Буддизм и его роль в культуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2011 в 13:50, контрольная работа

Описание работы

Буддизм - религиозно-философское учение, которое возникло в Индии в 6-5 веках до н.э. Входит в Сань цзяо - одну из трех главных религий Китая. Буддизм возник на северо-востоке Индии в областях добрахманистской культуры. Буддизм быстро распространился по всей Индии и достиг максимального расцвета в конце I тысячелетия до н.э - начале I тысячеления н.э.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3

Раздел 1 Предпосылки возникновения буддизма……………………………….4

Раздел 2 Что такое буддизм……………………………………………………..13

Раздел 3 Влияние буддизма на культуру………………………………………22

Заключение……………………………………………………………………….26

Список литературы………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Культурология БУДДИЗМ готовая.docx

— 49.51 Кб (Скачать файл)

    Наконец, есть мнение, что буддизм - это религия. Однако принципиальная разница между  двумя этими подходами прослеживается уже в самом первоначальном значении латинского слова, которое служит обозначением понятия "религия": Re переводится "снова", а Ligare - "соединять". Религии, пришедшие с Ближнего Востока и вот уже тысячу лет господствующие на Западе, пытаются вновь обрести нечто совершенное. В буддизме же нет необходимости с чем-то "воссоединяться", потому что нет никакого рая, из которого мы выпали. Ум находится в состоянии запутанности с безначальных времен, а при Просветлении переживающий различные впечатления просто-напросто узнает присущую ему вневременную природу. И как можно было бы вообще доверять восстановленному состоянию? Это означало бы, с одной стороны, его изначальное несовершенство, а с другой - возможность снова его потерять.

    Если  и называть буддизм религией, то следует провести различие между  двумя видами убеждений. Первый - это  стремящиеся контролировать все  аспекты человеческой жизни религии  веры - иудаизм, христианство и особенно ислам. В характере их личностных богов обнаруживаются в высшей степени человеческие черты. Противоположностью им являются недогматические религии опыта - Адвайта-Веданта в индуизме, а также даосизм и буддизм, - ориентированные на раскрытие качеств человека.

    Эти два вида религий принципиально  различаются как в методах, так  и в целях.

    Все религии веры, доминирующие в нынешнем мире, возникли в небольшой области  на Ближнем Востоке - их политическим фокусом выступает современный  город Иерусалим. Каждая из них своими корнями восходит к Ветхому Завету, который окончательно сформировался около 2500 лет назад. Общественная жизнь Ближнего Востока была (и остается такой до сих пор) окрашена постоянной борьбой за выживание. Этим объясняется ориентация на мужские модели поведения, стремление привлекать на свою сторону, чтобы оказаться сильнее, и строить все на основе определенных богом законов. В таких условиях и могла утвердиться идея о создающей, судящей и наказывающей внешней силе, чья истина должна отличаться от человеческой. Поскольку природа этой истины такова, что ее нельзя ни проверить, ни пережить или достичь, в нее требуется верить. Задача верующих - выполнять пожелания высшей силы или ее представителей, для чего используются догмы и обращение других в свою веру, запреты и заповеди, а также не соответствующая действительности концепция о том, что один путь истинен и хорош для всех, другие - неистинны и вредны.

    Хотя  религии опыта Дальнего Востока  возникли примерно в то же время, что  и ближневосточные религии веры, вопрос выживания в северной Индии  и Китае не стоял так остро: несмотря на то, что сложившиеся  здесь весьма образованные общества и не являлись такими мирными, как  многим хотелось бы думать, это были культуры, определенно характеризовавшиеся  изобилием. Поскольку в этих странах были известны многие философские системы и существовала большая духовная свобода, то и религии приобрели совсем другую направленность. Целью становился собственный ум, развитие человека. Поэтому здесь меньше предписаний извне, направленных на то, чтобы все следовали по одному маршруту, а вместо неопровержимых догм в разных обстоятельствах для разных людей могут признаваться полезными разные истины.

    Например, Будда предостерегал учеников от того, чтобы те просто верили его  словам, но хотел, чтобы они задавали вопросы и на собственном опыте  проверяли поучения, находя таким образом, подтверждения сказанному. Он всем желал и желает Просветления, к которому большинству из нас полезнее идти ступенчатым путем, пока не будет создана непоколебимая основа выносливости, сочувствия, радости и сознательности. После этого многое происходит все быстрее и быстрее и словно бы само по себе, ведь искомое счастье внутренне присуще каждому, являясь не чем иным, как собственным умом. На пути к этому опыту Будда неизменно доверял самостоятельности и одаренности людей, просто показывая им освобождающее зеркало своего учения и снова и снова открывал существам, что кроется в них самих. Потенциал Просветления, заложенный в каждом человеке, он называл будда-природой. Это доверие, являющееся важной характеристикой пути и цели, и составляет основополагающее отличие буддизма от всех других религий.

    Сторонился  Будда и того, что сегодня называется эзотерикой. Хотя попытка защитить человеческую теплоту 60-х и пронести ее через последующие "хромированные" десятилетия очень трогательна, все же основанного на одних чувствах подхода к миру недостаточно. Нужно ясно знать, что есть что. А если брать отрывки духовных знаний из различных источников, перемешивать их и затем в качестве вневременных истин преподносить в новой упаковке без подтверждения личным многолетним опытом, то это не создает ничего, кроме путаницы. Таким истинам, наверняка, можно доверять еще меньше, чем древним учениям религий веры с их многовековым практическим опытом.

    Чему  же вневременному учит Будда? Он объясняет, что лежащая в основе всего  истина, чтобы быть истинной, должна всегда и везде быть одной и  той же, ее невозможно создать, расширить  или повредить - иначе она была бы не абсолютной. По своей сути неотделимая  от пространства, она пронизывает  все, что есть и чего нет, и тот, кто создаст необходимые условия, может эту истину познать. А тот факт, что до Просветления мы ее не воспринимаем или воспринимаем лишь частично, объясняется решающим изъяном непросветленного ума - неспособностью узнавать самого себя. Нетренированный ум подобен глазу: он все воспринимает, но не может видеть сам себя. Все поучения Будды направлены на ум и на путь к его полному постижению.

    Если  мы поищем то вневременное и неразрушимое, что смотрит в данный момент через  наши глаза, осознает и воспринимает вещи, - мы не найдем ничего вещественного. Поэтому Будда описывал природу  ума словом "пустой". "Пустой от чего-то" - это выражение использовалось в те времена, чтобы показать, что исследуемое осознание не имеет никаких определенных качеств. Будда при этом не описывает "ничто", черную дыру, но просто указывает на то, что воспринимающий ум не имеет объема, длины, ширины или веса - всего, что превращало бы его во "что-то". Математик, пожалуй, назвал бы эту сущность ума нейтральным элементом восприятия, физик - вездесущей возможностью, ремесленник - вещью, а любовник или воин, воспринимающий мир как продолжение своих органов чувств, ощущал бы, что ум открыт как пространство. Все это означает, что хотя тело смертно, а мысли приходят и уходят - воспринимающий не рождался, не был сложен из чего-то или сотворен. Поэтому он остается вне смерти, распада или исчезновения. Ум подобен пространству: это вневременный контейнер, позволяющий всему возникать, охватывающий и сводящий все воедино. И то, что нет ничего внешнего, во что нужно было бы верить, многим облегчает доступ к учению высказывания Будды - вспомогательные средства, чтобы лучше познакомиться с самим собой и необратимо становиться все более невозмутимым, радостным и полным любви.

    За  свое развитие на пути каждый отвечает сам. Будда своим примером олицетворяет окончательную цель, достижимую для  всех, что дает подлинное Прибежище, о котором следует периодически напоминать себе с начала пути и  до Просветления. В буддизме мы принимаем  Прибежище в полном развитии ума, то есть в Будде или состоянии  Будды, в его учении - средствах, ведущих к Просветлению, в друзьях, вместе с которыми идем по пути, и в Учителе, который способен убеждать своим примером, вдохновлять учеников и пробуждать в них доверие к их собственной будда-природе. Таким образом, знание поучений Будды является ключом к непреходящему счастью. Сам Будда выступает учителем, защитником и другом существ: с помощью предлагаемых им средств можно избегать боли и в результате достичь этого непреходящего счастья. Можно все мощнее развиваться и при этом помогать другим. Термин, наилучшим образом описывающий учение, был избран самим Буддой более 2500 лет назад -Дхарма. И вот уже более тысячи лет учение носит тибетское название - Чё. Теперь оно пришло на Запад. "Дхарма" означает "вещи, как они есть".

 

РАЗДЕЛ 3 ВЛИЯНИЕ БУДДИЗМА НА КУЛЬТУРУ

    Влияние буддизма на культуру Индии и других стран чрезвычайно широко и многообразно и поэтому заслуживает отдельного исследования. Здесь же мы ограничимся  общими замечаниями.

    Появление и распространение буддизма явилось  катализатором всех творческих сил  Дальнего Востока. Как пишет В.С. Поликарпов: «Весь Дальний Восток обязан Индии буддизмом, который  способствовал формированию своеобразных культур Китая, Кореи, Японии и Тибета». Буддизм способствовал обновлению традиционных религий стран Востока  – ведической религии в Индии, которая затем вытеснила буддизм; даосизма и конфуциантсва в Китае, вскоре составившими с буддизмом единое мировоззрение китайцев; синтоизма в Японии, который также неразрывно связан с буддизмом.

    Прежде  всего, буддизм оказал огромное влияние  на восточную архитектуру, скульптуру, живопись, музыку, танец, театр.

    С распространением буддизма создавались  многочисленные буддийские храмы и  монастыри, величественные пещерные и  скальные комплексы. Строились буддийские пагоды – многоярусные сооружения, символизирующие буддийские небеса. Буддийской архитектура придавала  национальной архитектуре стран  Дальнего Востока новые черты, которые  сейчас считаются традиционными.

    Под воздействием идей буддизма расцвело садовое искусство. Никакая другая религия не была так тесно связана  с растительным миром, с красотой природы, как буддизм. Буддийские монахи разводили вокруг своих монастырей целые рощи. Для этого у них  было достаточно досуга, и жили они  в окружении мирной природы, столь  благоприятствующей душевному покою. Вот почему садовое искусство  того времени тесно связано с  храмами и монастырями. Из Индии  буддийский храмовый сад перекочевал  в другие страны, в Китае, Корее, Японии дал жизнь садам нового типа. (В Японии – знаменитый «сад камней»).

    Развитие  скульптуры проявилось прежде всего в создании для храмов и монастырей величественных и изящных скульптур Будд и Бодхисаттв. Эти скульптуры также стали традиционными для Индии, Китая, Японии и др. стран.

    Буддийские  монастыри веками были одними из главных  центров культуры стран Дальнего Востока. Здесь проводили свое время, искали вдохновения и творили  поколения поэтов, художников, ученых и философов. В архивах и библиотеках  монастырей накоплены бесценные  сокровища письменной культуры, регулярно  копировавшиеся и умножавшиеся усилиями многих поколений трудолюбивых монахов  – переводчиков, компиляторов, переписчиков.

    Вместе  с буддизмом в Японию пришла китайская  «азбука».

    Китайские буддийские монахи изобрели искусство  ксилографии, т.е. книгопечатания. Размножения  текста с помощью матриц – досок  с вырезанными на них зеркальными  иероглифами.

    Искусство чаепития впервые возникло в буддийских монастырях, как бодрящее средство для многочасовых медитаций.

    Буддизм оказал глубокое влияние на становление  принципов традиционного восточного искусства. Прежде всего следует отметить тесную связь между незавершенностью в восточном искусстве и философско-религиозным сознанием Востока. Именно буддизм с его учением о вечно изменяющемся чувственном мире дал художнику важный методологический принцип, позволивший ему создать неповторимый мир образов восточного искусства. Суть художественного творчества в дальневосточном регионе прекрасно выражает афоризм Су Ши: «Когда рисуешь дерево, нужно чувствовать, как оно растет». Благодаря буддизму на Востоке незавершенность есть универсальный принцип, пронизывающий как традиционное, так и современное искусство, причем художники исходят из принципа «природа – мера красоты» в противоположность европейскому «человек – мера красоты».

    В буддизме особенно ярко проявляется  изначальное значение образного  слова, которое придает его философско-этическим  абстракциям эмоциональную убедительность и «достоверность». И вообще для  буддизма характерно тяготение к  притчам, к образной метафоре и сравнению. Доминирующее значение образного слова  в буддизме неизбежно требовало  его реализации в действии, поэтому  он очень активно использует различные формы национальных, народных художественных традиций, в том числе театр. Например, в Японии буддизм почти полностью ассимилировал древний театр «Но», наполнив его своим содержанием.

    Современные исследователи отмечают, что под  влиянием древних традиций и буддизма в искусстве Востока очень  сильны декоративные принципы. Декоративность особенно проявляется в изображении  сцен из жизни куртизанок знаменитой школы Матхура средневековой индии, в бесконечных вариациях знаменитого скульптора японского средневековья Энки, создавшего пять тысяч скульптурных изображений Будды, в движениях и одеждах танцовщиц и танцовщиков ритуальных танцев и т.д.

    Влияние же буддизма на западные страны, до XIX века не было сколько-нибудь заметным. С  развитием науки и техники, в  странах Западной Европы усиливается  брожение умов и развивается культурный кризис.

Информация о работе Буддизм и его роль в культуре