Образ провинции в романе Джейн Остен "Гордость и предубеждение"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2011 в 14:16, курсовая работа

Описание работы

В курсовой работе анализируется образ провинции в романе Джейн Остен "Гордость и предубеждение"

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………... 3
1. Джейн Остен – «первая леди» английской литературы ………………... 6
Джейн Остен – родоначальница классического дамского романа …….. 6
Влияние провинции на творчество писательницы………………………. 9
2. Образ провинции в романе Джейн Остен «Гордость и предубеждение»..................................................................................................
13
2.1 Английская провинция – ключевой элемент художественного пространства в романе «Гордость и предубеждение» ……………………… 13
2.2 Образы провинциального дворянства и их роль в романе ……………. 16
2.3 Влияние социальной среды на формирование характеров героев романа «Гордость и предубеждение………………………………………….. 24
3. Стилистические средства раскрытия характеров в романе Джейн Остен «Гордость и предубеждение»…………………………………………………. 27
Выводы ……………………………………………………………………….. 33
Список использованной литературы ……………………………………….. 35

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 215.00 Кб (Скачать файл)
p>ся с ней, когда  приезжает в гости к Коллинзам. Ее поражает бесцере-

монность хозяйки  поместья: она считает себя вправе расспрашивать

Коллинзов и  Элизабет о любых подробностях их частной жизни, вме-

шиваться и  давать советы о том, как вести  хозяйство и т. п. В другой раз

леди де Бур  сама приезжает в дом Беннетов. Теперь она изливает на

Элизабет настоящие  потоки брани. Она назвала слух о  возможной по-

молвке ее племянника, мистера Дарси, и Элизабет гнусной выдумкой, за-

тем пустила  в ход угрозы и оскорбления  в адрес Элизабет и её

родственников. Властный и безапелляционный тон  ее речи, сам выбор

слов типа the upstart, retentions of a young woman without family, connections, or fortune свидетельствует не только о неприязни к Элизабет, но и о грубости и бесцеремонности этой высокородной дамы. [29, c.241]

     Образы  героев романа «Гордость и предубеждение» несут на себе следы воздействия  тех нравов и той морали, что  были господствующими в среде провинциальных классов тогдашней Англии. Образы остеновских героев мы видим и сегодня, узнавая их речь или манеры поведения в окружающих и знакомых людях. 
 

     2 . 3  Влияние социальной среды на формирование характеров героев романа  «Гордость и предубеждение»  

     Какой бы сильной личностью не был человек, социальная среда диктует свои принципы и правила. По степени активности говорящих, их роли в ходе беседы, читатель может составить себе представление о социальной принадлежности собеседников, о сути отношений между ними, так как речь каждого отражает его общественное сознание. Темы   разговоров   обычно   определяются   собеседниками, которые в романе представляют социальные «верхи». Им принадлежит «монополия» в беседе. К этим людям приноравливаются те, кто зависим от их прихоти и благосклонности в силу своего «низкого» происхождения. В разговорах они приучаются «соблюдать дистанцию». [6, с.35].

     Те  же, кому свойственно чувство гордости и собственного достоинства, не унижаются  до заискивания и лести. Но относительно низкое социальное положение нередко обрекает их на роль пассивных слушателей или, наоборот, вынуждает говорить, когда хочется помолчать.

     B психологически и социально обусловленной речи героев Остен выделяет еще один важный ментальный и духовный феномен: их стремление к самоутверждению. Оно выражается, прежде всего, в прямолинейных высказываниях героев о себе и своих делах. В речах людей, не только тех, кто привык к сознанию своего социального превосходства (мистер Бингли и Дарси), но и тех, кто вырос в атмосфере социальной приниженности (мистер Коллинз, миссис Беннет), не раз повторяется самохарактеристика, полная самодовольства, преувеличенной оценки своей личности. Показателен отзыв мисс Бингли о местном обществе: «Лезут из кожи вон, чтобы себя  показать!  Сколько   в  этих   людях  ничтожества  и  в  то  же  время самодовольства.» [25, c. 330]

     Те  же персонажи, кто по своему положению  в обществе стоят выше заурядных  провинциалов, подчеркивают эту разницу  при любом удобном случае. В среде не очень-то богатых провинциалов Дарси явно чувствует себя человеком высшего ранга: «Мистер Дарси,— читаем в романе,— станцевал по одному разу с миссис Херст и с мисс Бингли и не захотел быть представленным остальным леди». [25, c. 39] Просто потому, что он считает это ниже своего достоинства.

     Поведение Дарси возмущают всю здешнюю  публику, его гордость, напыщенность и чувство собственного превосходства  явно отражены и в следующем его  диалоге с Бингли, когда он отвечает: «…Ваши сестры приглашены, а кроме них, в зале нет ни одной женщины, танцевать с которой не было бы для меня сущим наказанием.» [25, c. 45]Хотя Дарси и Бингли – выходцы из одной среды, но несмотря на сложившийся менталитет этой «верхушки социума», поведение их кардинально различно, просто феномен, как могут они так кардинально противоположно относится к провинциальному обществу! Если мистер Бингли находит интересным общество девушки без наследства, питает искренние чувства к Джейн, то Дарси делает вызов всем присутствующим, он считает для себя унижением танцевать с Элизабет только в силу социально-имущественных предрассудков.

     Наряду  с теми, кто неотступно следует  социальным предрассудкам и общему мнению о том, что они относятся  к более низкому социальному  слою, есть и прямо противоположный образ Элизабет Беннет. Она прямо указывает людям на их недостатки, высмеивает их, рубя с плеча все их принципы и устои.

     Во  всем романе сквозит классовая дифференциация, и все пороки списывают на происхождение, что в какой-то мере, естественно, справедливо, но, с другой стороны, многое зависит и от того, как человек развивается сам, какие выводы он способен сделать из произошедших событий.

     В романе «Гордость и предубеждение» через призму отношений между  семьями Беннет, Бингли, Дарси, Коллинз, Лукас, мы можем наблюдать типичные для современников Остен традиции и нравы, судить о жизни английской провинции. Основными проблемами являются проблемы материального характера, на фоне которых мы оцениваем поведение героев, анализируем их поступки, мотивы их побуждающие.

     Перечитывая «Гордость и предубеждение», все  более задумываешься над подтекстом, над тем, что Остен не выложила на поверхность, завуалировав мотивы поведения  своих персонажей. И все явственней между строк озаряет понимание  того, что за словами и действиями героев стоит сложившийся менталитет, образ мышления, определенные духовные ценности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Стилистические средства раскрытия характеров в романе Джейн Остен «Гордость и предубеждение» 
 

     Исследование  стилистического мастерства Джейн Остен показывает, что незаурядный талант позволил ей создать произведение, которое и по тематике и по всей своей структуре является большим и важным событием в развитии английской реалистической прозы. Искусное стилистическое мастерство Джейн Остин создает очень живую, очень достоверную картину нравов, быта, жизни маленького провинциального общества.

     Н.М. Демурова отметила, что Джейн Остин  значительно расшири-

ла и обогатила  характерный для классицизма  метод «гуморов», отка-

завшись от деления  героев на злодеев, жертв и резонеров [10, с.13].

Отметив, таким  образом, свойственное Остин реалистическое видение

характеров, Н.М. Демурова показала, как оно воплощено  в романе на

стилистическом  уровне. Она, например, считает, что  одним из новатор-

ских приемов  Дж. Остин было употребление несобственно-прямой ре-

чи.

     Например, изначально неприязненное отношение Элизабет к Дарси постепенно трансформируется в совершенно иные чувства, и ее внутренняя и несобственно-прямая речь, переплетаясь с авторским повествованием, позволяет проследить все оттенки этой эволюции. Так, первая реакция Элизабет на все, увиденное в Пемберли, выразилась в ее внутренней реплике «And of this place», thought she, «I might have been mistress!». Это невольное сожаление сменяется фразой, в которой она сама себе напоминает: «...that could never be; my uncle and aunt would have been lost to me; I should not have been allowed to invite them» [29, с.144]. Ее речь указывает здесь не столько на сожаление об упущенной в прошлом возможности, сколько на полную невозможность для нее брака с таким снобом, который не позволил бы ей принимать ее родственников. Но затем, слушая домоправительницу Дарси, глядя на его портрет, она начинает понимать масштаб его личности. Каждая фраза в ее внутреннем монологе, маркированная восклицательным знаком, выдает ее внутреннее волнение, постепенную смену ее оценок: «What praise is more valuable than the praise of an intelligent servant? As a brother, a landlord, a master, she considered how many people's happiness were in his guardianship! How much of pleasure or pain it was in his power to bestow! How much of good or evil must be done by him!» [29, с.146].

     Широко  используя несобственно-прямую речь, Джейн Остен

позволяет увидеть  внутренний мир героев в минуты ее самых

сильных душевных переживаний и эмоций. Так, ряд  кратких вопроси-

тельных и восклицательных  предложений, произносимых Элизабет

 «про себя»  после неожиданной встречи с  Дарси в Пемберли, прекрасно

передает ее взволнованность в эту минуту: «Her coming there was the

most unfortunate, the most ill-judged thing in the world! How strange must it

appear to him! In what a disgraceful light might it not strike so vain a man! It

might seem as if she had purposely thrown herself in his way again! Oh!

Why did she come? Or, why did he thus come a day before he was expected?

» [29, с.56].

     Новыми  были у Остен не только созданные  ею многогранные портреты обычных людей на фоне социальной среды, известной ей до мельчайших своих проявлений, но и сам язык ее романа, неповторимая в своей оригинальности художественная система. Стиль романистки до сих пор не подвергался всестороннему анализу.

     В отличие от своих предшественников и современников, Остен стремится  по мере возможности к объективной  интерпретации жизни, предпочитая  рассказу о людях непосредственное их изображение, и в этом заключается  одна из своеобразных черт ее стилистики. Человеческую сущность художница раскрывает главным образом с помощью изображения речевого общения людей. Очень существенную черту поэтики Джейн Остин подметила Т.А. Амелина. Она пишет: «Человеческую сущность художница раскрывает главным образом с помощью изображения речевого общения людей, т. е. прямой и диалогической речи». [1,с.15]

     «- Ну так слушайте, мой дорогой, - продолжала миссис Беннет. - Незерфилд, по словам миссис Лонг, снят очень богатым молодым человеком из Северной Англии.

     - А как его зовут? 

     - Бингли.

     - Он женат или холост?

     - Холост, дорогой, в том-то и  дело, что холост! Молодой холостяк  с доходом в четыре или пять  тысяч в год! Не правда ли, удачный случай для наших девочек? 

     - Как так? Разве это имеет  к ним отношение? 

     - Дорогой мистер Беннет, - ответила его жена, - сегодня вы просто невыносимы. Разумеется, вы понимаете, что я имею в виду его женитьбу на одной из них.» [25,с.12]

     В диалоге Остен выявляются характеры, индивидуальный жизненный опыт, культура, образ мышления каждого действующего лица; в нем отражаются противоречия и диалектические процессы частной жизни. Заставляя героев говорить о предмете своих умственных, деловых, бытовых интересов, писательница всегда проникает в самые интимные мотивы, таящиеся в глубине объективной обусловленности высказываний. Психологически-обусловленная речь героев Остен всегда воспроизводится как проявление их исторически-детерминированного сознания. Тем самым весь общественный фон, изображаемые социальные явления выступают с большой художественной силой и конкретностью.

        « -  Не правда ли,  какое это прекрасное развлечение для молодежи, мистер Дарси! В самом деле, может ли быть что-нибудь приятнее танцев? Я нахожу, что танцы - одно из высших достижений цивилизованного общества.

      - Совершенно верно, сэр.  И в то же время они  весьма распространены в обществе, не тронутом цивилизацией. Плясать умеет всякий дикарь.» [25,с.33].

     Джейн Остен без особого авторского нажима, используя преимущественно  средства языковой характеристики, всегда включающей индивидуальный для речи каждого персонажа словарный состав, синтаксический строй, стиль, интонацию, достигает всестороннего раскрытия героев. Индивидуализация языка действующих лиц служит у Остен одновременно и средством его типизации, с помощью которой она характеризует людей определенного социального облика, склада ума, психологии, изобличая социально-обусловленные человеческие пороки.

     Например, мистер Коллинз. Низменная сущность его натуры более всего дает себя знать в самый трудный для семьи Беннетов период: во время бегства Лидии с Уикхемом. Коллинз присылает им письмо – «соболезнование». Лексический состав этого письма представляет возвышенная литературная лексика: respectable family, present distress of the bitterest kind, the death as a blessing, augmented satisfaction, involved in disgrace и т. д., за которой скрыто лицемерное сочувствие в постигшем почтенную семью горе, а также и большая доля злорадства и самодовольства от сознания того, что, получив отказ от Элизабет и женившись на Шарлотте Лукас, он теперь избавлен от необходимости делить позор с семейством Беннет. [29,с.298].

     Высказывания  героев, стремящихся обогатить себя чтением и обладающих уравновешенным характером и способностью мыслить  логически, отличаются гармоничностью и завершенностью. Это характерно для речи мистера Дарси, Элизабет Беннет. Речь героев, мыслящих непоследовательно и не испытывающих потребности в просвещении, так же беспорядочна и путана, как и их мысли. Такова речь миссис Беннет и Лидии Беннет.

     Комический персонаж – миссис Беннет – существо весьма импульсивное и нетерпеливое. Суть ее характера прекрасно выдает каждая ее реплика. Лексико-синтаксический состав ее диалога всегда прост: слова из повседневного обихода, отрывистые восклицания и вопросительные предложения, выдающие суетность героини, ее неистребимое любопытство: «Well, Jane, who is it from? What it is about? What does he say? Well, Jane, make haste and tell us, make haste, my Love» [29,с.165].

     В обрисовке характера миссис Беннет Дж. Остин эффективно ис-

Информация о работе Образ провинции в романе Джейн Остен "Гордость и предубеждение"