Своейкорзинкой для грибов –
Следят,чтоб внук неугомонный
Несоскользнул… с мешков.
Авнук сидит, гордясь немного,
Чтоможно править самому,
Ипо гумну на двор дорога
Предлиннойкажется ему.
МаленькийСаша любит стихи. Он слушает пушкинские сказки. «Наша память хранит смалолетства веселое имя: Пушкин», - скажет Блок в конце жизни. Нравятся стихиЖуковского: «Первым вдохновителем моим был Жуковский», Полонского; ему читаютдетские книги. И мама, и бабушка, и дедушка сочиняют для него разные истории,присказки, стихи.
Так,по воспоминаниям, М.А.Бекетовой, летом 1883 года в Шахматове «мать сочинила дляСаши сказочку про девочку Пеструшку, которая ему очень нравилась».
Сашаначал складывать какие-то строчки лет в пять-шесть. С ранних лет запомнил он«постоянно набегавшие» на него «лирические волны». Лет восьми он уже записываетсвои небольшие сочинения – стихи и рассказы – в миниатюрные тетрадки, что-товроде крошечных журналов, даже с оглавлением. Там же и его рисунки. На первойстранице: «Моей милой мамочке!..» На второй: «Оглавление. Пожар. Зая. Зая.человек. Лопари».
Вусадьбе он знакомился с жизнью природы. Множество певчих птиц обитало вШахматове. Соловьи заливались около дома в кустах шиповника; иволги сидели налипах, прилетали дрозды, дятлы, сороки, горлинки. Ночью слышались совы.
Сашапишет не только о животных. Есть у него сочинения о бурях, кораблях, войне(«Ночь была темная и война была большая»). Всюду и везде рисует он корабли,мечтает стать матросом, юнгой.
В«издательских» занятиях Сашуры участвовали и взрослые. Сашино стихотворение«Огромные скалы качает водой…» Александра Андреевна переписала на отдельныйлисток и внизу пометила: «25 июля, 1888 г. Шахматово. Сашура».
ИсследованиюШахматова и близлежащих деревень помогли многочисленные поездки верхом. Черезмного лет Ф.А.Кублицкий вспоминал о совместных с Блоком поездках поокрестностям усадьбы: «На деревенских лошадках изъездили мы все окрестности нарасстоянии до 10-15 верст от Шахматова в разных направлениях… Часто возвращалисьдомой уже почти в темноте. Вставала красная полная луна, туман белой пеленойстлался вдоль реки и подбирался к усадьбе…
Этипоездки были открытием мира. В рассказе Блока «Исповедь язычника. Моя исповедь»(1918 г.) описаны и усадьба и, весенние просторы вокруг Шахматова, и нравнеобычного коня и дорога…
«Сначаламы
поехали по давно знакомой дороге,
по которой я ходил в детстве
с няней.Привычная скамеечка на
пригорке, осиновые жерди прясла с
отвисшей корой,считанные и
Внабросках продолжения второй главы поэмы «Возмездие» запечатлена та же картина:
Ипод палящим солнцем дня
……………………..на коня
Высокийбелый конь, почуя
Прикосновениехлыста,
Ужеволнуясь и танцуя,
Еговыносит в ворота.
Стремянпоскрипывают…
Позвякиваютудила,
Встречаютжадными глазами
Мир,зримый с высоты седла.
Информация о работе Усадьба Шахматово в поэтическом мире А. Блока