Лесковский цикл о праведниках и народная культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2011 в 09:41, реферат

Описание работы

Творчество Лескова трудно сопоставить с произведениями русских писателей XIX века, - и это не потому, что его талант не так велик, как у признанных классиков литературы, а в силу того, что Лесков смотрит на жизнь под другим углом, пытается уловить в ней что-то свое, иное, нежели его предшественники и современники.

Содержание работы

Введение

Основная часть

Заключение

Библиографический список

Файлы: 1 файл

Лесковский цикл о праведниках и народная культура.docx

— 59.17 Кб (Скачать файл)

      Судя по обзору "Легендарные характеры", Лесков задумал создать несколько томов  византийских легенд и повестей. Осуществил замысел писатель лишь частично. Как  бы далеко ни уходил Лесков в новых  переложениях притч от источника, сам  по себе жанр проложных сказаний все-таки сковывал его творческие возможности. Лескова неодолимо притягивала современность, животрепещущие, "проклятые" русские вопросы, на которые он испытывал потребность откликнуться прямо и не в "историческом роде". В 1890-е годы "розыск" праведников явно отошел на задний план в творчестве писателя. "Мои последние произведения о русском обществе, — передает слова Лескова Фаресов, — весьма жестоки. "Загон", "Зимний день", "Дама и фефела"... эти вещи не нравятся публике... Да я и не хочу нравиться... Пусть она хоть давится моими рассказами, да читает.. .Я хочу бичевать ее и мучить. Роман становится обвинительным актом над жизнью".

     Похвальное  слово Толстого, духовным общением с которым Лесков необыкновенно  дорожил, о желчном и "потрясовательном" "Загоне", весьма обрадовало писателя. К Толстому Лесков испытывал благоговейное чувство как к гениальному художнику и "учителю жизни", которого он ставил в один ряд с величайшими умами человечества. Многие произведения писателя, в том числе "Фигура", "Пустоплясы", византийские сказания, отмечены несомненным и сильным влиянием Толстого, хотя его строгая, аскетическая проповедь, не говоря уже о чудачествах "толстовцев", вызывала сопротивление и "ропот" Лескова. Толстой прекрасно сознавал, что в полном смысле Лесков не был его учеником и последователем. Впрочем, очень понятные и немалые разногласия не повлияли на интенсивные, плодотворные личные и творческие связи великих современников. Высоко были оценены Толстым "На краю света", "Томление духа", "Прекрасная Аза". Но больше всего он любил рассказ "Под рождество обидели": включил, переработав и переименовав ("Воров сын") в "Круг чтения", часто читал вслух близким и детям, вспомнил, создавая судебные главы романа "Воскресение".

     Толстому  принадлежат и пророческие слова: "Лесков — писатель будущего, его  жизнь в литературе глубоко поучительна". Подлинное значение литературной деятельности Лескова открывалось, действительно, медленно и постепенно. Большую роль в открытии Лескова-художника сыграл Горький. "Он прекрасно чувствовал то неуловимое, что называется "душою  народа"",— писал, Горький, выделяя  в творчестве писателя именно рассказы и легенды о праведниках, в  которых Лесков "как бы поставил целью себе ободрить, воодушевить  Русь, измученную рабством".

     Лесков  однажды мудро сказал: "Искусство  должно и даже обязано сберечь  сколь возможно все черты народной красоты". Этому высшему завету Лесков оставался верен всегда, сохранив для потомков память о замечательных  русских людях, душевную красоту  которых он "прекрасно чувствовал" и "великолепно изображал". 

 

     

     Заключение 

     "Художник  слова" — определение, отвечающее  природе лесковского сказового таланта по существу. Натура, профессия, сословие проявляются в каждой произносимой героями Лескова фразе. И в ней же заключена бездна оттенков, столь важных для понимания времени, ситуации и каждого из участников развертывающихся событий.

     Творчество  Лескова оказало влияние на осмысление жизни писателями России и на формы  этого осмысления. Идея анормальности нормального в рассказах Чехова, новые "праведники" в прозе Горького, "царские писари" и провинциальный офицерский быт у Куприна, заволжские помещик" Алексея Толстого, концепции и языковые искания Ремизова, Замятина, Ундина, Шишкова, Шергина, Соколова-Микитова, Леонова и более поздних мастеров — все это продолжило лесковские традиции.

     "Как  художник слова Н. С. Лесков  вполне достоин встать рядом с такими творцами литературы русской, каковы Л. Толстой, Гоголь, Тургенев, Гончаров. Талант Лескова силою и красотой своей немногим уступает таланту любого из названных творцов священного писания о русской земле, а широтою охвата явлений жизни, глубиною понимания бытовых загадок ее, тонким знанием великорусского языка он нередко превышает названных предшественников и соратников своих" — так Горький в полемике с Михайловским определил раз и навсегда место Николая Лескова в истории русской литературы. 

 

     

     Библиографический список 

1.Н. Лесков. "На  краю света". Лениздат, 1985.

2.Н.С. Лесков. Повести и рассказы. Л., 1982.

3. Н. Лесков. "Соборяне". Эксмо. – М., 2008

4. Душечкина Е.В. Русский святочный рассказ. Становление жанра. СПб., 1995.

5.Дыханова Б.С. "Запечатленный ангел" и  "Очарованный странник" Н. С.  Лескова. М, 1980.

6. Троицкий В.Ю.  Лесков-художник. М., 1974.

7. Столярова И.В. Н.С.Лесков и русское литературно-общественное 1880-1890-х гг. СПб., 1992.

8. Андреева Г.Т.  Творчество Лескова. Иркутск, 1992.

9. Горелов А.А.  Н. С. Лесков и народная культура. Л., 1988.

Информация о работе Лесковский цикл о праведниках и народная культура