Лирические отступления в "Мертвых душах"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 08:34, реферат

Описание работы

Лирические отступления, разбросанные по всей поэме, органически вплетаются в повествование и звучат как крик боли, негодования и восторга. Они затрагивают актуальные для всех времен вопросы и усиливают впечатление от изображаемых картин. В отступлениях читатель знакомится с лицами, которые не действуют непосредственно в поэме. Это господа «толстые» и «тонкие», господа «большой руки» и «средней руки», правитель канцелярии Иван Петрович, разбитные малые, пьяницы и скандалисты и другие. Эти эпизодические лица нарисованы автором двумя-тремя штрихами, но играют большую роль. Они никогда не встречаются с главным героем – Чичиковым, но помогают автору в создании образа единой Руси.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 14.34 Кб (Скачать файл)

Мысли и чувства автора об идеальной России выражаются в  лирических отступлениях, наполненных  чувством глубокого патриотизма  и любви к Родине и чувством ненависти к несправедливости. В  лирических отступлениях мысль писателя уходит далеко от событий из жизни  главного героя и охватывает весь предмет изображения, «всю Русь», и  даже выходит на общечеловеческий уровень. Мысли автора о высоком назначении человека, о судьбе Родины и народа контрастно противопоставлены мрачным  картинам русской жизни.

Лирические отступления, разбросанные по всей поэме, органически  вплетаются в повествование и  звучат как крик боли, негодования  и восторга. Они затрагивают актуальные для всех времен вопросы и усиливают  впечатление от изображаемых картин. В отступлениях читатель знакомится с лицами, которые не действуют  непосредственно в поэме. Это господа «толстые» и «тонкие», господа «большой руки» и «средней руки», правитель канцелярии Иван Петрович, разбитные малые, пьяницы и скандалисты и другие. Эти эпизодические лица нарисованы автором двумя-тремя штрихами, но играют большую роль. Они никогда не встречаются с главным героем – Чичиковым, но помогают автору в создании образа единой Руси.

Повествование поэмы не раз  прерывают приподнято-лирические дорожные зарисовки, душевные разговоры с  читателем. В одном из самых поэтических  мест произведения, предворяющем рассказ  о жизни и формировании личности главного героя, тема дороги и будущего России сливаются. В этом лирическом отступлении народно-разговорная  речь переплетается с возвышенным  тоном речи, и читатель вместе с  автором проникается обаянием и  музыкой самого слова «дорога» и  чувством восторга перед природой: «Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове: дорога! и как чудна она сама, эта дорога: ясный день, осенние листья, холодный воздух...»

Автор говорит о «церквях со старинными куполами и чернеющими строениями», «темных бревенчатых  и каменных домах», «полях и степях», «избах, рассыпавшихся на косогоре», проникновенно передает ощущения человека, мчащегося на тройке: «Боже! как ты хороша подчас, далекая, далекая дорога! Сколько раз, как погибающий и  тонущий, я хватался за тебя, и ты всякий раз меня великодушно выносила и спасала! А сколько родилось в тебе чудных замыслов, поэтических  грез, сколько перечувствовалось  дивных впечатлений!..»

Органически входят в поэму  внесюжетные, вставные эпизоды, сцены, картины, рассуждения автора. Например, Гоголь как бы мимоходом набрасывает  портреты «тонких» и «толстых» чиновников. «Увы! Толстые умеют лучше на этом свете обделывать дела свои, нежели тоненькие», – пишет Гоголь. Или  сатирический портрет некоего правителя  канцелярии. Среди своих подчиненных  правитель – «Прометей, решительный  Прометей!.. а чуть немного повыше его, с Прометеем сделается такое  превращение, какого и Овидий не выдумает: муха, меньше даже мухи, уничтожается в  песчинку!»

В последней главе, рассказывающей о становлении характера Чичичкова, читатель снова погружается в  мир пошлости и зла. На примере  жизни своего героя автор очень  точно формулирует принципы, господствующие в современном ему мире: «больше  всего береги и копи копейку», «водись с теми, кто побогаче», «угождай начальству». С нескрываемой иронией писатель говорит о системе воспитания, при которой способности и дарования не имеют никакой ценности, а вечные истины вбиваются в головы юношей с помощью порки и других наказаний. Дух торгашества и наживы, царивший в мире крепостнического дворянства, проникал в учебные заведения и уничтожал в душах молодых людей все чистое и поэтическое.

Однако погрузив в очередной  раз в мир корысти и наживы, Гоголь вновь возвращает нас к  положительным началам русского характера, вселяет уверенность  в светлом будущем своего народа. В лирическом отступлении, завершающем  повествование, он рассказывает об одаренности  ярославского мужика, долотом да молотом смастерившем дорожную кибитку, о птице-тройке, зародившейся у бойкого народа «в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета», о смелости и удали простого русского человека. Завершает поэму грандиозный по своей выразительности образ несущийся Руси – птицы-тройки. В последнем лирическом отступлении автор подчеркивает обреченность мира чиновников и помещиков и веру в безграничные возможности русского народа.


Информация о работе Лирические отступления в "Мертвых душах"