Эстетика романтизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 19:52, лекция

Описание работы

Романтизм, как и всякое литературное направление, нашел выражение не только в художественном творчестве романтиков, но и в их эстетических взглядах. Зарождение и формирование эстетики романтизма протекало параллельно с поисками новых творческих принципов, и оба эти процесса находились в тесной связи и взаимодействии. Образование различных течений в романтизме отражалось и в теоретических разногласиях, разделявших романтиков. При известной общности эстетических основ романтизма в каждом его течении складывалась своя система художественных взглядов. Эти расхождения определялись, естественно, различием идейных предпосылок, лежавших в основе разных романтических течений литературы. Характеристика эстетических принципов романтизма поможет нам понять сущность этого литературного направления в целом и в его различных течениях.

Файлы: 1 файл

эстетика романтизма.docx

— 17.95 Кб (Скачать файл)

Романтизм, как и всякое литературное направление, нашел выражение  не только в художественном творчестве романтиков, но и в их эстетических взглядах. Зарождение и формирование эстетики романтизма протекало параллельно с поисками новых творческих принципов, и оба эти процесса находились в тесной связи и взаимодействии. Образование различных течений в романтизме отражалось и в теоретических разногласиях, разделявших романтиков. При известной общности эстетических основ романтизма в каждом его течении складывалась своя система художественных взглядов. Эти расхождения определялись, естественно, различием идейных предпосылок, лежавших в основе разных романтических течений литературы. Характеристика эстетических принципов романтизма поможет нам понять сущность этого литературного направления в целом и в его различных течениях.

Поиски новых эстетических идеалов характеризуют деятельность Дружеского литературного общества, организованного группой бывших воспитанников Благородного пансиона при Московском университете. В его  состав вошли братья Андрей и Александр  Тургеневы, В. А. Жуковский, А. Ф. Мерзляков, А. Ф. Воейков, братья Андрей и Михаил Кайсаровы, С. Е. Родзянко. На первом заседании, состоявшемся 12 января 1801 г., были утверждены «Законы «Дружеского литературного общества»«, определившие его задачи и организационные формы.

Своей первой целью Дружеское  общество поставило выработку правильных эстетических взглядов, верных художественных принципов: «Очищать вкус, развивать  и определять понятия обо всем, что изящно, что превосходно,— вот достойный предмет наших упражнений». Для этого, как записано в уставе, надо «особенно заняться теорией изящных искусств».

Но Дружеское общество имело и вторую цель: служить добродетели  и истине. В круг интересов общества входили не только художественные произведения, но также сочинения философские и политические. Речи, которые произносились на собраниях членами общества, посвящались не только литературным, но и морально-общественным вопросам. Так, Жуковский выступал с речами о дружбе, о страстях, о счастье. А. Тургенев, главный организатор и вдохновитель Дружеского общества, произнес речь, в которой восхвалял любовь к Отечеству как высшую добродетель человека, ссылаясь на «величайших героев древности», «воспаляющих» потомков «к великим делам». Исходя.из просветительской концепции о том, что все общественные законы» проистекли из «гласа природы» (Руссо), Тургенев распространяет это положение и на закон любви к Отечеству. Речь, произнесенная им в апреле 1801 г., через месяц после убийства Павла I и вступления на престол Александра I, заканчивается выражением надежды, что новый царь откажется от того, чтобы перед ним «пресмыкались во прахе рабы», и благословит «все предприятия» своих сынов. Члены Дружеского общества разделяли надежды передовых людей начала века на предстоящие преобразования в государстве. Мерзляков, затрагивая вопрос о внешних препятствиях, которые лежат на пути талантливого молодого писателя, указал на «бедность» и «образ правления». Общественно-политических вопросов касался и Воейков, осуждая деспотизм (в речи, произнесенной в последние месяцы царствования Павла I). Подобные высказывания заставили Тургенева напомнить об осторожности: «Отчего говорим мы так часто о вольности, о рабстве, как будто бы собрались здесь для того, чтобы разбирать права человека». Однако вслед за этим Тургенев призвал друзей готовиться к тому времени, когда «страждущая, притесненная бедность будет требовать» их помощи. Для оценки общественных взглядов левого крыла Дружеского общества показателен следующий факт: в 1806 г. учившийся в Гёттингенском университете А. С. Кайсаров защитил диссертацию «О необходимости освобождения крепостных в России» (опубликована на латинском языке в Германии).

Другая часть Дружеского общества — Жуковский, Ал. Тургенев, М. Кайсаров, Родзянко — придерживалась значительно более умеренных взглядов, выдвигая на первое место вопросы морали, личных, а не общественных добродетелей.

Не отличались полным единством  и литературные позиции членов Дружеского общества. Наиболее активно и новаторски по литературно-эстетическим вопросам высказывался А. И. Тургенев (1781 — 1803). В  своей речи «О поэзии и злоупотреблении  оной» Тургенев выступил против жанра  похвальных од, в которых нередко  прославляются «тираны». И «великий Ломоносов, истощая все свои дарования  на похвалы монархам, много потерял  для славы своей», а современным  одописцам даже трудно верить. Это был удар по одному из основных жанров классицизма.

Но еще более интересна  речь Тургенева «О русской литературе». Оратор сомневается в существовании  литературы, которая должна быть предметом  его речи. Есть литература французская, немецкая, английская, но есть ли русская? Те литературы позволяют судить о  духе народов, о характере наций, но что можно узнать о русском  народе, читая М. В. Ломоносова, А. П. Сумарокова, М. М. Хераскова, Н. М. Карамзина? Мы «утратили всю оригинальность, всю силу русского духа»,— с горечью заявляет молодой энтузиаст народных начал в литературе. Тургенев выдвигает положение, которое найдет развитие в романтической эстетике: «Теперь только в одних сказках и песнях находим мы остатки русской литературы... и чувствуем еще характер нашего народа». Поэтому условием, необходимым для процветания истинно русской литературы, оратор считает обращение «к русской оригинальности» и в обычаях, и в образе жизни, и в характере. Возвращаясь к литературе, Тургенев дает отрицательную оценку карамзинскому сентиментализму. Карамзин «слишком склонил нас к мягкости и разнеженности»; он «более вреден, нежели полезен, нашей литературе». Тургенев выступает против невнимания Карамзина-поэта к «важнейшим предметам», против увлечения его «мелочными родами» поэзии. Он полагает, что с точки зрения общего хода просвещения и особенно литературы Херасков больше сделал, чем Карамзин. Русской литературе нужен теперь второй Ломоносов, а не Карамзин: «Напитанный русскою оригинальностью, одаренный творческим даром, должен он дать другой оборот нашей литературе; иначе дерево увянет, покрывшись приятными цветами, но не показав ни широких листьев, ни сочных, питательных плодов». Отстаивая необходимость обращения литературы к важнейшим предметам, Тургенев особенно опасным признает тот факт, что за Карамзиным устремилась «толпа безрассудных подражателей», увлеченных «модной сентиментальностью». Можно удивляться зрелости и значительности литературных суждений Тургенева, предвосхитившего важнейшие идеи, выдвинутые позднее романтиками-декабристами.

А. Тургенева в его литературных взглядах поддерживали Мерзляков, А. Кайсаров, Воейков. Так, Мерзляков сетовал на то, что русская литература не имеет еще «собственных образцов во всех родах сочинений» и что русские писатели «рождаются, так сказать, во французской библиотеке». Другая группа членов Дружеского общества, настроенная более пассивно, готова была удовлетвориться камерно-лирической тематикой русской литературы. В речи М. С. Кайсарова «О том, что воображение доставляет нам больше удовольствий, нежели существенность» зазвучали мотивы пассивного романтизма.

Интересы, характерные для  Дружеского общества, нашли отражение  в статье Ал. Тургенева «Критические примечания, касающиеся до древней  славяно-русской истории» (1804), напечатанной как отклик на статью Карамзина (в  «Вестнике Европы» за 1802 г.), предложившего  русским художникам разработать  ряд сюжетов из русской истории. Соглашаясь с Карамзиным, Тургенев настаивает: «Пора духу русскому находить пищу в русском». Поэты оказались  в этом случае догадливее художников, и автор предвидит «ту счастливую перемену в нашей литературе, которая  родит в русской публике охоту  к отечественной истории». Зрителям, зевающим на представлении «Титова  милосердия», сумароковский «Димитрий Самозванец», по словам Тургенева, никогда не наскучит. В отличие от Карамзина, Тургенев полагает, что русскому писателю нет нужды обращаться к легендам: наша история «богата историческими характерами и происшествиями», которые должны быть увековечены художником и писателем.

Большой утратой для литературы, для русской эстетики была ранняя смерть А. Тургенева. Напечатанные в  «Вестнике Европы» его произведения «Элегия» (1802) и «К отечеству» (1802), написанные хорошими стихами, свидетельствуют  о стремлении начинающего поэта  проводить на практике свои эстетические принципы. В «Элегии» Тургенев признает тщетными попытки Карамзина и  других сентименталистов уйти в свой внутренний мир от страданий, которыми переполнена окружающая жизнь:

Напрасно хочешь ты, о добрый друг людей, Найти спокойствие внутри души твоей.

В стихотворении «К отечеству» поэт-патриот, обращаясь к родине, пишет: «Мы жизнию своей купить твое готовы благоденство».

Дружеское литературное общество не просуществовало и года: осенью 3801 г. его главные участники разъехались  из Москвы. Не осуществили они и  намерения публиковать свои речи и сочинения. Но значение Дружеского общества в литературной борьбе начала XIX в. никак нельзя игнорировать. Перед  нами один из истоков русского романтизма.


Информация о работе Эстетика романтизма