Версаль как основа королевской власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2010 в 21:31, Не определен

Описание работы

Введение
1. ВЕРСАЛЬ КАК СИМВОЛ АБСОЛЮТНОЙ МОНАРХИИ
1. Предыстория Версаля
2. История Версаля – замка Короля-Солнце
2. ВЕРСАЛЬ: ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ СИНТЕЗ ДВОРЦА И ПАРКА
1. Архитектурно – художественная композиция Версальского дворца: анфилада залов
2. Сад «по-французски». Особенности парковой композиции
Заключение
Список литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

курсовая!!!!!!!!!!!!!!! новое.doc

— 164.50 Кб (Скачать файл)

  Содержание

Введение…………………………………………………………………….. 3

  1. ВЕРСАЛЬ КАК СИМВОЛ АБСОЛЮТНОЙ МОНАРХИИ……..….6
    1. Предыстория Версаля……………………………………….….6
    2. История Версаля – замка Короля-Солнце…….......................11
  2. ВЕРСАЛЬ: ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ СИНТЕЗ ДВОРЦА И ПАРКА…..16
    1. Архитектурно – художественная композиция Версальского дворца: анфилада залов……………………………………….16
    2. Сад «по-французски». Особенности парковой композиции……………………………………………….……23

Заключение………………………………………………………………….35

Список литературы…………………………………………………………37

Приложения

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    Конец XVII-начало XVIII века во Франции связано  с периодом правления Людовика XIV. Это блистательная эпоха расцвета французского абсолютизма, принесшая всемирную славу Франции и ее культуре, неотделима от образа монарха, как солнце, осветившего свою страну и так и прозванного современниками: Король-Солнце. Абсолютизм в качестве государственной системы выступает носителем разумного начала в культуре и искусстве, предоставляя широчайшие возможности художественной реализации высоких идеалов рационализма в формах невиданного еще великолепия резиденции короля-Солнца. А потому именно в это время создается Версаль - идеальное воплощение абсолютизма в архитектуре и высокий пример устремления архитектурного гения нации к созданию совершенных форм мира природы в соответствии с законами человеческого разума.

    Версаль - с  этим именем связано во всем мире представление о самом значительном  и великолепном дворце, возведенном по воле одного монарха. Версальский дворец, признанный шедевр мирового наследия, является достаточно молодым дворцово-парковым ансамблем, ему всего три с половиной века. И уже почти триста лет он привлекает внимание исследователей, писателей, ученых, туристов.

    Несмотря  на то, что Версаль является интересным объектом для исследователей во всем мире, существует очень мало работ о Версале, созданных русскими исследователями. Еще меньше материалов, освещающих вопросы целостности архитектурной композиции Версаля, его роли в истории паркового искусства и историко-художественного значения.

    Именно  эти обстоятельства предопределили выбор темы, постановку цели, задач  и основные направления данной курсовой работы.

    Актуальность  данной работы подтверждается тем, что в настоящее время много исследователей, занимающихся изучением данной темы и посвятивших ей свои научные работы. Версаль – культурно-исторический памятник, привлекающий своей красотой бесчисленное множество туристов, желающих оценить всю прелесть богатства построения, что безусловно вызывает и мой интерес подробного изучения.

    Цель работы: рассмотрение Версаля как дворцово-паркового ансамбля, состоящего из разнообразных, но связанных единым замыслом элементов.

    В связи с поставленной целью возникает задача: на основании доступных литературных материалов показать, что Версаль в конце XVII – начале XVIII века являлся символом абсолютной власти Людовика XIV.

    Задачи  работы:

  1. Познакомиться с историей строительства Версаля.
  2. Подробно рассмотреть и изучить архитектурные, композиционные и художественные особенности дворцово-паркового ансамбля Версаля.

       Методы исследования:

  1. Анализ научно-популярной литературы по данной теме.
  2. Изучение планов, схем и иллюстраций дворцово-паркового ансамбля Версаля.

    Первая  и основная работа в отечественном  искусствознании по Версалю принадлежит  крупному искусствоведу Михаилу Алпатову в книге «Этюды по истории западноевропейского искусства». Она вышла в 1939 году. В ней подробно изложены история создания Версаля, особенности композиции дворца, парка, интерьеров, выявлены закономерности и принципы построений. Работа оказалась ценной при написании данной курсовой работы, так как Алпатов часто указывает на композиционные связи различных частей ансамбля.

    Отличается  подробностью в изложении материала  монография «Парки мира». В соответствии со своей спецификой, Версаль изучается в ней как регулярный пейзажный парк, также подробно рассмотрены периоды его строительства, композиция, описываются планировочная система с подробностями по размерам и площади парка.

     Остальные работы посвящены иным искусствоведческим проблемам и не ставят своей целью анализировать Версальский ансамбль, но отдельные упоминания о нем довольно существенны.

    В книге Саваренской Т.Ф. «Западноевропейское  градостроительство XVII - XIX веков» были почерпнуты подробности о строительстве города Версаль.

    Интересная подробная статья о Ленотре, знаменитом ландшафтном архитекторе, который работал в Версальском парке, была найдена в книге Ожегова «История ландшафтной архитектуры» и также использована в курсовой работе.

    Большинство использованной литературы по данной теме относится к середине XX века. Но наличие новых статей об искусстве Версаля говорит о его актуальности и сейчас.

    Кажется необходимым отметить в данном контексте  полный путеводитель по Версалю на русском языке, составленный Кристианом Рио. Он содержит статьи хранителей Национального музея дворцов Версаля и Трианона, а также полон прекрасных фотографий и планов.

    Объектом  исследования является дворцово-парковый ансамбль Версаль.

    Предметом исследования работы является: Версаль как символ абсолютной монархии, Версаль: великолепный синтез дворца и парка. 
 

  1. вЕРСАЛЬ как символ абсолютной монархии
    1. Предыстория Версаля

    17 августа 1661 года. Этот день был  чрезвычайно душным и жарким. Даже земля растрескалась, а застывший раскаленный воздух обжигал все живое. Над дорогой, ведущей из Фонтенбло, поднималось густое черное облако пыли. Королевский кортеж пустился в путь в самое тяжелое время дня—в три часа пополудни. Окна карет, украшенных позолоченными дворянскими гербами, быт наглухо закрыты. Придворные задыхались в своих наглухо застегнутых камзолах, накрахмаленных кружевах и тяжелых париках. Дамы не могли найти спасения от едкого запаха лошадиного поты и пыли, проникающей во все щели. Карета короля летела, словно на крыльях, уносимая шестеркой белоснежных лошадей. Рядом с королем находились его мать, Анна Австрийская, и брат, герцог Филипп Орлеанский. Охраняли процессию вооруженные мушкетеры и гвардейцы. [1, с. 4-5]

    Путь  королевского кортежа лежал в  замок Во-ле-Виконт, что располагался в 45 километрах от Парижа. Его владельцем был сюринтендант финансов Никола Фуке. Визит короля не был обычным событием. Этот день изменил историю Франции. В марте 1661 года умер первый министр Франции, кардинал Мазарини, и впервые за много лет молодому королю предоставилась возможность взять власть в свои руки. До сих пор король лишь официально считался правителем, тогда как реальная власть принадлежала первым министрам, чаще всего лицам духовного звания. Отец Людовика XIV, Людовик XIII, как политик ничего собой не представлял. Он целиком положился на политическую дальновидность сначала мудрого кардинала Ришелье, а затем, после его смерти, Мазарини. Фактически правил первый министр, а королю оставалось лишь предаваться своему любимому развлечению – охоте. Собственно, для этой цели и был выстроен охотничий домик в Версале. На символ королевской власти он явно не тянул.

    Что же касается Никола Фуке, то в течение 18 лет он служил кардиналу Мазарини. Вернее, формально Фуке был подотчетен королю, а на деле обогащался сам  и способствовал невероятному обогащению Мазарини, который ко времени своей смерти являлся владельцем более чем полумиллионного состояния.

    Фуке, человек блестящего ума. Умел в равное степени вызывать как чувство  восхищения, так и откровенную  ненависть. Он обожал поэтов, красивых женщин и изящное искусство, настоящий меценат, правда, забывший о том, что Меценат немыслим без Августа. Этот честолюбивый человек не мог ждать чересчур долго, что являлось препятствием к достижению намеченных целей. Он с двух концов поджигал свечи своих немыслимо роскошных венецианских люстр. Он распоряжался  казенными деньгами и не считал обязательным придерживаться каких-либо правил; главное – достичь успеха любой ценой! Подобные качества возбудили ненависть короля и завистливого министра Кольбера. Собственно, и сам Фуке усугублял свое положение тем, что обращался с министром как с бедняком, а с королем – как с недоразвитым подростком. Кроме того, Фуке, привыкший подкупать придворных дам, предложил королевской фаворитке Луизе де Лавальер 200 тысяч франков. Женщина была оскорблена и заявила, что не уступит министру финансов ни за какие деньги, и немедленно рассказала Его Величеству о предложении Фуке. Как может отреагировать мужчина на подобное заявление? Это была поистине непоправимая ошибка Фуке.

    Короля несказанно раздражали богатство Фуке, его необузданная гордыня и его герб. Герб был со значением: серебряный, с белкой (между прочим. В просторечии белка именуется «фуке»). Семейный девиз гласил: «Куда я только не взберусь!». Министр финансов мог купить все; он нанял лучших во Франции архитекторов, художников, оформителей и возвел дворец – предмет зависти влиятельнейших и богатейших правителей Европы.

    Во  владениях министра финансов находился  дворец Во-ле-Виконт, способный поразить воображение самых тонких ценителей прекрасного. Именно Во-ле-Виконт поднял престиж своего хозяина на небывалую высоту. Три близлежащие деревни были разрушены, чтобы расширить строительную площадку. Команда, участвовавшая в строительстве, была просто неповторима: архитектор Луи Лево. Художник Шарль Лебрен, скульпторы Франсуа Антье, садовник Андре Ленотр. Фуке, обладая изысканным вкусом, вникал в малейшие детали архитектурного замысла, меблировки и внутренней отделки.

    Строительные  работы начались в 1656 году и продолжались три года. В них принимали участие 18 тысяч человек. Здесь же Лебрен организовал ателье по производству ковров, впоследствии ставшее королевской мануфактурой гобеленов. Расходы были беспредельными и превышали 18 миллионов ливров (то есть годовую зарплату 60 тысяч простых рабочих).

    17 августа наивный безумец Фуке  решил устроить королю праздник, незабываемый, превосходящий все  известные до него во Франции.  Что может быть глупее, чем  показать властелину, что его  подданный безмерно богат и  всемогущ!

    У министра впереди долгие месяцы и годы, в течение которых будет достаточно времени для того, чтобы как следует проанализировать свои просчеты. А пока он демонстрировал гостям античные мраморные статуи, кариатиды в овальном салоне, картины Лебрена, на одной из которых, кстати, была изображена Луиза де Лавальер, мебель, обитую парчой и бесценные ковры.

    Придворные  осмотрели и центральную аллею, по обеим сторонам которой сто  фонтанов различной высоты образовал  две прохладные водяные стены. С  холма модно было увидеть панораму дворца с двумя симметричными крыльями, террасами, бассейнами, статуями. Узорами из травы и цветов на фоне красного гравия. Каменные белки резвились между лапами больших львов с добродушными мордами. Король и придворные осмотрели все, вплоть до огородов и сада с апельсиновыми деревьями. Пиршество тоже было роскошно. Гостей ждали 80 накрытых столов, 30 буфетов с 6 тысячами тарелок и 400 серебряными блюдами. На столе, предназначенном для короля, находился сервиз из чистого золота. Впоследствии посуда из этого сервиза по распоряжению короля была переплавлена для оплаты расходов на Тридцатилетнюю войну.

    Три тысячи человек одновременно расселись  за столы. Меню поражало самый изысканный вкус: фазаны, орталаны, перепелки, куропатки, суп из раков, запеченные паштеты, сладости, фрукты, вина из всех провинций страны. Гастрономические расходы в общей сложности выливались в сумму, составляющую 120 тысяч ливров.

    После захода солнца во дворце состоялась беспроигрышная лотерея с дорогими подарками  – оружием, украшениями, произведениями искусства. Затем в естественном зеленом театре состоялся спектакль Мольера. Представление завершилось грандиозным фейерверком. 400 ламп в форме лилий освещали аллеи, по которым придворные возвращались во дворец для ужина. В два часа ночи Людовик решил отъезжать. Когда кареты направлялись к огромным узорчатым воротам, все вокруг словно взорвалось от ослепительного фейерверка. Казалось, само небо треснуло и раскололось над головами. Лошади поднялись на дыбы, и их с трудом удалось сдержать.

    Король  был настолько взбешен, что едва не арестовал Фуке в его собственном замке. Только Анна Австрийская не позволила сыну нарушить законы гостеприимства и удержала его от эмоционального поступка. Однако судьба Фуке была предрешена.

Информация о работе Версаль как основа королевской власти