Третьяковская галерея. История создания. Шедевры и коллекции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 15:24, доклад

Описание работы

Собирательство различного рода коллекций, в том числе и картин, было весьма распространенным в среде купечества, а в плане создания картинных галерей, Третьяков был далеко не пионером. Самую первую художественную галерею основал коллекционер Свиньин, его галерея, называвшаяся «Русским музеем», существовала с 1819 по 1839 г.г., а в последствии была продана на аукционе.

Содержание работы

1. Введение.
2. Биография Павла Михайловича Третьякова.
3. П. М. Третьяков – знаток русского искусства.
4. Галерея в период с 1860 года по 1898 год.
5. После Третьякова.
6. Галерея в наши дни.
7. Заключение.
8. Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

Министерство сельского хозяйства.doc

— 92.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  сельского хозяйства

Российской  Федерации

Воронежский государственный аграрный

университет имени К.Д. Глинки.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Доклад  на тему: 

« Третьяковская галерея.

История создания. Шедевры  и коллекции». 
 
 
 
 
 
 

Подготовила:

студентка Б-1-3

Коровина Е.В.

Руководитель:

Марри Г. В. 
 
 
 
 

г. Воронеж

2008 г. 

                                                  План. 

  1. Введение.
  2. Биография Павла Михайловича Третьякова.
  3. П. М. Третьяков – знаток русского искусства.
  4. Галерея в период с 1860 года по 1898 год.
  5. После Третьякова.
  6. Галерея в наши дни.
  7. Заключение.
  8. Список используемой литературы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                               Введение. 

    Собирательство  различного рода коллекций, в  том числе и картин, было весьма  распространенным в среде купечества, а в плане создания картинных галерей, Третьяков был далеко не пионером. Самую первую художественную галерею основал коллекционер Свиньин, его галерея, называвшаяся «Русским музеем», существовала с 1819 по 1839 г.г., а в последствии была продана на аукционе. Также, в 1840- 1860 году коллекционер Прянишников из Санкт-Петербурга и коллекционеры Кокорев и Солдатенков имели большие коллекции картин. Но их собрания преследовали цель собирательства как такового, в то время как собирательская деятельность

П.М. Третьякова не имела решительно ничего общего с такого рода мотивами купеческого  коллекционирования, она велась иными  методами и имела иную высокую  цель.

    "Для  меня, истинно и пламенно любящего  живопись, не  может  быть лучшего  желания, как положить начало общественного,  всем  доступного хранилища изящных искусств, принесущего многим пользу, всем  удовольствие", - писал собиратель в 1860 году, добавляя при этом: "...я желал бы составить национальную галерею, то есть состоящую

из картин русских  художников".

    О  П.М. Третьякове и о деле  его жизни – собирании картин  русской школы и постройке  галереи, первого в России общедоступного  музея русской школы искусства,  расскажут страницы этого доклада.

 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                    Биография Павла Михайловича Третьякова. 

       Третьяков Павел Михайлович [15 (27) декабря 1832 г., Москва — 4 (16) декабря  1898 г., там же], российский купец-предприниматель,  меценат, собиратель произведений  отечественного изобразительного  искусства, основатель общедоступной частной художественной галереи. Брат Сергея Михайловича Третьякова.   Принадлежал к роду Третьяковых. Получил хорошее домашнее образование. Семья Третьяковых была большая и дружная. Кроме Павла и Сергея, росли еще семь братьев и сестер. С четырнадцати лет Павел вместе с братом Сергеем Михайловичем приобщался к семейному делу в лавках. Торговали Третьяковы льняным полотном.

    К  концу 1840-х гг. Третьяковы владели  пятью лавками в Старых торговых  рядах между Ильинкой и Варваркой. После смерти отца дела вели мать и старшие сыновья. После смерти матери П. М. Третьяков возглавил семейное предприятие, расширил и укрепил его. На базе нескольких фабрик в Костромской губернии было учреждено «Товарищество Большой Костромской льняной мануфактуры» (1866 г.), которым владела семья Третьяковых.

    В  1865 г. женился на двадцатилетней  Вере Николаевне Мамонтовой, образованной  девушке из известной купеческой  семьи, музыкально одаренной и  разделявшей увлечение мужа искусством. Брак был счастливым. На семейных приемах бывали многие известные люди того времени, выдающиеся писатели, музыканты.

    Обладая  не самым крупным в Москве  состоянием, Павел Михайлович пользовался  в купеческой среде большим  авторитетом и многократно выполнял  общественные обязанности, занимал выборные должности.

     Как  собиратель начал с приобретения  художественных изданий и гравюр  на знаменитых «развалах» у  Сухаревой башни. В 1854 г. он  купил там первые десять картин, полотна старых голландцев. Однако уже через два года приобретает две жанровые картины русской школы - «Искушение» Н. Г. Шильдера и «Финляндские контрабандисты» В. Г. Худякова, которые и легли в основу выдающегося собрания.

   Не удовлетворяясь  обладанием частной коллекцией, Павел Михайлович хотел создать  национальную художественную галерею.

   Программа  создания национальной галереи  была сформулирована Третьяковым  в завещательном письме в 1860 г.. Согласно этому документу,  он завещал свой основной капитал  на устройство «художественного  музея». Поставленной однажды цели Третьяков остался верен всю жизнь.

   Кроме  занятия собирательством Третьяков  участвовал и благотворительный  деятельности. Он состоял почетным  членом Общества любителей художеств  и Музыкального общества со  дня их основания, вносил солидные  суммы, поддерживая все просветительские начинания. Принимал участие во всех пожертвованиях в помощь семьям погибших солдат во время Крымской и Русско-турецкой (1877 - 1878 гг.) войн. Стипендии П. М. Третьякова были установлены в коммерческих училищах - Московском и Александровском.

Он никогда  не отказывал в денежной помощи художникам и прочим просителям, тщательно заботился  о денежных делах живописцев, которые  без страха вверяли ему свои сбережения. Павел Михайлович многократно ссужал деньги своему доброму советнику и консультанту И. Н. Крамскому, помогал бескорыстно В. Г. Худяков, К. А. Трутовскому, М. К. Клодту и многим другим.

    Братьями  – Павлом и Сергеем Михайловичем  было основано в Москве Арнольдо-Третьяковское  училище для глухонемых. Попечительство  над училищем, начавшееся в 60-е годы, продолжалось в течение всей жизни Павла Михайловича (Сергей Михайлович умер раньше, в 1892 году) и после его смерти.

    Третьяков  в августе 1892 года подал в  Московскую городскую Думу предложение  о передаче всех своих художественных ценностей в дар Москве. При передаче галереи городу в 1892 году коллекция, включавшая1276 картин, 471 рисунок и 9 скульптур русских мастеров, была оценена в 1, 5 миллиона рублей. Общий размер пожертвования, включая недвижимость, капитал,  завещанный для галереи братом Павла - Сергеем, а также собранные им 84 картины европейских мастеров, достигал 2 миллиона рублей.

   15 августа  1893 года состоялось официальное  открытие музея. Новый очаг  культурной жизни получил наименование "Московская городская галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых".

   В том  же 1893 году Павел Михайлович отказался  от дворянства, которое хотел  даровать царь после передачи  галереи Москве. "Я купцом родился,  купцом и умру", - ответил Третьяков  явившемуся его обрадовать чиновнику. Единственное звание, принятое им с гордостью, - Почетный гражданин города Москвы.

    В  конце ноября 1898 года Павел Михайлович  слег, началось обострение язвы  желудка. Он отказался от консилиума  врачей. Скрывая свои страдания  от близких, каждое утро вызывал к себе служащих галереи и торговой конторы с докладом. О галерее он думал и в свое последнее утро 4 декабря 1898 года. Молча выслушав сообщения, Павел Михайлович угасающим голосом произнес: "Берегите галерею..." и тотчас умер. Эти слова были последними.

Похоронили его  на Даниловском кладбище. А в 1948 году прах был перенесен на Новодевичье  кладбище.

    В.  В. Стасов, в некрологе на смерть  П. М. Третьякова, писал: "Третьяков  умер знаменитым не только  на всю Россию, но и на всю  Европу. Приедет ли в Москву человек из Архангельска или из Астрахани, из Крыма, с Кавказа или с Амура - он тут же назначает себе день и час, когда ему надо, непременно надо, идти на Замоскворечье, в Лаврушинский переулок, и посмотреть с восторгом, умилением и благодарностью весь тот ряд сокровищ, которые были накоплены этим удивительным человеком в течение всей его жизни". 
 
 
 
 

                        П. М. Третьяков  – знаток русского  искусства. 

    Третьяков  - коллекционер был в известном  роде феномен. Современники

немало удивлялись природному уму и безукоризненному вкусу этого

потомственного  купца. "Я должен сознаться, - писал  в 1873 году художник

И.Н. Крамской, - что это человек с каким-то, должно быть, дьявольским

чутьем". Нигде  специально не учившийся, он обладал, тем  не менее, широкими познаниями, особенно в области литературы, живописи,  театра и музыки. "Третьяков по натуре и знаниям был ученый", - скажет в 1902  году

в своей "Истории  русского искусства" художник и критик А.Н. Бенуа.

    Третьяков  никогда не работал с "суфлерами". Будучи близко знаком с

огромным числом  художников, писателей, музыкантов и  со многими очень

дружен, Третьяков  охотно выслушивал их советы и замечания, но поступал

всегда по-своему и решения свои, как правило, не менял. Вмешательства в

свои дела он не терпел.

    Крамской, пользовавшийся неоспоримо самым  большим расположением и уважением  Третьякова, вынужден был заметить: "Я давно его знаю, и давно  убедился, что на Третьякова никто  не имеет влияния, как  в  выборе картин, так и в его  личных мнениях... Если и были художники, полагавшие, что на него можно было влиять, они должны были потом отказаться от своего заблуждения". Со временем высокий вкус, строгость отбора и, конечно же, благородство намерений принесли Третьякову заслуженный и неоспоримый авторитет и дали ему "привилегии", которых не имел  ни  один другой коллекционер: Третьяков получил право первым  смотреть новые работы художников или непосредственно в их мастерских, или на  выставках, но, как правило, до их публичного открытия.

    Визит Павла Михайловича к художникам всегда был волнующим событием, и не без  душевного трепета все они, маститые и начинающие, ждали от Третьякова его тихого: "Прошу Вас картину считать за мной". Что было для всех равнозначно  общественному  признанию.

    "Признаюсь Вам откровенно, - писал в 1877 году И.Е. Репин П.М. Третьякову, -  что если  уж  его продавать (речь шла о картине Репина "Протодьякон".) то только в Ваши руки,  в Вашу галерею не жалко, ибо говорю без лести, я считаю за большую для себя честь видеть там свои вещи". Нередко художники шли Третьякову на уступки,  а Третьяков никогда не покупал не торгуясь, и снижали для него свои цены, оказывая тем самым посильную поддержку его начинанию. Но поддержка  здесь была обоюдной.

    Художники  и историки искусства давно уже заметили, что, "не появись

в свое время  П.М. Третьяков, не отдайся он всецело  большой идее, не начни

собирать воедино  Русское Искусство, судьбы его были бы иные: быть может,  мы не знали  бы ни "Боярыни Морозовой", ни "Крестного  хода...",  ни всех тех

больших и малых  картин, кои сейчас украшают знаменитую Государственную Третьяковскую  галерею.  (М. Нестеров). Или:  "...Без  его помощи русская живопись никогда  не вышла бы на открытый и свободный  путь, так как Третьяков был  единственный (или почти единственный), кто поддержал все, что было нового, свежего и дельного в русском художестве" (А. Бенуа).

Информация о работе Третьяковская галерея. История создания. Шедевры и коллекции