Роман «Замко Отранто» как готический

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2011 в 01:54, сочинение

Описание работы

Само описание замка иллюстрирует новое представление об эмоционально-эстетическом воздействии на читателя. Философия Берка с его понятием возвышенного, в основе которого лежат негативные эмоции, послужила основанием для этого. Сам же Уолпол в предисловии к первому изданию пишет, что автор данного романа, который был написан, как утверждает издатель, несколько веков назад, неизвестен, что место действия так же неизвестно.

Файлы: 1 файл

Роман.doc

— 73.00 Кб (Скачать файл)

     Само описание замка иллюстрирует новое представление об эмоционально-эстетическом воздействии на читателя. Философия Берка с его понятием возвышенного, в основе которого лежат негативные эмоции, послужила основанием для этого. Сам же Уолпол в предисловии к первому изданию пишет, что автор данного романа, который был написан, как утверждает издатель, несколько веков назад, неизвестен, что место действия так же неизвестно. Эти смутные представления о романе и жуткая атмосфера, как считает издатель, могут пробудить у читателя чувство страха. «Ужас - главное орудие автора - ни на мгновение не дает рассказу стать вялым; притом ужасу так часто противопоставляется сострадание, что душу читателя попеременно захватывает то одно, то другое из этих могучих чувств»(20, 5).  
       Это чувство страха и ужаса, так неразрывно связанное с готическим романом проявляется в полной мере и чаще всего в сценах, происходящих непосредственно в замке. Ужас испытывает Манфред при виде ожившего в замке портрета. Изабелла, спасаясь от Манфреда, идет  по мрачным коридорам замка, испытывая ужас, который невольно передается и читателям: «Подвальная  часть  замка  состояла  из   множества   низких   сводчатых коридоров, настолько запутанных, что  до  крайности  взволнованной  Изабелле нелегко было найти дверь  в  тот  погреб,  откуда  начинался  ход.  Пугающее безмолвие царило во всех этих подземных помещениях,  и  лишь  иногда  порывы  ветра сотрясали раскрытые ею двери, заставляя их скрипеть на ржавых  петлях, отчего по всему мрачному лабиринту прокатывалось  многократное  эхо.  Каждый  шорох вызывал у Изабеллы новый прилив страха, но больше  всего  она  боялась  услышать гневный голос  Манфреда,  побуждающий  слуг  преследовать  ее.  Она

ступала так  осторожно, как только могла, при  всем своем нетерпении, но часто  останавливалась и прислушивалась, нет ли у нее за спиной  погони.  Вдруг  ей показалось, что она услышала чей-то  вздох.  Затрепетав,  она  отступила  на несколько шагов. Кровь похолодела в ее жилах: она решила, что  это  Манфред. Самые  разнообразные  предположения,  какие  только  могли  быть   порождены чувством ужаса, пронеслись одно за другим в ее голове».(20, 37)

      Описание замка тоже вызывает ужас – огромные, величественные залы, гигантские каменные лестницы, на фоне этого человек выглядит слабым и беспомощным, у него возникают чувства страха, слабости и беззащитности.  
Тураев пишет об этом: «Готический роман утверждает трагический фатализм, как выражение беспомощности человека перед непостижимой мощью иррациональных сил. Добро и зло полярно противостоят друг другу. Предромантизм противостоит романтизму, для которого характерна стихийная диалектика в понимании противоречивой действительности, коллизий между «я» и миром».(19, 81-82). Луков в этом смысле согласен с Тураевым: «Действительность представляется неблагополучной, порой, ужасной. Важной в художественной концепции предромантизма была мысль о существовании потусторонних сил, которые являются порождением фантазии. Они и притягивают художников, и пугают их». (11, 59).               
  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                Заключение.

      Традиция, заложенная Уолполом, окажется значима и в эпохе романтизма, в частности для исторического романа, основными представителями которого будут Скотт и Гюго. Органическая спаянность в замке пространственных моментов-примет, историческая интенсивность этого топоса в целом определила его изобразительную продуктивность на разных этапах развития исторического романа. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 

Литература.  
1. Ананьева А.В. Принцип каприччо в пейзажном пространстве Павловска //Пространство и время воображаемой архитектуры. М., 2005.  
2. Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике// Бахтин М. М. Литературно-критические статьи. М., 1986

3. Бахтин М. М. Эпос и роман (О методологии исследования романа)// Литературно-критические статьи. М., 1986

4. Бельский А.  А. Английский роман 1820-х годов.  Пермь, 1975 
5. Берк Э. Философское происхождение наших идей возвышенного и прекрасного. М., 1979.  
8. Жирмунский В.М., Сигал Н.А. У истоков европейского романтизма // Уолпол. Казот. Бекфорд. Фантастические повести. Л., 1967.  
9. История эстетической мысли., т. 2. М.,1986.

10. Клименко Е.  И. Английская литература первой  половины XIX века. Л., 1971

12. Лейтес Н.  С. Роман как художественная  система. Пермь, 1985 
13. Лихачев Д.С. Поэзия садов. К семантике садово-парковых стилей. Сад как текст. СПб., 1991  
14. Макферсон Д. Поэмы Оссиана. Л., 1983

15. Нарский И.  С. Давид Юм. М., 1973

16. Скотт В.  О «Замке Отранто» Уолпола. // Фантастические  повести. Л., 1967.

17. Соловьва Н. А. У истоков английского романтизма. М.,1988

19. Тураев С. В. От Просвещения к романтизму. М., 1983

20. Уолпол. Казот. Бекфорд. Фантастические повести. Л., 1967.

21. Юм Д. О норме вкуса // Хатчесон Ф., Юм Д., Смит А. Эстетика. М.,1973

Информация о работе Роман «Замко Отранто» как готический