Буддизм и его роль в культуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2011 в 13:50, контрольная работа

Описание работы

Буддизм - религиозно-философское учение, которое возникло в Индии в 6-5 веках до н.э. Входит в Сань цзяо - одну из трех главных религий Китая. Буддизм возник на северо-востоке Индии в областях добрахманистской культуры. Буддизм быстро распространился по всей Индии и достиг максимального расцвета в конце I тысячелетия до н.э - начале I тысячеления н.э.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3

Раздел 1 Предпосылки возникновения буддизма……………………………….4

Раздел 2 Что такое буддизм……………………………………………………..13

Раздел 3 Влияние буддизма на культуру………………………………………22

Заключение……………………………………………………………………….26

Список литературы………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Культурология БУДДИЗМ готовая.docx

— 49.51 Кб (Скачать файл)

    Царю, конечно, хотелось, чтобы его сын  стал великим государем. Поэтому  он решил так организовать жизнь  сына, чтобы ничто не могло навести  его на философские размышления  или раздумья о смысле жизни. Принца поселили в роскоши и неге в  великолепном дворце, отгороженном от внешнего мира. Так продолжалось до тех пор, пока принцу не исполнилось двадцать девять лет и он однажды не отправился на охоту. Эта охота изменила всю его жизнь.

    На  охоте принца впервые потрясло созерцание страданий, переполняющих жизнь. Он видит перепаханное поле, на котором  птицы выклевывают червей из комьев земли, и поражается, почему одни живые  существа могут жить только ценой  смерти других. Но самым важным для  духовного переворота Сиддхартхи оказываются четыре встречи: царевич видит похоронную процессию и понимает, что все люди и он сам смертны и ни богатство, ни знатность не могут защитить от смерти. Он обращает внимание на прокаженного и впервые осознает, что болезни подстерегают любого смертного. Принц смотрит на нищего, просящего подаяние, и понимает мимолетность и призрачность богатства и знатности. И вот Сиддхартха оказывается перед мудрецом, погруженным в созерцание. Глядя на него, принц осознает, что путь самоуглубления и самопознания — единственный путь к постижению причин страданий и способа избавления от них.

    После этой достопамятной охоты царевич  не мог уже больше спокойно жить в своем роскошном дворце. И  вот однажды ночью он покидает дворец на своем любимом коне Кантаке и в сопровождении одного слуги. На опушке леса он попрощался со слугой и конем и своим мечом, который взял в руки последний раз в жизни, отсек в знак отречения от мирской жизни свои длинные волосы «цвета меда». Сделав это, он вступил в лес. Начался период ученичества, аскезы и духовных поисков.

    Сиддхартха присоединялся к разным шраманским группам, быстро достигая всего, чему учили их наставники.

    Сиддхартха внимательно слушал всех, но ничьим приверженцем так и не стал. Он предался суровой аскезе и умерщвлению плоти. Впоследствии он сам говорил, что дошел до такой степени истощения, что, дотронувшись до живота, чувствовал пальцем позвоночник. Но аскеза не приблизила его к просветлению, и истина оставалась столь же далекой от него, как и тогда, когда он жил в царском дворце в Капилавасту.

    Тогда Сиддхартха решил отказаться от крайности аскетизма и принял скромную, но питательную еду (рисовую кашу на молоке) из рук жившей неподалеку девушки. Пять аскетов, практиковавших вместе с Сиддхархой, сочли его отступником и покинули его, оставив в полном одиночестве. Тогда бывший принц сел в позе созерцания под баньяновое дерево (ficus religiosa), получившее в буддийской традиции наименование «Древа Пробуждения» (бодхи), и дал клятву, что не сойдет с этого места до тех пор, пока не достигнет своей цели и не познает истину, после чего вошел в состояние глубокого сосредоточения, погрузившись в созерцание.

    Еще глубже стало его сосредоточение, и он постиг всеобщий принцип причинно-зависимого происхождения. Наконец разум Сиддхартхи достиг четвертого уровня сосредоточения, и перед ним засиял свет нерушимого покоя нирваны, Великого Освобождения. Здесь Сиддхартха вошел в состояние транса (самадхи). В этот момент Сиддхартха Гаутама, царевич из клана Шакьев, исчез, и в мире появился Будда (Buddha) — Пробужденный, Просветленный. И больше уже не был он принцем и наследником престола, строго говоря, не был он больше и человеком, ибо люди рождаются и умирают, а Будда пребывает превыше и жизни, и смерти. И возрадовалась вся вселенная, боги осыпали Будду небесными цветами, по миру разлилось прекрасное благоухание, и земля сотряслась от появления Победителя. Но сам Будда еще семь дней пребывал в состоянии самадхи, наслаждаясь блаженством освобождения.

    Первыми слушателями Будды были пять аскетов, ранее с презрением покинувшие отступника Гаутаму. Они и теперь поначалу не хотели слушать Будду, но его изменившаяся внешность так потрясла их, что они все-таки решили выслушать его, а выслушав, уверовали, став, таким образом, первыми буддийскими монахами, первыми членами сангхи — буддийской монашеской общины. Так новая религия сразу же обрела свои Три Драгоценности (Триратна), три объекта поклонения, с принятия прибежища в которых человек может считаться буддистом — Будду, Дхарму (его Учение) и Сангху (монашескую Общину).

    Кроме аскетов, Будде внимали еще две  газели, изображения которых по обе  стороны восьмирадиусного (восемь спиц Колеса символизируют восемь этапов буддийского Благородного Пути) Колеса Учения (дхармачакра) стали символом буддизма и буддийской проповеди; это изображение можно увидеть на крышах многих буддийских храмов, в том числе и Санкт-Петербургского Дацана.

    Сиддхартха Гаутама покинул дворец в двадцать девять лет и стал Буддой в тридцать пять лет. После этого он еще сорок пять лет проповедовал свое учение в разных государствах северо-востока Индии.

    Шло время. Будда старел, и близился день его отхода в окончательную нирвану. Это произошло в местечке Кушинагара, на берегу реки Найранджани, относительно недалеко от Бенареса. Простившись с учениками и дав им последнее напутствие надеяться только на собственные силы, «быть светильниками самим себе» и усердно трудиться во имя освобождения, Будда лег в позе льва (на правый бок, головой к югу и лицом к востоку, подложив правую руку под голову) и погрузился в созерцание. Вначале он достиг четвертого уровня сосредоточения, потом восьмого, потом вернулся к четвертому, и из него вступил в великую и вечную нирвану без остатка. Закончилась его последняя жизнь, больше не будет новых рождений и новых смертей. Гончарный круг кармы остановился, и тело, последняя объективация былого влечения к профаническому существованию, перестало жить. Отныне Будды больше не было в мире и мира не было для Будды. Он погрузился в состояние, которое не может быть ни описано, ни представлено. Можно лишь сказать, что в нем не было места страданию, которое заменило высшее блаженство.

    Предание  о жизни Будды не могло не трогать  и не волновать людей разных эпох и культур.

 

РАЗДЕЛ  2 ЧТО ТАКОЕ БУДДИЗМ

    Две с половиной тысячи лет назад  у Будды были уникальные возможности  учить: он жил во времена расцвета цивилизации северной Индии и  был окружен очень одаренными учениками. Это дало ему возможность  на протяжении 45 лет показывать существам  пути к полному раскрытию ума, что проявилось в многообразии данных им средств. Кангъюр - собрание собственных слов Будды, записанных после его смерти, - это 108 томов, содержащих 84 тысячи полезных наставлений. Появившиеся позднее комментарии учеников составляют еще 254 тома, каждый толщиной не менее двух сантиметров, они называются Тенгьюр. Именно из богатства методов и следует понимать последние слова Будды, которые он сказал в возрасте 80 лет, перед тем как покинуть тело: "Я могу умереть счастливо: я не оставил ни одного поучения в закрытой ладони. Все, что вам полезно, я уже дал".

    Как следует из этого высказывания, он дал то, что можно непосредственно  применять в жизни. На вопросы, почему и чему он учит, Будда неизменно  отвечал: "Я учу потому, что  вы и все существа стремитесь быть счастливыми и хотите избегать боли. Я учу тому, каким все является, - вещам, как они есть". И хотя впоследствии эти поучения стали  основой целого ряда школ, эти школы  объединяет то, что все они, каждая на своем уровне понимания жизни  и учения Будды, нацелены на всестороннее развитие человека - осмысленное использование  тела, речи и ума.

    Поскольку буддийское учение многогранно и  основывается на опыте, а не на вере, недостаточно ограничиться описанием  его содержания. Его особенности  становятся видны только в сравнении  с другими мировоззрениями. В  то же время приближаться к учению Будды стоит освободившись от слишком жестких представлений, так как полноту его мудрости невозможно описать как "то, а не это".

    Например, многие полагают, что буддизм - философия. И это верно, но только в том  смысле, что буддийское учение совершенно последовательно. Ясность и свободомыслие  являются важной предпосылкой буддийского  пути, и успешное развитие лишь совершенствует их. Учение способствует раскрытию  всех присущих нам способностей, включая  логическое мышление. Однако почему же тогда нельзя назвать его философией? Потому что производимые им изменения  необратимы. Если в философии мы работаем с понятиями и представлениями, радуемся, удачно их выстроив, а потом кладем книги обратно на полку, то учение Будды выходит за пределы понятий, производя необратимые изменения в теле, речи и уме. Оно дает ключ к тому, что ежедневно происходит внутри и вокруг нас, и повышает таким образом уровень нашего осознания. При использовании буддийских взглядов и средств сначала растворяется много жестких представлений, затем возрастает доверие к тому, что все происходящее имеет определенный смысл, и человек постепенно меняется - становится все менее напряженным, и его действия все больше исходят как бы из некой его собственной середины.

    Некоторые люди из результатов буддийского  учения выделяют очевидные, такие как  возрастающая невозмутимость, на основании  чего утверждают, что буддизм - это  психология. Что можно сказать  по этому поводу? Цель психологии ясна: все школы стремятся улучшить нашу повседневную жизнь. Психологи  стараются добиться того, чтобы каждый человек приносил пользу обществу и  при этом доставлял не слишком  много трудностей самому себе и другим в течение тех семидесяти-девяноста  лет, которые обычно проводят в мире жители западных стран в наше время. Учение Будды ставит перед собой  абсолютно те же цели, но одновременно принимает во внимание факт непостоянства  всего обусловленного и потому указывает  на непреходящие ценности - тем, кто  способен это понимать и абстрактно мыслить. Буддизм признает абсолютными лишь истины устойчивые перед болезнями, старостью, смертью и потерями.

    Можно сказать, что Будда распространяет свою "психологию" на много жизней. Он учит, что события и ощущения, причины которых нельзя понять в  рамках только одной жизни, могут  быть результатами поступков прошлых  жизней. Соответственно, сегодня своими мыслями, словами и делами мы определяем будущее, в котором переродимся. Этот выходящий за пределы одной жизни принцип причины и следствия, который в буддизме называется карма, объясняет, почему существа находятся в столь разных ситуациях на внутреннем и внешнем уровнях. Исходя из того, что каждый переживает свою собственную карму - то есть результаты своих прошлых действий, слов и мыслей, - работа начинается с высокого уровня самостоятельности и ответственности за себя. Не всем легко это понять, в особенности при трудной жизненной ситуации. Но Будда учит, что причиной страданий является не зло, а недомыслие. Поэтому главное - удалить неведение, чтобы поступки существ вели к непреходящему счастью, которого все так или иначе постоянно ищут. И учение Будды - это путеводитель.

    Таким образом, и психология, и буддизм  изменяют нас. Но если действие психологии не распространяется дальше повседневности и обусловленности, ограничиваясь  достижением эмоционального комфорта, то именно с этой точки ведет отсчет буддийское развитие. Вне всяких противоречий буддизм указывает на то вневременное, несотворенное, что познает внешние  и внутренние миры, - на самого переживающего, на воспринимающий ум. Целью буддизма не является спокойное бездумное  существование до смерти - он помогает все больше и больше узнавать собственный  ум. И лишь на познание ума можно  действительно положиться.

    Когда же у людей возникает желание  сознательно направлять собственную  жизнь? Это приходит автоматически, вместе с пониманием закона причины  и следствия и желанием избегать страданий или же благодаря накоплению такого множества хороших впечатлений, которое вызывает желание приносить  пользу другим. Вывод, что едва ли можно  многое сделать для других, пока не владеешь собственными чувствами, мыслями, словами и действиями, способствует сознательному подходу к жизни. И еще есть люди, которых настолько вдохновляет живой пример учителя, непосредственно знакомящего их со свободной игрой открытого, одаренного и неограниченного ума, что они просто хотят стать как он.

    Какими  бы ни были движущие стимулы, буддийские методы воспитывают смелость, радость, энергичность и все полезные виды любви, вызывая безостановочное  проявление в уме всяческого богатства. Освобождение приносит, прежде всего, углубляющееся понимание всеобщей изменчивости и постижение того, что  нет никакого вечного, осязаемого "я" ни в теле, ни в мыслях и чувствах. К этому добавляется наблюдение о сходстве устремлений существ: каждый пытается ощущать нечто приятное и избегать плохого, удерживать приятное и приспосабливаться к трудному. Очевидно также, что существ бессчетное множество, а мы - в единственном экземпляре, и при обнаружении этого само собой оказывается, что лучше думать о других. Так мы постепенно выходим из-под власти личностного и начинаем чувствовать себя гораздо менее уязвимыми - мы перестаем быть мишенью для происходящего. Если все, с чем мы сталкиваемся, уже не в силах нас поколебать - это достижение так называемого Освобождения. Это состояние указывает на то, что удалена почва для возникновения мешающих чувств. Второй и окончательный шаг - Просветление, полное раскрытие ума, которое означает расслабленное, но совершенно осознанное пребывание в "здесь и сейчас". Это самовозникающее и свободное от усилий состояние наступает после Освобождения, с растворением всех ограниченных представлений и понятий. Когда теряет силу мышление "или-или" и возникает пространство для широкого "и то и другое", пробуждаются новые способности, присущие уму. Многие знают вкус этого состояния по тем переполненным счастьем мгновениям жизни, когда вдруг ощущается причастность ко всему, а окружающее пространство перестаёт быть разделением и превращается во всеобщее вместилище, которое придает смысл всему, все связывает и все в себя включает. Просветление делает момент восприятия в тысячу раз яснее и увлекательнее всего вообразимого или пережитого, и вдохновение и блаженство больше не прекращаются.

Информация о работе Буддизм и его роль в культуре