История искусства. Стиль барроко

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 15:39, реферат

Описание работы

§ 1. Появление и распространение стиля Барокко до пришествия его в Россию
§ 2.Русское барокко
§ 3.Основные направления русского барокко.

Файлы: 1 файл

4.реферат)).doc

— 92.00 Кб (Скачать файл)
 

      § 1. Появление и распространение стиля Барокко до пришествия его в Россию 

      В истории почти каждого архитектурного стиля его завершающий этап знаменуется  усложнённостью форм, перегруженностью деталями, тяготением к повышенной декоративности. В ренессансе эта тенденция приобрела настолько специфический характер, что привела к формированию нового стиля – барокко (от итальянского «причудливый, странный»). Прежняя сдержанность архитектуры, свойственная ренессансу, сменилась подчёркнутой экспрессией.

      Например, в Италии прародительнице этого стиля победа феодалов, подавивших ростки раннего капитализма, привела к упадку производства и торговли, разорению городов и обнищанию населения. Однако знать и церковь продолжали строить роскошные дворцы и храмы.

      Начало  формированию нового стиля положил скульптор, архитектор и живописец Микеланджело Буонаротти (1475-1564).Уже в 1520-1534 гг. Микеланджело создал во Флоренции капеллу Медичи и тогда же выполнил проект вестибюля библиотеки Лауренциана, осуществлённый несколько позднее. Это были первые произведения барокко.

      Микеланджело  был великим мастером пластического  искусства, его творческий темперамент  скульптора проявлялся и тогда, когда  он выступал в качестве живописца  или архитектора; произведения художника  и в этих видах искусства отличаются мощной пластической выразительностью.

      Микеланджело  принадлежал к числу тех, для  кого изменения в социально-культурной и духовной атмосфере эпохи (а  также события, свидетелем и участником которых ему пришлось быть) означали трагедию.

      Но  и камень в тех формах, которые ему придавал художник, выражает трагизм. Скульптуры, созданные Микеланджело, - это образы скованной силы, мятущегося духа, напряженности, беспокойства. Эти черты присущи и его архитектуре.

      Интересно проанализировать, как архитектор – скульптор решает композицию вестибюля библиотеки Лауренциана.

      Спаренные пристенные колонны создают напряжённый  ритм. Они не трактованы в качестве несущих элементов, на которые опираются  вышележащие части; они втиснуты в ниши, им тесно. Участки стены выдвинуты вперёд, как бы выпирают, и это подчёркнуто рельефной пластикой деталей. Фронтон над дверью разорван, лестница резко расширяется книзу, заполняя собой почти всё помещение. Ступени причудливо изогнуты и волнами ниспадают вниз. Вся композиция построена на контрастах, заострена. От спокойной ясности ренессанса не осталось и следа.

      Также наиболее видными мастерами барокко XVII века и последователями Микеланджело были Л. Бернини (1598-1680) и Ф. Борромини (1599-1667), произведения которых различны по духу. Сооружения Бернини выражают торжественность и величие, Борромини же – духовный наследник Микеланджело; его произведения характеризуются напряжённостью, экспрессией, контрастами, подчёркнутой динамикой масс и пространств. Средства же приёмы, которыми пользовались оба этих мастера, как и все архитекторы той эпохи, имели общие характерные черты:

  1. нарочитая усложнённость;
  2. изломы и изгибы форм;
  3. насыщенная пластика, придающая архитектуре внешнюю эффектность, пышность.

      Вообще  Барокко начало с выражения протеста подавленной силы, но вскоре пришло к совсем иным мотивам.

      Пластическое  богатство форм барокко, оказалось, по вкусу богатым заказчикам. В истории искусства нередки случаи, когда формы, в которые первоначально вкладывались определённые идеи, затем использовались в качестве чисто композиционных приёмов или выражали иное содержание.

      Для барокко характерна сложность не только архитектурной пластики, но и пространственных построений. Излюбленной фигурой барокко – является овал, дающий некоторую неопределённость общей форме пространственного объёма. Но это ещё сравнительно простая и чёткая форма; часто конфигурация плана очерчена прихотливыми изгибами линий, выпуклостями и вогнутостями стен, усложнена дополнительными примыканиями соседних соподчинённых объёмов, смежные подразделения интерьера не воспринимаются раздельно, границы между ними неуловимы. Также в барокко – все динамично и бесконечно, причём его сложность и динамика усложняются эффектами светотени. Сгустки затенённых участков контрастируют с залитыми ярким светом; излюбленный приём барокко – разрезающий воздушную среду интерьера сноп света, прорывающийся через полураскрытый проём.

      Явно  видно, что скульптура барокко отличается патетикой жестов, экспрессией ракурсов, сочной пластикой; красочностью, декоративностью, эффектами светотени. Вся эстетика барокко основана на стремлении поразить воображение.

      Одним из главных, что вызвало расцвет  архитектуры барокко, - это стремление феодальной знати и католической церкви к выражению своего престижа; стиль барокко – это, в конечном счете, апофеоз богатства. В эпоху средневековья достоинством считалась сила, в предыдущие времена – богатство, оно вызывало чувство почтения, понималось как величие.

      Архитектурный стиль барокко также связан с обстановкой феодально-крепостнической реакции в Италии и других странах Центральной Европы, подавивших первые проявления свободомыслия и попытки буржуазии добиться самоуправления. Противоречивость этого стиля в том, что в нём нашли отражение и самодовольное торжество победившей реакции, и скованный протест подавленной свободы, и брожение в умах. 

      § 2.Русское барокко 

      В России процессы образования нового после ренессанса стиля наиболее активно развернулись в Москве и во всей зоне ее культурного влияния. Декоративность, освобожденная от сдерживающих начал, которые несла в себе традиция XVI столетия, в московской архитектуре исчерпала себя, сохранившись в хронологически отстававших провинциальных вариантах. Но процессы формирования светского мировоззрения развивались и углублялись. Их отражали утвердившиеся изменения во всей художественной культуре, которые не могли миновать и архитектуру. В его пределах начались поиски новых средств, позволяющих объединить, дисциплинировать форму, поиски стиля.

      «Московским барокко»

      Термин (как, впрочем, и все почти термины) условный. Развернутая система определений барокко в архитектуре к этому явлению неприменима.

      Некоторые исследователи (М. А. Ильин), обратили внимание, что начальная фаза «московского барокко» тесно связна с возобновлением строительства Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря, и что как ордерная декорация, так и центричность планировочного решения, характерная для церковных построек «московского барокко» могла быть заимствована столичными мастерами именно из этого здания.

      Московская архитектура конца XVII-начала XVIII в. была, безусловно, явлением, прежде всего русским. В ней еще сохранялось многое от средневековой традиции, но все более уверенно утверждалось новое. В этом новом можно выделить два слоя: то, что характерно только для наступившего периода, и то, что получило дальнейшее развитие. Во втором слое, где уже заложена программа зрелого русского барокко середины XVIII в.

      В конце XVII - начале XVIII вв. московское барокко было ещё тесно связано с традициями древнерусской архитектуры. Ближе к европейскому барокко памятники московского зодчества первой половины и середины XVIII в., в которых многочисленные заимствования из западноевропейской и восточноевропейской (особенно украинской) барочной архитектуры сочетаются с композиционными приёмами, развивающими принципы русского зодчества XVII в).

      Планы построек стали подчинять отвлеченным  геометрическим закономерностям, искали «правильности» ритма в размещении проемов и декора. Ковровый характер узорочья середины века был, отвергнут; элементы декорации располагались на фоне открывшейся глади стен, что подчеркивало не только их ритмику, но и живописность. Были в этом новом и такие близкие к барокко особенности, как пространственная взаимосвязанность главных помещений здания, сложность планов, подчеркнутое внимание к центру композиции, стремление к контрастам, в том числе - столкновению мягко изогнутых и жестко прямолинейных очертаний. В архитектурную декорацию стали вводить изобразительные мотивы.

      Русская архитектура, московское барокко оставалось по преимуществу «наружным». Отсюда и - противоречивость произведений, разнородность их структуры и декоративной оболочки, различные стилистические характеристики наружных форм, тяготеющих к старой традиции, и форм интерьера, где стиль развивался более динамично.

      В конце XVII в. в московской архитектуре появились постройки, соединявшие российские и западные традиции, черты двух эпох: Средневековья и Нового времени.

      В 1692— 1695 гг. на пересечении московской улицы Сретенки и Земляного вала, окружавшего Земляной город, архитектор Михаил Иванович Чоглоков (около 1650—1710) построил здание ворот близ Стрелецкой слободы, где стоял полк Л. П. Сухарева. Вскоре в честь полковника его назвали Сухаревой башней.

      Это была удивительно красивая башня. В  то время оборонительные сооружения уже потеряли своё первостепенное назначение, и башня была лишена каких либо фортификационных элементов. Стены третьего яруса были украшены множеством парных окон с затейливыми наличниками, а широкая лестница вела на так называемое гульбище вокруг второго и третьего ярусов.

      Почти в то же время в Москве и её окрестностях (в усадьбах Дубровицы  и Уборы) возводились храмы, на первый взгляд больше напоминающие западноевропейские. Так, в 1704—1707 гг. архитектор Иван Петрович Зарудный (? — 1727) построил по заказу А.Д. Меншикова церковь Архангела Гавриила у Мясницких ворот, известную как «Меншикова башня». Основой её композиции служит объёмная и высокая колокольня в стиле барокко.

      В развитии московской архитектуры заметная роль принадлежит Дмитрию Васильевичу Ухтомскому (1719—1774), создателю грандиозной колокольни Троице-Сергиева монастыря (1741—1770 гг.) и знаменитых Красных ворот в Москве (1753—1757 гг.). Его творчество развертывалось под влиянием художественных воззрений и произведений Ф.Б.Растрелли, в частности в Москве и Подмосковье: дворцов в кремле, Аннегофе и Перове. До наших дней дошло лишь одно произведение Ухтомского – пятиярусная колокольня в Троицко-Сергиевской лавре в Загорске.

      Его уже существовавший проект колокольни Ухтомский предложил дополнить двумя ярусами, так что колокольня превратилась в пятиярусную и достигла восьмидесяти восьми метров в высоту. Верхние ярусы не предназначались для колоколов, но благодаря им постройка стала выглядеть более торжественно и была видна издали.

      Не  сохранившиеся до наших дней Красные  ворота были одним из лучших образцов архитектуры русского барокко. История  их строительства и многократных перестроек тесно связана с жизнью Москвы XVIII в. и очень показательна для той эпохи. В 1709 г., по случаю Полтавской победы русских войск над шведской армией, в конце Мясницкой улицы возвели деревянные триумфальные ворота. Там же в честь коронации Елизаветы Петровны в 1742 г. на средства московского купечества были построены ещё одни деревянные ворота. Они вскоре сгорели, однако по желанию Елизаветы были восстановлены в камне. Специальным указом императрицы эта работа была поручена Ухтомскому.

      Ворота, выполненные в форме древнеримской  трёхпролётной триумфальной арки, считались  самыми лучшими, москвичи любили их и назвали Красными («красивыми»). Первоначально центральная, самая высокая часть завершалась изящным шатром, увенчанным фигурой трубящей Славы со знаменем и пальмовой ветвью. Над пролетом помещался живописный портрет Елизаветы, позднее заменённый медальоном с вензелями и гербом. Над боковыми, более низкими проходами располагались скульптурные рельефы, прославлявшие императрицу, а ещё выше — статуи, олицетворявшие Мужество, Изобилие, Экономию, Торговлю, Верность, Постоянство, Милость и Бдительность. Ворота были украшены более чем пятьюдесятью живописными изображениями.

      В 1928 г. замечательное сооружение было разобрано по обычной для тех времён причине — в связи с реконструкцией площади. Теперь на месте Красных ворот стоит павильон метро, памятник уже совсем другой эпохи.

      1710 по 1712 года в Петербурге, по проекту  Д.Трезини, был построен Летний  дворец Петра I, в северо-восточной  части Летнего  сада, старейшего  сада в Санкт-Петербурге.

      Здание  построено в строгих формах барокко, украшено барельефами с мифологическими сюжетами, которые представляют морские победы России. Первоначальная планировка дворца сохранилась до наших дней. С 1925 года Дворец стал музеем.

      Московское  барокко, как и барокко вообще, стало культурой, прежде всего аристократической. Типами зданий, где развёртывались основные процессы стилевого образования, стали дворец и храм. Новый тип боярских каменных палат, в которых уже обозначились черты будущих дворцов XVIII в., сказывался в последней четверти XVII столетия.

Информация о работе История искусства. Стиль барроко