Тема любви в русской прозе XIX века (По роману Тургенева «Отцы и дети»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2010 в 16:17, Не определен

Описание работы

Сочинение

Файлы: 1 файл

Тема любви в русской прозе XIX века.doc

— 73.50 Кб (Скачать файл)

Тема  любви в русской  прозе XIX века (По роману Тургенева «Отцы  и дети»)

Написано в Тургенев Иван

Любовь способна творить чудеса, полностью изменить их видение жизни. Быть может, это самое сильное чувство, властвующее над разумом человека и способное заставить его по-новому смотреть на мир, воспринимать события с особой остротой ощущений как водоворот немыслимых происшествий.

Каждый человек  в своей жизни рано или поздно испытывает чувство любви, и тогда  его жизнь наполняется новыми впечатлениями и переживаниями. Для кого-то этот период становится одним из самых счастливых, но случается  и так, что любовь приводит к разочарованию и роковым ошибкам. Однако в любом случае любовь – это всегда испытание души, проверка жизненных убеждений человека.

Я думаю, что  каждому дарована возможность испытать это удивительное чувство, именно поэтому  меня поразили утверждения главного героя романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» о том, что любовь – это лишь физиологическая реакция организма. Но даже с таким умным и образованным человеком, как Базаров, любовь сотворила чудо и изменила в корне его мировоззрение.

Почему же на протяжении долгого времени Евгений Базаров отвергал любовь?

Базаров – сын  отставного полкового лекаря. Он приезжает  погостить со своим другом Аркадием в имение его отца, помещика Николая  Петровича Кирсанова. Базаров изучает  естественные науки в университете, собирается стать врачом. Вместе с тем, он человек новых взглядов, «нигилист», как представляет его Аркадий своему дяде Павлу Петровичу Кирсанову.

Аристократ Павел  Петрович, долго служивший в Петербурге и не утративший даже в деревенской  глуши столичного лоска, становится главным идейным противником Базарова. Споры между этими героями затрагивают все основные темы, волновавшие русское общество в тот период: отношение к народу, аристократии, естественным наукам, литературе, искусству и таким традиционным ценностям, как любовь и брак.

Тема любви  обсуждает в их спорах неоднократно, и каждый раз Базаров определяет любовь как не более чем «белиберда». В его словах мы видим презрительное  отношение к идеальным романтическим  чувствам и принятие любви только в физиологическом смысле: «Нравится тебе женщина, так возьми ее!»

Между трепетным  отношением к любви Павла Петровича  и иронически-циничным Базарова существует огромная пропасть, что подтверждает также слова Базарова в разговоре  о любви со своим учеником и  подражателем, мягкосердечным Аркадием: «А я все-таки скажу, что человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви и, когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек – не мужчина, не самец». Пожалуй, именно в этих словах героя раскрывается его полное отрицание такого волшебного и романтического чувства, как любовь.

Однако любовь не единственное, отрицаемое им. Базаров, называя духовность «романтизмом»  и «вздором», презирает людей  – ее носителей: «Порядочный химик  раз в двадцать важнее высокого поэта». Он смеется над отцом Аркадия, играющим на виолончели и читающим Пушкина; иронизирует над самим Аркадием, любящим природу, над Павлом Петровичем, бросившим жизнь к ногам любимой женщины.

Базаров отрицает музыку, поэзию, красоту, любовь по инерции, не разбираясь толком в этих понятиях. Его полное непонимание романтических чувств между мужчиной и женщиной он демонстрирует и в разговоре с Аркадием об Одинцовой: «Посмотрим, к какому разряду млекопитающих принадлежит сия особа»; «у нее такие плечи, каких я не видывал давно»; «что за фигура!»; «на других баб не похожа». Какой цинизм, какая ирония слышатся в этих суждениях! В них выражается все впечатление героя об Одинцовой, такова она в представлении Базарова, но мы видим ее совершенно другой.

Анна Сергеевна  Одинцова поражала достоинством осанки, плавными движениями, умно и спокойно глядящими глазами. От ее лица веяло  мягкой и ласковой силой. Жизнь в  ее имении отличалась роскошью, спокойствием, холодностью, отсутствием интересных людей. Размеренность и постоянство – главные черты уклада в имении Анны Сергеевны.

Остается ли Базаров в Никольском таким же, как и до приезда? В доме Одинцовой  с ним происходят удивительные метаморфозы.

Сначала Аркадий  обнаруживает, что Базаров в разговоре с хозяйкой имения сконфужен, смущен, зажат. Эта женщина отличалась ото всех независимостью своих суждений, образованностью, проникновенностью, умом и благородством. Даже такой противник «романтической» красоты. Как Базаров, смог увидеть и оценить все эти качества в героине. Мы замечаем его тревогу, беспокойство. Он легко раздражается, говорит нехотя, глядит сердито. Герой пытается побороть в себе новое чувство, начинающее зарождаться в его сердце.

Базаров отправляется в лес, чтобы остудить разум; упрямо закрывает глаза, заставляя себя спать. Что же послужило причиной «новизны» в поведении Базарова?

Настоящей причиной было чувство, возникшее у Базарова к Одинцовой. Он вдруг понял, что  не может избавиться от мысли об этой женщине, так привлекавшей его  и своей красотой, и умом, и достоинством. Базаров, утверждавший, что анатомия глаза не оставляет места для нежных взглядов, мечтает именно о нежных взглядах. Пытаясь бороться с новыми чувствами, он постепенно понимает, что не может исторгнуть из сердца Одинцову.

Таким образом, теория Базарова не выдерживает испытания  любовью и терпит поражение. Полюбив, он становится лучше, сердечнее, человечнее. Мы видим, что наш герой полюбил  первый раз в жизни в идеальном  смысле.

И вот Тургенев оставляет наедине Базарова и  Одинцову. О чем они беседуют? О том, как живет Анна Сергеевна, о счастье и, наконец, о любви. Базаров очень откровенен с Одинцовой, а ведь свои сокровенные мысли мы можем доверить только человеку, которого любим. «Раздражительная свежесть ночи, ее таинственное шептание» взволновало героев. Базаров «почувствовал себя наедине с молодою и прекрасною женщиной…» Он признает ее умной и красивой, говорит с ней о любви.

Герой видит  несчастье Анны Сергеевны в том, что она не может полюбить. А  ведь он сам уже влюблен! И вот кульминация этой сцены… Мы ждем решительного объяснения героя.

Базаров вдруг  приблизился к Одинцовой, стиснул  ее руку так, что она чуть не вскрикнула, и вышел вон. Через два часа он вернулся к себе с мокрыми от росы сапогами, взъерошенными волосами и угрюмый. Нет, не допустил Евгений Базаров своего признания в любви к Одинцовой. Но, читая эти строки, мы видим, как глубоко чувствует и переживает герой.

На следующий  день Базаров не смог сдержать своих  эмоций: «Знайте же, что я люблю  вас, глупо, безумно…» Эти слова главного героя выражают полноту и искренность его чувств. Мы видим его «пожирающий» взор, бьющуюся в нем страсть, похожую на злобу. Это состояние вполне объяснимо, ведь Базаров увидел в себе нового человека, способного любить и страдать.

Через полчаса Анна Сергеевна получила записку от Базарова, состоящую всего из одной строчки: «Должен ли я сегодня уехать – или могу остаться до завтра?» Евгений вверяет свое чувство этой женщине. Но Анна Сергеевна не смогла по достоинству оценить чувство Базарова. Она добивалась его откровенности только из интереса. И сейчас, после объяснения с Базаровым, она решает, что «спокойствие – лучше всего на свете».

Итак, любовь или  спокойствие? Перед таким выбором  стоит героиня. Она не решилась на любовь к Базарову, человеку неординарному, который вряд ли сделал бы ее жизнь спокойной.

А что же Базаров? Мы видим его преобразившимся. Испытание  любовью сделало его терпимее, сердечнее, мягче. Не случайно в композиции романа после объяснения с Одинцовой  следует «второй цикл странствий» героя. И в отношениях с родителями и с Аркадием, и с аристократами Кирсановыми он уже другой. Исчезла категоричность суждений, полное отрицание «романтизма».

Значит, любовь, по мнению Тургенева, способна изменить каждого. И победа Человека в Базарове есть великая победа любви 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

«Любовь столь всесильна, что перерождает  нас самих…» (Достоевский)

Написано в Сочинения на свободную тему

Красивое высокое  чувство, точное определение которому еще не смог дать никто. Оно сильнее  смерти, прекраснее жизни, оно может  все, но порой совершенно бессильно. Что это? Конечно же, любовь. Любовь во всех своих проявлениях удивительна, мистична и так проста. Мы любим наших родителей и родных, друзей и близких, Родину и даже себя. Но наиболее непонятной и возвышенной оставалась всегда любовь романтическая, которая толкает нас на такие подвиги, что о них потом слагают баллады и легенды.

В силе любви  не сомневается никто. На мой взгляд, лишь это чувство способно на столь  отчаянные шаги, что, анализируя их после, даже невозможно представить, как  подобное можно было совершить. Во имя  любви творили, созидали, улучшали, делали все самое прекрасное. К сожалению, любовь может быть еще и разрушающей, и тоскливой, и безответной. Такое чувство уничтожает, убивает. В любом случае любовь изменяет человека, она делает нас другими.

«Я понял, что  дом, где обитаете вы, священен, что  не единое существо, связанное с вами узами крови, не подлежит моему проклятию. Я отказался от мщения, как от безумства», — признается Дубровский Марье Кирилловне в повести А. С. Пушкина «Дубровский».

Всем известна трагическая судьба благородного разбойника. Ненависть и несправедливость ожесточили его. Любовь предотвратила убийство. «Я ходил около его дома, назначая, где вспыхнуть пожару, откуда войти в его спальню, как пресечь ему все пути к бегству — в ту минуту вы прошли мимо меня, как небесное ведение, и сердце мое смирилось», — продолжает Дубровский свое признание.

Он был прекрасным молодым человеком, благородным  и немного романтичным, но жизнь  предложила жестокую партию, которую  он проиграл. Дубровский избрал путь мщения, раз невозможно было добиться справедливости законным путем. Разбойные нападения, грабежи — все это стало его жизнью, но целью всегда оставался Кирилл Петрович Троекуров. И Дубровский был близок к его убийству; искалеченное сердце, душа, жаждущая мщения, не были моральной преградой. Но любовь переродила его.

Именно такие  сильные чувства, как ненависть  и любовь, которые, как известно, очень близки, могут изменить человека, его жизнь, его убеждения. Но ненависть  губит человека, съедает его изнутри, угнетает и уничтожает. Любовь же чаще всего возвращает к жизни, хотя порой дорога эта приносит очень много боли и страданий:

Как походил  он на поэта,

Когда в углу сидел один,

И перед ним  пылал камин,

И он мурлыкал:Benedetta

Иль Idol Mio и ронял

В огонь то туфлю, то журнал.

Таким вот «почти поэтом» стал известный повеса Евгений Онегин в одноименной поэме А. С. Пушкина, когда влюбился в Татьяну. Не таким он был прежде:

Онегин был, по мненью многих

(Судей решительных  и строгих),

Ученый малый, но педант,

Имел он счастливый талант

Без принужденья  в разговоре

Коснуться до всего слегка,

С ученым видом  знатока

Хранить молчанье в важном споре

Огнем нежданных  эпиграмм.

Повеса и дамский  угодник, циник и в сущности жесткий, хотя и достаточно благородный человек. Он снисходителен к романтике  и не считает достойной своего внимания простую деревенскую девушку, думая, что «вольность и покой замена счастью».

«Боже мой!

Как я ошибся! как наказан!»

Ведь милая  Татьяна уже «другому отдана и  будет век ему верна». Неужели  ее успех в свете, ее богатство  и модный дом так привлекли  Онегина, что он увлекся ею? Нет, увлечения  так далеки от того сильного чувства, которое презирает любые законы природы. Онегин действительно полюбил. И нет объяснения, нет ответа на вопрос «Почему?» Любовь будет хранить упорное молчание, истощая душевные силы и нарушая покой. Она ворвется в жизнь, не постучавшись, и вряд ли уйдет по вашему желанию.

Но, к сожалению, как уже говорилось, не всегда любовь — это чувство созидательное.

«Он все молчит; ведь я знаю, что он до того меня любит, что уже не мог не возненавидеть  меня», — пишет Настасья Филипповна к Аглае Епанчиной о своем  злом гении, о своем проклятии, о  человеке, который поклоняется ей, — Парфене Рогожине.

В романе Ф. М. Достоевского «Идиот» история страстной любви  к Настасье Филипповне Барашковой двух людей становится трагедией, заканчивающейся  ее смертью. Все чувства и эмоции на грани безумства, любовь превращается в навязчивую идею, в болезнь, от которой нет спасения. Безусловно, это дикое чувство многое меняет и в князе Мышкине, и в Рогожине, но обратимся к последнему: «Один из них был небольшого роста, лет двадцати семи, курчавый и почти черноволосый, с серыми маленькими, но огненными глазами».

Информация о работе Тема любви в русской прозе XIX века (По роману Тургенева «Отцы и дети»)