Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 07:33, Не определен
1. Восточная деспотия как социальная основа древних культур
2. Художественные и эстетические особенности культуры Древнего Востока
Мифы,
имеющие временную
Принципы символического построения произведения лежат в основе китайской живописи и поэзии, воссоздающих в образной форме миниатюрные модели мира. Главная тема восточного искусства — тема перемен, вечного движения (смена времен года, многозначность душевного состояния, переменчивость настроения, чередование рождения и смерти и прочее) раскрывает иллюзорность, непрочность мира. Поэтому здесь присутствует двойной план, требующий многозначной оценки.
В художественной системе индо-буддистского Востока отдается предпочтение скрытой красоте, не до конца явленной взору, такой красоте, которая требует неспешного созерцания, отрешенности от суеты, одиночества и покоя. Акцент делается не на то, что явленно, а на то, чего нет, что пребывает в покое, создает ситуацию замены конкретного и однозначно воспринимаемого образа символическим.
Каждый
элемент древнекитайской
Потребность
в символизации искусства развивалась
в Древнем Китае на основе традиции
восприятия мира как сложного и изменчивого
космоса. Еще древнейшая Книга перемен
— «И цзин» провозгласила
Важнейшим
символом всей древневосточной художественной
культуры является Солнце. Оно чаще
всего представляется в мужском
образе как родной сын и наследник
небесного бога. Солнце наследует
важнейшее качество этого божества
— умение все видеть и все знать.
В Индии оно под именем Сурья
является оком Варуны, в Египте —
оком Ра. Однако этот мифологический образ
получил в различных культурах
Востока дополнительные символические
оттенки. Солнце как один из важнейших
абсолютов древнеиндуистской
Солнце в восточных культурах обычно было важнейшим знаком красоты. Но «прекрасное» связывалось не только с сиянием, блеском и золотом, вызывало не только чувство восторга, но и трепета, ужаса, преклонения, так как солнце символизировало и темную сторону жизни. Эти два смысловых оттенка сверкающего (сияющий свет и ужасный блеск) постоянно присутствуют в описании Солнца порознь или вместе.
На примере символической природы Солнца видно, что семантика этого образа органично соединила в себе элементы различных культурных форм (философского, морально-этического, религиозного, собственно художественного и проч.). Именно на Востоке зародилась солярная (световая) религия. И именно солярное божество в процессе развития цивилизаций становится верховным государственным божеством. Искусство Востока, оперирующее столь многозначными образами-символами, не стремилось к четкому выделению художественной сферы из всеобщего социокультурного контекста.
Собственно
эстетическое в культуре Древнего Востока
нередко пересекалось со смыслами иного
плана. В частности, египтяне важнейшим
качеством мудрости считали умение
зафиксировать мысль письменно
— в иероглифах и рисунках. Египетская
письменность является комбинированной,
где каждое слово изображалось алфавитными,
слоговыми и картинно-
Иероглифы, украшающие древнекитайские свитки также несли на себе печать высокого сакрального смысла. Они были прекрасным дополнением к воплощенным в красках символам природы и помощником в истолковании философской сути произведения. Эта живопись, родившаяся в эпохи Тан и Сун, представляет совершенно специфический вид искусства. Она лишена декоративного начала и не может восприниматься с позиций любования. Такие произведения требуют внимательного вглядывания и погружения в суть изображенного. Китайская картина — свиток, родившийся из книги- свитка, — живопись для образованных людей.
В
художественной культуре Китая существует
органическая связь между живописью
и литературой. Живописность китайской
поэзии и поэтичность живописи —
нерасторжимый синтез, выросший на
почве сформировавшегося в
При всем многообразии, а часто и несходстве культур Древнего Востока, можно обнаружить общие элементы в системе функционирования искусства.
Древневосточная художественная культура сохраняла магическое предназначение, столь характерное для первобытного общества. Так же как и их древние предки, народы первых восточных цивилизаций считали, что определенные действия, совершаемые над изображением, способствуют их осуществлению и относительно оригинала.
Магическая роль искусства была обусловлена представлением о неразрывном единстве человека с природой. Художественная культура становилась способом реализации высших духовных начал, находящихся за пределами человеческих навыков и умений. Красота, воплощаемая в произведении искусства, не есть результат духовных и материальных усилий художника. Она является воплощением красоты природы, существующей независимо от усилий творческой личности. Она нейтральна к любому проявлению «индивидуальности». Красота природы может открываться мастеру, творцу при определенных условиях, в частности, в момент созерцания, технологию которой человек может постигнуть при помощи религии и философии.
Все ранние культуры восточного региона носили безымянный характер. Художник не стремился в предмете искусства выразить субъективную авторскую позицию. Личностное начало отсутствовало. Общественное, коллективное — получало высокое сакральное значение. Обязанностью художника была реализация всеобщих смыслов.
Позднее искусство будет восприниматься как универсальный механизм воспитания добропорядочности гражданина. Так, Конфуций считал основой воспитания песни, обряды и музыку. «Воспитание начинается с песен: утверждается с обрядом и завершается музыкой».
Художественная
культура Древнего Востока воплощает
в себе высокое синтетическое
целое. Это уже не первобытный
синкретизм, в котором существуют
лишь зародышевые элементы будущих
видов искусств, жанров, художественных
форм наравне с элементами религии,
политики, морали и проч. Но искусство
пока еще ангажировано религиозной,
философской, морально-этической системами,
прочими общественными
Отсутствие
завершенной собственно эстетической
системы не означало, что древние
не понимали специфических задач
искусства. Еще шумеры считали, что
художественная культура способна доставить
человеку удовольствие от приобщения
к высшим духовным ценностям, находящимся
за пределами биологической
Заключение:
Знакомясь с литературой, я достиг поставленной перед собой цели и сделал следующие выводы:
Используемая литература: