Литература и искусство в годы Великой Отечественной войны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 22:17, курсовая работа

Описание работы

В годы Великой Отечественной войны борьбы за свободу и независимость Родины стала главным содержание жизни советских людей. Эта борьба требовала от них предельного напряжения духовных и физических сил. И именно мобилизация духовных сил советского народа в годы Великой Отечественной войны главной задачей нашей литературы и нашего искусства, которые стали могучим средством патриотической агитации.

Содержание работы

План
I. Введение
II. Литература в годы ВОВ
Ш. Искусство в годы ВОВ
3.1. Кинематограф и театральное искусство.
3.2. Агитационный плакат, как главный вид изобразительного искусства в годы ВОВ.

Файлы: 1 файл

referat.doc

— 72.50 Кб (Скачать файл)

    План

    I. Введение

    II. Литература в годы ВОВ

    Ш. Искусство в годы ВОВ

          3.1. Кинематограф  и театральное искусство.

          3.2. Агитационный плакат, как главный вид изобразительного искусства в годы ВОВ. 

    I. Введение 

    В годы Великой Отечественной войны  борьбы за свободу и независимость Родины  стала главным содержание жизни советских людей. Эта борьба требовала   от них  предельного напряжения духовных и физических сил. И именно мобилизация духовных сил советского народа в годы Великой Отечественной войны главной задачей нашей литературы и нашего искусства, которые стали могучим средством патриотической агитации.  

    II. Литература в годы ВОВ 

    Великая Отечественная война – это  тяжёлое испытание, выпавшее на долю русского народа. Литература того времени  не могла оставаться в стороне от этого  события.

    Так в первый день войны на митинге советских писателей прозвучали такие слова: «Каждый советский писатель готов все, свои силы, весь свой опыт и талант, всю свою кровь, если это понадобится, отдать делу священной народной войны против врагов нашей Родины». Эти слова были оправданны. С самого начала войны писатели почувствовали себя «мобилизованными и призванными». Около двух тысяч писателей ушли на фронт, более четырехсот из них не вернулись. Это А. Гайдар, Е. Петров, Ю. Крымов, М. Джалиль; совсем молодыми погибли М. Кульчицкий, В. Багрицкий, П. Коган.

    Фронтовые писатели в полной мере разделяли  со своим народом и боль отступления, и радость побед. Георгий Суворов, писатель-фронтовик, погибший незадолго до победы, писал: «Свой добрый век мы прожили как люди, и для людей».

    Писатели  жили одной жизнью со сражающимся народом: .мерзли в окопах, ходили в атаку, совершали подвиги и ...писали.

    Русская литература периода ВОВ стала  литературой одной темы – темы войны, темы Родины. Писатели чувствовали себя "окопными поэтами" (А. Сурков), а вся литература в целом, по меткому выражению А. Толстова, была "голосом героической души народа". Лозунг "Все силы – на разгром врага!" непосредственно относился и к писателям. Писатели военных лет владели всеми родами литературного оружия: лирикой и сатирой, эпосом и драмой. Тем не менее первое слово сказали лирики и публицисты.

    Стихи публиковались центральной и  фронтовой печатью, транслировались  по радио наряду с информацией  о важнейших военных и политических событиях, звучали с многочисленных импровизированных сцен на фронте и в тылу. Многие стихи переписывались в фронтовые блокноты, заучивались наизусть. Стихи "Жди меня" Константина Симонова, "Землянка" Александра Суркова, "Огонек" Исаковского породили многочисленные стихотворные ответы. Поэтический диалог писателей и читателей свидетельствовали о том, что в годы войны между поэтами и народом установился невиданный в истории нашей поэзии сердечный контакт. Душевная близость с народом является самой примечательной и исключительной особенностью лирики 1941-1945 годов.

    Родина, война, смерть и бессмертие, ненависть  к врагу, боевое братство и товарищество, любовь и верность, мечта о победе, раздумье о судьбе народа – вот  основные мотивы военной поэзии. В стихах  Тихонова, Суркова, Исаковского, Твардовского слышится тревога за отечество и беспощадная ненависть к врагу, горечь утрат и сознание жестокой необходимости войны.

    В дни войны обострилось чувство  отчизны. Оторванные от любимых занятий  и родных мест миллионы советских людей как бы по-новому взглянули на привычные родные края, на дом, где родились, на самих себя, на свой народ. Это нашло отражение и в поэзии: появись проникновенные стихи о Москве Суркова и Гусева, о Ленинграде Тихонова, Ольги Берггольц, о Смоленщине Исаковского.

    Любовь  к отечеству и ненависть к  врагу – это тот неиссякаемый и единственный источник, из которого черпала в годы ВОВ свое вдохновение  наша лирика. Наиболее известными поэтами  того времени были: Николай Тихонов, Александр Твардовский, Алексей Сурков, Ольга Берггольц, Михаил Исаковский, Константин Симонов.

           В поэзии военных лет можно выделить три основные жанровые группы стихов: лирическую (ода, элегия, песня), сатирическую и лирико-эпическую (баллады, поэмы). 

    В годы Великой Отечественной войны получили развитие не только стихотворные жанры, но и проза. Она представлена публицистическими и очерковыми жанрами, военным рассказом и героической повестью. Весьма разнообразны  публицистические жанры: статьи, очерки, фельетоны, воззвания, письма, листовки.

    Статьи  писали: Леонов, Алексей Толстой, Михаил Шолохов, Всеволод Вишневский, Николай  Тихонов. Они воспитывали своими статьями высокие гражданские чувства, учили непримиримо относиться к  фашизму, раскрывали подлинное лицо "устроителей нового порядка". Советские писатели противопоставляли фашистской лживой пропаганде большую человеческую правду. В сотнях статей приводились неопровержимые факты о зверствах захватчиков, цитировались письма, дневники, свидетельские показания военнопленных, назывались имена, даты, цифры, делались ссылки на секретные документы, приказы и распоряжения властей. В своих статьях они рассказывали суровую правду о войне, поддерживали в народе светлую мечту о победе, призывали к стойкости, мужеству и упорству. "Ни шагу дальше!" – так начинается статья Алексея Толстова "Москве угрожает враг".

    Публицистика  оказала огромное влияние на все  жанры литературы военных лет, и  прежде всего на очерк. Из очерков  мир впервые узнал о бессмертных  именах Зои Космодемьянской, Лизы Чайкиной, Александра Матросова, о подвиге молодогвардейцев, которые предшествовали роману "Молодая гвардия". Очень распространен в 1943-1945 годах был очерк о подвиге большой группы людей. Так, появляются очерки о ночной авиации "У-2" (Симонова), о героическом комсомоле (Вишневского), и многих других. Очерки, посвященные героическому тылу представляют собой портретные зарисовки. Причем с самого начала писатели обращают внимание не столько на судьбы отдельных героев, сколько на массовый трудовой героизм. Наиболее часто о людях тыла писали Мариетта Шагинян, Кононенко, Караваева, Колосов.

    Оборона Ленинграда и битва под Москвой  явились причиной создания ряда событийных очерков, которые представляют собой  художественную летопись боевых операций. Об этом свидетельствуют очерки: "Москва. Ноябрь 1941 года" Лидина, "Июль - Декабрь" Симонова.

В годы Великой Отечественной войны  создавались и такие произведения, в которых главное внимание обращалось на судьбу человека на войне. Человеческое счастье и война – так можно  сформулировать основной принцип таких произведений, как "Просто любовь" В. Василевской, "Это было в Ленинграде" А. Чаковского, "Третья палата" Леонидова.

В 1942 году появилась повесть о войне  В. Некрасова «В окопах Сталинграда». Это было первое произведение неизвестного тогда писателя-фронтовика, дослужившегося до капитана, провоевавшего под Сталинградом все долгие дни и ночи, участвовавшего в его обороне, в страшных и непосильных боях, которые вела наша армия

  Война стала для всех большой бедой, несчастьем. Но именно в это время люди проявляют нравственную суть, «она (война) как лакмусовая бумажка, как проявитель какой-то особенный». Вот, например, Валега — малограмотный человек, «...читает по слогам, и спроси его, что такое родина, он, ей-богу ж, толком не объяснит. Но за эту родину... он будет драться до последнего патрона. А кончатся патроны — кулаками, зубами...». Командир батальона Ширяев и Керженцев делают все возможное, чтобы сберечь как можно больше человеческих жизней, чтобы выполнить свой долг. Им противопоставлен в романе образ Калужского, который думает только о том, чтобы не попасть на передовую; автор также осуждает и Абросимова, который считает, что если поставлена задача, то ее надо выполнять, несмотря на любые потери, бросая людей под губительный огонь пулеметов.

  Читая повесть, чувствуешь веру автора в русского солдата, у которого, несмотря на все страдания, беды, неудачи, нет никаких сомнений в справедливости освободительной войны. Герои повести В. П. Некрасова живут верой в будущую победу и готовы без колебаний отдать за нее жизнь.

     

          Ш. Искусство в годы ВОВ 

Великая Отечественная война открыла  взору художника россыпи материала, который таил огромные нравственные и эстетические богатства. Массовый героизм людей дал искусству  как человековедению столько, что начатая в те годы галерея народных характеров все время пополняется новыми и новыми фигурами. Острейшие жизненные коллизии, в ходе которых с особой яркостью проявились идеи верности Отчизне, мужество и долг, любовь и товарищество, способны питать замыслы мастеров настоящего и будущего.           

          3.1. Кинематограф и  театральное искусство. 

  Большую роль в развитии искусства,  начиная  с первых военных лет, сыграла  театральная драматургия А. Корнейчука, К. Симонова, Л. Леонова и др. По их пьесам «Партизаны в степях Украины», «Фронт», «Парень из нашего города», «Русские люди», «Нашествие» позже по этим пьесам были поставлены фильмы.  

  Агитзадание и публицистика, карикатура и стихотворение, запись из фронтового блокнота и пьеса, напечатанная в газете, роман и радиоречь, плакатная фигура врага и возвышенный до пафоса образ матери, олицетворяющий Родину, - многоцветный спектр искусства и литературы тех лет включал в себя кинематограф, где немало из видов и жанров боевого искусства переплавлялось в зримые, пластические образы.

      В годы войны иным, чем в мирных условиях, стало значение разных видов  кино. 

      В искусстве на первое место выдвинулась  кинохроника как самый оперативный  вид кино. Широкий разворот документальных съемок, оперативный выпуск на экран киножурналов и тематических короткометражных  и полнометражных фильмов - кинодокументов позволил хронике как виду информации публицистике занять место рядом нашей газетной периодикой.

      Иным, чем до войны, но по - прежнему могучим  средством идейного воспитания масс стала художественная кинематография. Мастера художественной кинематографии стремились рассказать о героях фронта и тыла так, чтобы их подвиги вдохновили на новые героические дела тысячи и десятки тысяч солдат, офицеров, партизан, тружеников тыла.

      Кинооператоры на фронте вначале снимали также, как и в мирные дни во время  маневров. На экране неслись лавины танков, летели эскадрильи самолетов, бежали на общих планах бойцы...

      С осени 1941 года характер изображения  войны во фронтовых кинорепортажах начинает медленно изменятся. Поначалу киносюжеты фронтовых операторов  напоминали по своему стилю военные сводки. Однако постепенно все явственнее ощущалось стремление дать не только подробную информацию, но и попытаться осмыслить героическую эпопею Великой Отечественной войны.

      Новое в характере изображения войны  возникло, когда фронт подошел  к крупнейшим центрам страны, и  население приняло участие в  защите своих городов. Съемки обороны  городов-героев сыграли особую роль в развитии советской публицистики. Именно по этим лентам легче всего проследить, как постепенно углублялось в сознании документалистов понимание народного характера войны, и как с изменением взгляда на войну менялся стиль и характер документальных съемок.

      Одна  из первых попыток нового отражения героической эпопеи Отечественной войны была сделана в кинорепортаже, снятом операторами В. Микошей, М. Трояновским и С. Коганом в Одессе и Севастополе.

      В первые, июньские дни войны, проводы  уходящих на фронт снимались преимущественно  общим планом. Кинооператоров интересовал прежде всего сам факт.

      Спустя  несколько месяцев те же хроникёры  уже иначе снимали запись москвичей  в народное ополчение. Камера медленно скользит по рядам добровольцев, она  то останавливается на лице старого  интеллигента, то доброжелательно следит, как пожилой рабочий не спеша примеряет ватник, то наблюдает за молодым пареньком, впервые берущим в руки винтовку. Оператор словно зовёт зрителей внимательнее вглядеться в эти лица, постараться запомнить их: ведь люди идут защищать Москву, и многие, наверное, не вернутся...

      В трудные для Москвы дни, когда  враг оказался на расстоянии 25-30 километров от города, москвичи увидели на экранах  новый киножурнал - «На защиту родной Москвы». Его стала выпускать  группа кинорежиссёров, оставшихся в Москве (Л. Варламов, Б. Небылицкий, Р. Гиков,  Н. Карамзинский, И. Копалин, С. Гуров). Из материалов, присылаемых на студию фронтовыми

      кинооператорами, они монтировали короткие очерки и отдельные сюжеты, в которых  рассказывалось о боях на подступах Москвы, о военных буднях советской столицы. Последние номера киножурнала (за зиму 1941/42 г. было выпущено девять выпусков) информировали зрителя о ходе контрнаступления частей Красной Армии и разгроме фашистских войск под Москвой. Большая часть этого материала вошла в последствии в документальный фильм «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой»

Информация о работе Литература и искусство в годы Великой Отечественной войны