Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 21:28, реферат
Каждый период в истории мировой культуры по-своему ценен и неповторим, и тем не менее в истории особая роль принадлежит древнегреческой культуре. К античной Греции восходят современные литературные жанры и философские системы, каноны архитектуры и скульптуры, основы астрономии, математики, естествознания. Но самое главное достижение древнегреческой культуры – это, конечно же, открытие человека как прекрасного и совершенного творения природы – как меры всех вещей.
Вместе с Зевксисом продолжал развивать принципы реалистического искусства другой замечательный художник того времени Паррасий, основатель так называемой ионической школы живописцев. Плиний пишет о нем: «Паррасий родился в Эфесе и сам многое внес в область своего искусства. Он первый придал живописи симметрию, первый стал передавать игру лица, изящество волос, красоту лица, по признанию художников достигши первенства в контурах. В этом заключается высшая тонкость живописи»
Стремясь к правдоподобию изображения, жизненной выразительности своих композиций, художники, естественно, интересовались и успехами своих собратьев по искусству, отдавали дань уважения их мастерству и знаниям. Как передают историки, Паррасий пользовался большим авторитетом среди своих коллег и как художник, и как ученый-теоретик. Он разработал канон пропорций человеческого тела, которым пользовались многие его ученики и последователи, написал специальный трактат о рисунке, в котором особое место уделил линии.
К IV веку до н. э. в Греции существовало уже несколько прославленных школ рисунка: Сикионская, Эфесская, Фиванская. Эти школы имели различные методические установки. Фиванская школа, основателем которой был Аристид, или Никомах, большое значение придавала светотеневым эффектам, передаче жизненных ощущений и иллюзии. Эфесская школа, создателем которой считается Зевксис основывалась на «чувственном восприятии природы и на внешней красоте». Эта школа стремилась к иллюзии, но была «небезукоризненна в рисунке». Сикионская школа, основанная Эвпомпом, базировалась на научных данных естествознания и строго придерживалась законов природы. В этой школе требовалась «величайшая точность и строгость рисунка».
Сикионская школа оказала большое влияние на методику преподавания рисования и на дальнейшее развитие изобразительного искусства. Эта школа придерживалась научного метода обучения, она стремилась приблизить ученика к природе, научить его чтить закономерности строения природы, воспитывала у ученика любовь к изучению красоты природы. В результате обучения Сикионская школа рисунка давала очень высокую профессиональную подготовку молодым художникам. Из этой школы вышли такие прославленные художники, как Памфил, Мелантий, Павзий и великий Апеллес.
Апеллес (356—308 годы до н. э.) был самой крупной фигурой не только Сикионской школы, но и всего античного инскусства. Этот художник достиг наивысшей славы среди всех художников древности, впоследствии его имя стало нарицательным среди художников и теоретиков искусства.
В основу своего искусства Апеллес положил точный рисунок, который обеспечивал реальность изображения. Многочисленные описания картин Апеллеса говорят об их исключительной выразительности и реальности. Однако его произведения не являлись результатом лишь точного изображения натуры. Апеллес не срисовывал всех мельчайших деталей, не воспроизводил на картине предмет с натуралистической точностью, а передавал лишь самые характерные признаки натуры. Всем основным положениям изобразительного искусства он стремился дать научное обоснование. Как утверждают историки, им было написано несколько книг о правилах своего искусства.
Апеллес был художником широкого диапазона - он писал исторические картины, натюрморты и портреты. Особенно часто он изображал Александра Македонского и его славных полководцев. Эти портреты были настолько великолепны, что Александр Македонский однажды сказал: «Есть в мире два великих Александра: один непобедимый, сын Филиппа, другой неповторимый, сын Апеллеса».
Особенно прославился Апеллес картиной, изображающей «Афродиту, выходящую из моря» («Афродита Анадиомена»). Ноги богини еще были скрыты водой и слегка просвечивали сквозь нее. Богиня, подняв руки, выжимала волосы. Образ Афродиты был воплощением женственности и грации.
Расцвет монументальной
живописи в IV веке способствовал широкому
распространению красочных
многофигурных мозаик в многочисленных
городах эллинистических монархий. Композиции,
украшавшие дворец македонского царя
Архелая, поражают захватившими и мозаичистов
экспрессивностью изображения человеческой
фигуры, выразительностью контурной линии,
интересом к волнующим сюжетам. Мозаика
"Львиная охота", красочная композиция
"Дионис на пантере", выложенные из
разноцветной речной гальки, в некоторой
степени дают возможность почувствовать,
каких успехов достигла тогда монументальная
живопись.
Греческую скульптуру классического периода представляет целая плеяда гениальных мастеров. Новые мотивы в искусстве скульптуры появились в творчестве Мирона (середина V в. до н.э.), который первым сумел передать живость движения, внутреннее напряжение фигуры. Мирон любил изображать энергичное действие. Как аттический скульптор Мирон любил изображать энергичное действие. В его творчестве получил отражение динамический характер осмысления мира, в философии выраженный Гераклитом - автором афоризма: "все течет, все изменяется". Если в архаике красота для скульптора во многом определялась орнаментальностью контура и деталей фигуры, то теперь это прежде всего благородство выразительных движений. Такова знаменитая скульптура Мирона – Дискобол. В статуе Дискобола воплощено не только физическое напряжение атлета, но и волевая сосредоточенность: лицо прекрасного телом и духом человека, исполненное властной энергии, в то же время спокойно. Движение скрыто в совершенном равновесии, достигнута ясная законченность покоя, снято впечатление резкости мгновенной остановки. Если бы скульптор показал атлета в момент, когда диск срывается с руки, утрачен был бы смысл статуи, сохраняющий ей жизнь уже в течение двух с половиной тысяч лет, исчез бы накал ее чувств, живущий и теперь.
Монументальность, стремление к гармонии, пропорциональности, созданию идеальных образов людей отличало творчество Поликлета, который первым из античных скульпторов достиг идеала «телесности».
Поликлет родился не раньше 480 г. до н.э. в Аргосе и являлся главой северопелопокесской, Сикионской школы рисунка. Самые ранние его работы – это статуи атлетов, победителей Олимпиад. Все его произведения основаны на точном геометрическом расчете, принципы которого изложены в его знаменитом труде «Канон». В точно разработанном художественном каноне и рассчитанных пропорциях крылась причина внешней бесстрастности статуй Поликлета, даже если он изображал человека в движении, в состоянии эмоционального возбуждения. Образами, созданными по «Канону», являются «Дорифор» (копьеносец) и «Диадумен» (юноша с победной повязкой).
Своей наибольшей полноты и классического совершенства греческая классика достигла в творчестве Фидия. Его статуя высотой 14м, украшавшая храм Зевса в Олимпии, считалась одним из семи чудес света. Он же был создателем статуи Афины Парфенос высотой 12м, которая находилась в центре Афинского Акрополя. Из произведений Фидия, к сожалению, ничего не сохранилось, но, по оценкам современников, его статуи были пределом совершенства в стиле высокой классики, создать лучше уже было невозможно. Воздействие его статуй на зрителя было огромным. Так, мягкий, глубоко человеческий взгляд всесильного Зевса заставляя всякого, кто пришел в его храм в Олимпии, позабыть на время о гнетущих душу заботах, вселял надежду на будущее.
Фидий
также принимал участие в
Искусство древних греков классического периода стало тем переломным моментом в культуре, когда произошел переход от механического воспроизведения действительности к ее творческому отражению. Эта особенность была обусловлена событиями культурно-политической жизни Афин, которые произошли в половине V в. до н.э. Разрушительные Греко-персидские войны, эпидемия чумы, внутренние политические противоречия, крушение норм и принципов демократии разрушили старые представления и породили новое отношение к миру, который уже не казался простым и ясным. Теперь идеалом выступает уже не гражданин-коллективист, а человек, индивидуальный и неповторимый. Новые представления и традиции нашли свое отражение во всех сторонах культуры, в том числе и в архитектуре.
К середине V в. до н.э. эллинские города, победившие персов, объединились под руководством Афин, где началось интенсивное восстановление разрушенных памятников и новое строительство. Сюда со всей Греции съехались знаменитые архитекторы, скульптор, живописцы, вся творческая деятельность которых оказалась связанной со строительством Акрополя.
Афинский Акрополь стал подлинным триумфом древнегреческой архитектуры, одним из величайших шедевров мирового искусства. Менее чем за два десятилетия были воздвигнуты парадные ворота – Пропилеи, храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы), Эрехтейон и главный храм Афин – Парфенон – храм Афины Парфенос (Афины девы).
Внимание каждого
выходившего из Пропилеи на Акрополь привлекал
семиметровый колосс Афины. В подлиннике
он не сохранился, и лишь описания древних
авторов, видевших это произведение Фидия,
да изображения на древних монетах могут
дать о нем представление. Афина, в полном
вооружении, держала копье и щит. В статуе,
созданной Фидием частично из перелитых
медных доспехов и оружия мидян, нашли
выражение гордость и торжество греков
- победителей огромной персидской монархии.
В основе композиции ансамбля
Акрополя лежал принцип не симметричного
или последовательного, как в архаике,
размещения памятников, а свободного,
принцип постепенно открывавшихся взору
художественных панорам. Статую Афины-Воительницы
расположили поэтому левее основной оси
Пропилеи. Парфенон построили не строго
против ворот, где ранее стоял архаический
Гекатомпедон, а правее, хотя для этого
пришлось проделать большую работу по
подсыпке земли для увеличения площади
холма. Эрехтейон также был отодвинут
к северному склону.
Когда человек, идущий по Акрополю
от Пропилеи подходил к статуе Афины и
ее размеры мешали ему воспринимать монумент,
внимание привлекала величественная колоннада
храма, посвященного Афине. Парфенон был
воздвигнут из пентеллийского мрамора Иктином
и Калликратом на мощном фундаменте. Стройные
дорические колонны, покоящиеся на трех
высоких ступенях, окружали стены храма,
состоявшего из преддверия, целлы, где
стояла статуя Афины, и казнохранилища.
В архитектуре Парфенона верхняя часть
не такая тяжелая, как в зданиях архаики,
незначительно облегчена. Парфенон не
производит поэтому впечатления суровой
мощи. Архитекторам удалось создать ощущение
гармонической ясности и свободы, естественности
усилия, которое испытывают колонны, несущие
верх храма. Рядом с ними человек чувствует
себя выше, стройнее, увереннее. Пропорции
здания легко воспринимаются. Не случайно
уподобленные живому организму мраморные
колонны утолщаются и набухают не так
сильно, как в храмах архаики. В архитектурном
облике Парфенона, как в человеческом
теле, нет прямых линий и правильных плоскостей,
поэтому он кажется таким живым, будто
выросшим из каменной глыбы Акрополя.
Все возрастающая тщательность обработки
мрамора ступеней, колонн, антаблемента,
нарастание кверху светотеневой сложности
и красочности скульптуры усиливали ощущение
органичности сооружения. В торжественном
звучании форм Парфенона выражены ликующие
чувства эллинов.
Снаружи храм Афины был украшен
метопами, изображающими битвы греков
с амазонками и кентаврами, сражение богов
с гигантами и сцены из Троянской войны.
Особенно хорошо сохранились метопы с
кентавромахией. Ансамбль рельефных плит,
показывающих различные моменты напряженной
борьбы с дикими, фантастическими существами,
порой с трагическим для человека исходом,
воспринимается как страстная поэма о
героике жизненного пути.
Непрерывная рельефная лента фризазофора
длиной 159 м шла по верху стены храма за
колоннадой. Такими фризами украшались
постройки ионического ордера, поэтому
использование его здесь в значительной
степени смягчает суровость дорики Парфенона.
Многие исследователи видят руку великого
Фидия в рельефах фриза, изображающих
процессию на Акрополе в день Великих
Панафиней, праздника, со времен Писистрата
справлявшегося с особым блеском, но во
времена Перикла ставшего еще более пышным.
Торжество афинского общества показано Фидием на мраморном фризе. То осаживая коней, то погоняя их, скачут юноши; медленно выступают девушки в длинных, ниспадающих живописными складками одеждах; несут кувшины с оливковым маслом, вином и водой, едут колесницы; жертвенных животных погоняют служители. Панафинейская процессия должна была пройти вдоль северной стороны Парфенона к его восточному входу. И каждый участник мог в рельефе видеть ее художественное воплощение. В представленных на фризе людях нет двух одинаковых лиц или фигур, и все же каждый персонаж - не портрет того или иного афинянина, а типизированный образ. Да и вся процессия в целом рассказывает не о шествии, происходившем в какой-либо определенный день, час, год, а является обобщенным изображением празднества.
Скульптурное оформление Парфенона не ограничивалось рельефами. Статуями были украшены его фронтоны. В их композициях много нового по сравнению с олимпийскими. Обращает внимание не только круговая обработка мраморных изваяний с прекрасным изображением их тыльных сторон, но и размещение в центре не одной, а двух основных фигур. Западный, посвященный мифу о споре Афины и Посейдона за обладание Аттикой, сохранился хуже. На восточном фронтоне был представлен миф о рождении Афины из головы Зевса. В центре помещались Зевс, восседавший на троне, и Афина, в полном вооружении явившаяся в мир, рядом Гефест и богиня Илифия, помогающая рождению.
В целле храма стояла двенадцатиметровая статуя Афины, прославленная не менее чем статуя олимпийского Зевса, - произведение Фидия, дошедшее до нас в римских копиях, повторявшееся в рисунках на вазах, геммах и в ювелирных изделиях (подвеска из Куль-Обы). Пластинами из золота и слоновой кости был отделан деревянный остов колосса. Драгоценные камни - сапфиры помещались в глазницах. На правой ладони, покоившейся на колонне, стояла статуя богини Победы Ники. Левая рука Афины опиралась на щит с изображением битвы греков с амазонками. По римской его копии можно видеть, с какой свободой показывал Фидий сцену боя. Здесь и падающая навзничь амазонка, и старик, в пафосе битвы, замахнувшийся камнем, и воин, наносящий удар мечом. Древние авторы сообщают, что в лысом старике Фидий оставил свой портрет, а воин с мечом не кто иной, как Перикл.
Греческую культуру середины V в. до н.э. можно определить как культуру относительной гармонии духа и мира. Однако эта гармония оказалась кратковременной, потому что гражданственность, коллективность основ города-полиса быстро изживала себя. Противоречия рабовладельческого общества становились все более ощутимыми. К концу V века до н.э. разрушается демократическая основа городов, теряется смысл народных собраний. Нарастает имущественное расслоение, распространяется стремление найти прекрасное в роскоши, в украшениях и наслаждениях. В этих социальных условиях искусство Древней Греции формирует новаторские композиционные решения и новые элементы в традиционных ордерах.
Информация о работе Изобразительное искусство Древней Греции