Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2011 в 00:16, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Культорология".
Л.Уайт определяет культуру как экстрасоматическую традицию*, ведущую роль в которой играют символы. Символическое поведение он считал одним из главных признаков культуры. Большое внимание американский антрополог уделял выявлению специфики культурологического подхода, стремясь размежеваться с психологическим подходом к анализу культурных явлений. Правда, он не всегда обоснованно отождествлял его с положением о том, что человек есть причина культуры, что он - независимая величина, а обычаи, институты, убеждения есть производные, зависимые. Взамен психологического объяснения культуры, основанного на индивидуально-личностных качествах человека, он предлагает культурологическое**.
* Экстра - вне, над, soma (греч.) - тело, внетелесная, надорганизменная.
** Еще раз
следует подчеркнуть, что
Основные положения
культурологического подхода
Естественно возникает вопрос, что же определяет культуру. "Сама себя определяет", - отвечал Л.Уайт. Он рассматривал культуру в качестве самостоятельного процесса, в котором свойства культуры взаимодействуют, образуя новые комбинации и соединения. Например, определенная форма языка, письменности, социальной организации, технологии в целом развивается из предшествующего состояния. Культура ассоциируется у Л.Уайта с потоком прогрессивно развивающихся взаимодействующих элементов. "Поток культуры течет, изменяется, растет, развивается в соответствии с присущими ему законами". Сам же человек, его поведение - "это только реакция человеческого организма на этот поток культуры".
Увлекшись критикой субъективизма, психологизма и биологизма в понимании культур, Л.Уайт отводил "человеку - творцу истории" третьестепенную роль в функционировании динамического потока культуры. Он рассматривал человека как существенный фактор эволюции лишь в процессе возникновения культуры. "Когда же культура возникла, ее последующие видоизменения - перемены, расширение, уменьшение - следует объяснять без обращения к человеку-животному, индивидуальному или коллективному. люди необходимы для существования явлений культуры, но они не необходимы при объяснении их эволюции и вариаций .".
Культурный процесс, "поток культуры" имеет в концепции американского эволюциониста доминирующее значение. Но состоит он опять, же из взаимодействующих, хоть и достаточно самостоятельных рядов элементов (частей, форм) культуры, как и у Тайлора. Действительно, биологический индивид "человек-животное" не нужен для объяснения эволюции математики, денежного обращения и идеологии. К сожалению, в культурологической концепции Л.Уайта не нашлось места человеку культурному. Ему отводилась роль пассивного зрителя, да и то не в первых рядах партера. Видимо, такое положение вещей во многом объяснялось стремлением Л.Уайта придать предметно-вещественный характер своему подходу к культуре. На протяжении всей своей творческой деятельности он резко критиковал определение культур через мо дели (образцы) поведения. Он был не согласен с пониманием культуры; как теоретической абстракции, логического конструкта, "существующего только в головах антропологов".
Л.Уайт полагал, что необходимо оградить культурологию от неосязаемых, неуловимых, онтологически не существующих абстракций и снабдить ее материальным, познаваемым предметом исследования.; Он считал, что "культура представляет собой класс предметов и явлений, зависящих от способности человека к символизации, который (класс. - А. В.) рассматривается в экстрасоматическом контексте". Разъясняя словосочетание "экстрасоматический контекст", американский ученый выделял два научных подхода к изучению предметов и явлений, связанных со способностью человека к символизации. При; рассмотрении их во взаимосвязи с организмом человека, т.е. в соматическом контексте, они будут представлять человеческое поведение и являться предметом психологии. Если же эти явления изучать во взаимосвязи друг с другом, независимо от организма человека, т.е. в экстрасоматической аспекте, то они станут культурой, предметом для культурологии.
В способности
людей к символизму Л.Уайт видел
исходный элемент культуры, определяющий
признак человечества. "Символ, -
пишет он, - можно определить как
вещь или явление, действие или предмет,
значение которого навязано человеком:
святая вода, фетиш, ритуал, слово". Символ
есть, таким образом, совокупность физической
формы и значения. Значение определяется
культурной традицией, его нельзя установить
при помощи органов чувств или химического
анализа. Для иллюстрации Л.Уайт приводил
пример со святой водой, которая по составу
не отличается от обычной. Он ввел понятие
символического поведения, "в результате
которого создаются и воспринимаются
неразличимыми органами чувств значения".
Они подвластны лишь рациональному осмыслению,
решающую роль в котором играет язык. Слова
есть важнейшие рациональные символические
формы в культуре. Л.Уайт отводил определенную
роль знаковой природе культуры. Он различал
два вида знаков: связанных с физической
формой и независимых от нее. Неподвластность
мира символов чувственному восприятию
подчеркивала рациональный, интеллектуальный
характер культурных явлений (культурные
коды, обычаи, понятия) по сравнению с явлениями
мира животных.
32Культурная антропология XX века: основные течения.
33Культурология как гуманитарная доктрина XXI века: проблемы будущего глобального развития.
34Семиотика культуры как раздел культурологии.
35Детство как феномен культуры. Д. Мид.
36Стиль как онтологическая категория культуры.
37Культура как искусство. Ф.В. Шеллинг.
38Культура и мораль. И. Кант.
39Роль культуры в системе Ф. Гегеля.
40Социология культуры: Т. Элиот, Макс Вебер, Т. Парсонс.
41Символическая
школа культурологи.
Э. Кассирер, Клод. Леви
– Строс.