Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2010 в 17:19, Не определен
Проявление глобального системного цивилизационного кризиса во всех сферах жизни
противоречие
между гомогенизацией и диверсификацией,
объединением и фрагментацией, интеграцией
и противодействующими
Глобализации необходимо придать “человеческое лицо”, то есть добиваться усиления в этих условиях демократического контроля, обеспечения людям гражданских, политических, социально-экономических прав, культурных и экологических требований - такова суть призывов представителей ряда международных организаций.
Тем же целям
призваны служить усилия ряда влиятельных
организаций, деятельность которых
приобретает нередко
При этом их деятельность может способствовать развитию гражданского общества не только в национальном, но и в международном масштабах. Так . формированию основ глобального гражданского общества призваны помочь, например, в сфере экологических движений, во-первых, такие объединения, которые действуют на международном уровне; во-вторых, организации, которые обеспечивают техническую помощь локальным группам; в-третьих, индивидуальные ячейки, которые примыкают к национальным и транснациональным альянсам; наконец, группы и организации, которые поддерживают контакты со своими партнерами повсюду в мира или разделяют их экологические воззрения. На практике тем самым создается межнациональная сеть, включающая не только собственно неправительственные организации (национальные и международные), но и местные социальные движения, фонды, средства информации, церкви, профессиональные и потребительские объединения, группы интеллектуалов; отделения региональных и международных неправительственных организаций; частично представители парламентских и исполнительных ветвей власти.
Важная роль здесь отводится укреплению системы ООН и расширению ее связей с неправительственными организациями. Эта проблематика будет, например, рассматриваться на запланированной ООН специальной Ассамблее в 2000г., посвященной III тысячелетию, и одновременно на проводимом параллельно с ней, - по инициативе ЮНЕСКО и ООН, - всемирном форуме неправительственных организаций.
В ходе подобных встреч, многих международных и национальных конференций с участием политиков, ученых, деятелей культуры, с одной стороны, закладываются предпосылки для более интенсивного развития глобального движения за усиление взаимосвязей, взаимодействия между цивилизациями, за переход от насилия и войн к культуре мира, ненасилия, диалога.
Мы приблизились к пониманию мира как единого и многообразного феномена, но все необходимые выводы из этого еще не сделаны. Опора на угрозу силы в ряде случаев еще остается в арсенале политики. Межгосударственное сотрудничество, учитывающее взаимные интересы друг друга, пробивает себе дорогу - и тому есть многочисленные примеры, - но именно “пробивает”. Взаимная толерантность, политическая терпимость в возрастающей степени должны становиться доминантой мирового, регионального, национального и локального развития.
Однако этому препятствует глубокий кризис нравственных начал, имеющий определенные объективные основания. Во-первых, в ряде стран произошло резкое ослабление влияния общественных институтов, способствующих поддержанию нравственных начал (семья, традиционные структуры первичной социализации, церковь, ценностные идеологии). Во-вторых, благодаря возрастанию роли средств массовой коммуникации (а в последнее время - Интернета) моральная составляющая их деятельности стала оказывать все более заметное влияние на сознание и поведение многих миллионов людей. В-третьих, нравственность ( или безнравственность) из элемента, характеризующего индивида, превратилась в важный фактор функционирования разных слоев человеческих сообществ. Достаточно представить, что может натворить в нынешних условиях безнравственный человек или группа безнравственных единомышленников, если в их распоряжении окажутся современные средства массового уничтожения.
Кризис нравственных начал был порожден дезориентацией, растерянностью перед натиском коренных перемен, происходящих во всех областях жизни. Люди, чье сознание формировалось на основе опыта, накопленного в XIX и в первой половине ХХ вв., оказались в новом мире. Для ориентации в нем стали недостаточны, а порой и вовсе непригодны казавшиеся ранее незыблемыми представления.
В некоторых случаях это обусловило смену прежнего обожествления человеческого разума неким пренебрежением к его возможностям, принижением его роли в функционировании и развитии человеческого сообщества. Отсюда - непомерное увлечение постмодернистскими концепциями и их многочисленными ответвлениями, отрицающими (особенно в своих крайних проявлениях) познаваемость окружающего мира, по сути, негативно оценивающими роль разума и науки в развитии человечества. Отсюда - уход части людей в беспросветный мистицизм. Отсюда, как реакция на происходящую дезориентацию, - возрастание роли фундаментализма.
Общество, включая его образованную часть, стало жертвой множества мифов. Главный источник этих мифов - попытки приспособиться к меняющимся условиям, используя устаревшие подходы и представления. Среди таких мифов, можно назвать, например, следующие:
ориентация на существование, с одной стороны, “эталонных”, а с другой - “обреченных на исчезновение” цивилизаций и культур;
тезис о том, что отношения между народами и людьми можно строить на иерархических основах.
и даже попытки некоторых возродить миф о том, что насилие является универсальным средством разрешения внутригосударственных и межгосударственных проблем.
Чтобы исключить проявления агрессии из материальной сферы, нужно не забывать о постоянных борениях в сфере духа. Гуманизм все более органично должен входить в сознание людей. Подобно тому, как в мировой политике “ аргументы силы” следует заменить балансом интересов, нужно добиваться их гармонизации и в сфере межнационального общения. Это предполагает утверждение принципов толерантности как свойства внутренней культуры каждой личности. И в этом отношении формирование культуры мира смыкается с развитием культуры демократии.
Культура мира не может быть делом только политических лидеров и элит. В условиях расширения взаимозависимости и взаимосвязи она приобретает вес в том случае, если вовлечет в свою орбиту массы, их организации и движения. Поэтому трудно переоценить значимость углубленного анализа динамики этих организаций и движений, их приоритетных требований и перспективных тенденций.
Научный анализ и решение на его основе проблем, связанных с ценностями культуры мира, предполагают не только изучение опыта отдельных стран, его сопоставление, выявляющее общие тенденции и обусловленности развития, но и более объемный анализ, который охватывал бы взаимовлияние и взаимодействие различных социумов: их сближение по одним вопросам и противоречия, которые нередко унаследованы от прошлого, а порой возникают в ходе самого этого сближения. Следует учитывать, что реализация культуры мира охватывает практически все основные сферы человеческой деятельности и тем самым предполагает взаимодействие различных наук - экономической, социальной, политической, юридической, культурологической, психологической, педагогической и т.д. Иными словами, выработка здесь обобщающей концепции требует междисциплинарных исследований. Поэтому необходимо превратить в своего рода систему международное сотрудничество ученых, работающих в русле широко трактуемой тематики культуры мира, привлекать к этой работе других представителей научной мысли. Многогранность самой концепции культуры, ее целеустановка предполагают также расширение участия в обсуждении проблем практиков, государственных деятелей, партийных лидеров, активистов общественных движений.
Культура мира отражает и перемены, происходящие в деятельности различных конфессий, которые, вступая во взаимодействие с общественной жизнью, не только утверждают в ней нормы морали и нравственности, создают новые духовные ценности, но и содействуют становлению в массовом сознании новых социально-политических парадигм, росту миротворческой активности социальных и гуманитарных движений. Позитивное воздействие такого рода оказывали, например, на международную общественность призывы иерархов основных современных конфессий к мирному решению косовского кризиса. Нельзя переоценить и миротворческую роль таких международных религиозных организаций, как Всемирный совет церквей, Христианская мирная конфессия, Пакс Кристи, Пакс Романа, Берлинская конфессия католиков из европейских стран, Азиатская мирная конфессия, Движение буддистов Азии за мир, Всеафриканская конференция церквей и другие.
Рост участия масс верующих в миротворческих движениях в значительной мере стимулирован и происходящим в последние десятилетия возрождением ислама, хотя, как известно, этот процесс противоречив, зачастую сопровождается национально-этническими и межконфессиональными конфликтами. Антивоенные настроения мусульманских общин находят выражение и в мечетской проповеди, и в выступлениях религиозных деятелей на различных международных форумах. Проявляется оно и в деятельности исламских организаций, таких как Организация исламской конференции, Всемирная исламская лига, Всемирный исламский конгресс и др.
В настоящее время миротворческие силы, в том числе конфессиональные и другие организации, стремятся ввести вопросы войны и мира в более широкие политические, социальные, экономические и духовно-культурные контексты, включающие и такие глобальные проблемы, как усилия по обеспечению устойчивого развития, по смягчению и преодолению отставания в уровне жизни, других социально-экономических показателях стран ”третьего мира”, и т.д. Они выступают за справедливое международное экономическое устройство, за преодоление угнетения, неграмотности, нищеты, голода, борются против старых и новых форм колониализма и расизма. Наконец, они выступают за использование науки и техники для развития и обогащения человеческой жизни, за такое отношение к естественным ресурсам Земли, которое обеспечит подобающую жизнь и будущим поколениям. Такие выступления все более тесно сближаются с международным движением за культуру мира, что расширяет возможности развития мирного взаимодействия и сотрудничества культур и цивилизаций, продвижения человечества к миру ненасилия и согласия.
Рассмотрим теперь современную нам картину: население Земли увеличивается в основном за счет прироста населения Индокитая, Ближнего Востока, Латинской Америки, Средней Азии, Африки и т.д. Казалось бы, имеет место противоречие: экономически рост населения этим народам не благоприятен, поскольку мешает улучшаться жизненному уровню и даже приводит к дальнейшему его ухудшению.
Это легко объясняется тем, что население слаборазвитых стран не само добилось благ цивилизации, а получило их все разом, массово и часто даже бесплатно как гуманитарную помощь. Таким образом, смертность населения, включая детскую, резко уменьшилась. Если раньше из, условно говоря, десятка детей выживало 3-4, то теперь – практически все. Высокая рождаемость, еще вчера необходимая в таких популяциях для компенсации высокой детской смертности, вдруг становится избыточной. 2
"Логика" людей очень проста: раньше мы рожали много, и знали, что это хорошо; теперь у нас умирает меньше детей – и это еще лучше, поскольку у них тоже будет много детей!
Кто же обычно ратует за увеличение рождаемости, несмотря ни на что?
Милитаристы, ибо чем больше детей, тем больше может быть армия, тем больше генеральских мест. Придворные демографы, которые обещают за счет роста числа рабочих рук заткнуть дыры в экстенсивной экономике, "забывая", что в условиях надвигающегося истощения ресурсов с одной стороны, и повсеместной автоматизации – с другой, эти руки будет не на что употребить. Националисты, ибо для них не своя нация – не люди, пусть их будет меньше, а своих больше. Да и не только националисты конкретно, а все, кто делит на "своих" и "чужих" по внешним факторам.
Однако ограничение рождаемости наталкивается на множество препятствий. В их числе реакционные общественные отношения, огромная роль религии, поощряющей многодетностью; примитивные общинные формы хозяйствования, при которых многодетные выигрывают; неграмотностью и невежество, слабое развитие медицины и т. д. Следовательно, отсталые страны имеют, перед собой тугой узел сложнейших проблем. Однако сплошь и рядом в отсталых странах правят те, кто собственные или племенные интересы ставят выше государственных, невежество масс используют для своих корыстных целей (в том числе войн, репрессии и прочего), роста вооружений и подобных вещей.
Информация о работе Глобальные проблемы в современной культуре