Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2010 в 14:48, Не определен
Введение.
Социальные истоки
Церковь в 30-150 гг. н.э
Дальнейшее развитие Церкви в 150- 325 годах
Из всего этого некоторые ученые сделали закономерный вывод, что новым и целиком оригинальным являются не учения христианства и его историческая роль, не социальные принципы, социальная организация и повседневная религиозная практика раннехристианских общин, а только божественная личность Христа, его спасительный подвиг придают христианству его новую сущность.
Наряду
с многочисленными чертами
2.2. Философские истоки.
Ф. Энгельс ставил вопрос о том, откуда происходят представления и идеи, которые в христианстве сложились в своего рода систему.* Мы почти ответили на этот вопрос, рассмотрев религиозные истоки христианства. Для того, чтобы ответ был полным, необходимо рассмотреть связь христианства с философией- уделом интеллектуальной элиты.
Ф. Энгельс
отмечал заслугу Б. Бауэра, который показал
связь христианства с некоторыми античными
философскими течениями. Философа Филона
Александрийского, впервые применившего
идеи философии платонизма ( единое божество-
творец мироздания и бессмертие души как
основание учения о загробной жизни, страшном
суде, наказании злых и награде добрых)
для истолкования Ветхого завета, Энгельс
назвал “отцом христианства”, а представителя
римских стоиков Сенеку - “дядей ” христианства.
Можно указать также на этическое направление
греческой философии, берущее начало с
Сократа, провозгласившего вопреки тогдашним
воззрениям, что добродетель есть единственный
источник и залог счастья. Правда, он разумел
под счастьем душевное состояние земной
жизни. Христианство же уже в лице Лактанция
перенесло даруемое добродетелю счастье
из земной жизни в загробную, а позднее
в лице Августина, выдвинувшего понятие
благодати.
2.3. Социально-политическая ситуация и ее влияние на христианство
Христианство появилось в период, когда огромную империю раздирали глубочайшие социально- политические антагонизмы, как движение угнетенных: оно выступало сначала как религия рабов и вольноотпущенников, бедняков и бесправных, покоренных и рассеянных Римом народов.
Ф.
Энгельс дал следующую
Однако “во всех классах должно быть известное количество людей, которые, отчаявшись в материальном освобождении, искали бы освобождения духовного, утешения в сознании, которое спасло бы их от полного отчаяния”. По мере усиления состояния материального усиливалось буквально бегство из мира внешнего в мир внутренний.
Итак, из этой ситуации всеобщего экономического, политического, интеллектуального и морального разложения выход нашелся. “Но не в этом мире”.
Однако необходимо заметить, что в том положении этот выход мог быть только в области религии. Этой религией оказалось христианство.
Возникнув, христианство вступило в резкое противоречие со всеми существовавшими до тех пор религиями. Оно становится первой возможной мировой религией. Почему? В - первых христианская религия отрицала присущую
всем другим обрядность. Во-вторых, она становиться наднациональной религией.
Прежние религии, существовавшие на территории империи, носили узко этнический характер (яркий пример- иудаизм) и были неспособны, объединить рабов и угнетенных разного этнического происхождения; более того, они разъединяли их.
Христианство же родилось как религия, обращенная ко всем народам. Она соответствовала условиям того времени, когда произошло смешение самых различных этнических групп, естественные границы, между которыми были разрушены римскими завоеваниями. То есть объединенность народов под сенью римской власти содействовала успехам такой универсальной религии, какой было христианство - особенно с тех пор, как эта власть нашла себе конкретного представителя в лице римского императора.
В
течение первых веков своего существования
христианство претерпело сложную эволюцию.
Он развивалось, менялись его идеи и воззрения.
Поэтому просто необходимо дать характеристику
христианским воззрениям по двум периодам.
При этом отметим большую степень условности
этой периодизации, т.к. процесс развития
церковной идеологии неоднозначен, даже
несколько противоречив.
3. Церковь в 30-150 гг. н.э.
3.1 “Демократия духа” и идея Царствия Небесного.
Раннее христианство свои социальные представления связывало с идеями равенства всех перед богом, справедливости и милосердия, с представлениями о праве всех на свободу и счастье, хотя бы и в загробной жизни. Это - основные идеи христианства. Рядом с ними стояли хорошо известные нам идеи мессианства и эсхатологии. Совершенно естественно, что они были созвучны с мечтами рабов и неимущих свободных граждан.
Действительно, христианство затронуло струну, которая должна была найти отклик в бесчисленных сердцах. Общепризнанному чувству, что люди сами греховны во всеобщей испорченности, христианство дало ясное выражение в сознании греховности каждого отдельного человека; в то же время в жертвенной смерти своего основателя христианство создало легко понятную форму внутреннего спасения от испорченности мира, утешения в сознании, к чему все так страстно стремились.
Христианство учило любить и ценить в человеке не его внешние атрибуты, не его достоинства, а его душу. Это было поистине новая, если не революционная в той исторической ситуации идея: в том мире личность имела значение только как часть рода, государства. Христианство очистило душу от всего случайного и показало ее бесконечную красоту и ценность. На наш взгляд это - одна из причин популярности христианства. ( Мы уже говорили о том массовом бегстве из мира внешнего в мир внутренний). Отчаявшись в материальном мире любой человек(!), будь он раб или свободный, мог рассчитывать на обретение свободы духовной, на особое духовное состояние.
Обращение рабов и неимущих в христианство приводило к столкновению с государственными властями, порождало многочисленные преследования и гонения. Все это вместе взятое позволяет говорить о том, что социальная ориентация раннего христианства, выполняющего нередко роль политической оппозиции, рассматривалась как определенная угроза государственной структуре. Поэтому власти принимали меры по защите строя и его идеологии. По мере распространения христианства и роста оппозиционных настроений религиозная нетерпимость в отношении христиан принимала все большие масштабы.
Христианство учило, что все дурное в жизни - есть производное греха, глубочайшего разложения личности, которое случается, если эта личность отступает от божественного закона. Тайна ценности каждой личности заключается в том, что “мы теперь дети божьи” (Иоанн. III, 2). Это учение о причастности человека к божеству, бывшее еще у Платона, в христианстве стало жизнью и подняло самосознание человека на небывалую высоту, открывши ему, светлые перспективы будущего заповедью: будьте совершенны, как совершенен Отец ваш.
Но, будучи радостной вестью, для каждого отдельного человека, учение Христа говорило о спасении и всего мира. Страдает не только человек; “вся тварь совокупно страдает и мучается” (Рим. VII, 29). Поэтому спасение не только в том, что спасается каждая отдельная человеческая душа, а в том, что спасается каждая тварь. Этот новый порядок вещей, новый род бытия и отношений в Евангелии носит
название Царствия Божьего или Царствия небесного.
Царствие Небесное, идеальный, божественный мир, существует от века, но человек может, если хочет, войти в него, употребив для этого личные усилия; еще при жизни он может соединиться в своей душе с объективным Царством Божьим, приняв его в себя, в то время как в других людях, во всем мире Царство еще не осуществилось.
Можно
утверждать, что в духовности христиане
пошли дальше, чем буддисты. Вы, пожалуй,
спросите, в чем же заключается
политический смысл этой вроде бы
не чисто политико-правовой идеи (как
и некоторых других). Ответ на этот вопрос
можно дать, если взглянуть на результат
их воздействия на общество и государство.
Мы полагаем, никто не усомниться в том,
что сила их действия на человечество
оказалась беспримерной.
Этим мы хотим сказать, что вся история
после Христа стала качественно другой
под влиянием христианских идей. То есть
политико-правовой характер этих идей
раскрывается в их воздействии на человечество.
3.2. Идея последовательного хода истории
Христианство,
выступившее как синтезирующая религия
в условиях усугубляющегося социально-
политического кризиса трактовала политический
процесс как линейную последовательность
событий, имеющую начало и конец, зависимую
от провидения бога. (Пришла из иудаизма).
Такое толкование исторического процесса
служило обоснованием для утверждений
о гибели Римской империи.
3.3. Представление об обществе и государстве и отношение к ним в Апокалипсисе.
Как ни своеобразна и независима была жизнь общины, она объективно не могла быть полностью свободной от взаимодействия с той средой, в которой она появилась, а проповедь язычникам, которая так энергично повелась апостолами по всему миру, привела Церковь в непосредственное соприкосновение с этим миром. Это прикосновение ставило перед сознанием церкви крайне трудный вопрос о том, как оценивать мир и как с ним считаться. (На этом этапе четкий вопрос о соотношении государства и церкви еще не поставлен). Основные принципы отношения к миру даны еще в Евангелии.
Наиболее древней новозаветной книгой является Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис), точно датированное 68 г. н.э. Анализируя этот источник, можно заметить, что он существенно выделяется из общего потока раннехристианской мысли. Интересно отметить тот факт, что христианство представлено в нем (Апокалипсисе) как учение, не вполне отделившееся от иудаизма. В нем отсутствует этика всепрощения, кротости и покорности, которая впоследствии появилась в Евангелиях.
Эту книгу пронизывает ненависть к Риму как источнику зла. Еще не сложилась в это время христианская догматика, многие важные элементы вероучения отсутствуют.
Необходимо отметить, что некоторые находят в Апокалипсисе революционную программу действий. Подобные суждения основаны на выдержках из Евангелий подобного рода: “предаст брат брата на смерть, и отец - сына ... восстанет народ и царство на царство”, или “не думайте, что я пришел принести мир на землю; не мир пришел я принести, но меч” (Мф. 10, 34). Такое представление о Христе - бунтаре искусственно. Евангелие - особый источник, эмоциональный и символический, он допускает разногласия. Приведенные слова не программа действий, а пророчество бед. Им противостоят идеи осуждения насилия (“взявший меч от меча и погибнет”).
Эти положения
больше соответствую духу
христианства. Программа и суть христианства
не в преобразовании мира, а в спасении
души.
3.4. Представление об обществе и государстве и отношение к ним в Евангелиях.
Интересно отметить, что последующие книги Нового завета существенно отличаются от Откровения. В Евангелиях впервые появляется учение о необходимости прощать властям, терпеть любые страдания в земной жизни, сформированы основные принципы этики покорности, непротивления злу насилием.
Известное повеление Апостола о повиновении предержащим властям на том основании, что “нет власти не от бога”, может быть имело за собой смутное признание положительного значения римского государства в истории мира и христианства. Христианство в этих книгах