Психология допроса подозреваемого

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2010 в 12:16, Не определен

Описание работы

Введение
Глава 1. Основные положения допроса
1.1 Понятие, задачи и виды допроса
Глава 2. Психологические особенности допроса подозреваемого
2.1 Психология допроса подозреваемого (обвиняемого)
2.2. Тактические приемы допроса подозреваемого
Глава 3. Биоритмология и допрос подозреваемого
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Психология допроса подозреваемого.docx

— 58.58 Кб (Скачать файл)

     В различных следственных ситуациях  улики поведения проявляются по-разному.

     Среди лиц, возможно причастных к преступлению, внимание следователя привлек Н. Он проявлял в связи с  расследованием заметное беспокойство, расспрашивал свидетелей о допросах, интересовался, зачем следователь и работники милиции осматривают у подозреваемых одежду, можно ли по следам рук обнаружить преступника. Именно Н. и оказался разыскиваемым преступником.

     Умение  разбираться в психофизиологической природе улик  поведения, их сущности, видов, особенностей проявления помогает следователю и работникам дознания успешно решать оперативно-тактические задачи: выдвигать обоснованные  версии и вести их продуманную разработку,  осуществлять целенаправленный, всесторонний поиск доказательств, избирать правильную тактику допроса подозреваемых (обвиняемых), проведение других следственных действий и т. д.

     Однако  этим значение доминанты не исчерпывается. Давно замечено, что человек, совершивший тяжкое преступление, испытывает сильное психологическое напряжение. Стремление скрыть причастность к  преступлению, необходимость маскироваться, чтобы выглядеть спокойным, приводят к  усилению торможения в клетках коры головного мозга. После этого начинает преобладать процесс возбуждения. Оно становится  все более устойчивым, а потом и постоянным. Безусловно, преступник  испытывает  острое желание снизить напряженность, снять с себя бремя тайны преступления, посоветоваться, как быть дальше, какую линию поведения избрать, просто выговориться хотя бы и постороннему человеку. Выявление таких состояний, «поддержание» указанных процессов на допросе, проведенном в строгих рамках правовых и этических норм, способствуют получению правдивых показаний, скорейшему раскрытию преступлений.

     На  предварительном следствии допрос обвиняемого нередко проходит  в условиях конфликтной ситуации. Причины конфликта возникают от принудительного характера общения, так как обвиняемый понимает, что каждый проведенный следователем допрос приводит к изобличению в совершении преступления, но не считает возможным отказаться от дачи показаний, не может избежать общения со следователем. Подозреваемый понимает сложность положения, в котором уже находится, и зачастую связывает с деятельностью следователя избрание меры пресечения, изменение привычного образа жизни, нравственные переживания, лишение возможности общаться с близкими людьми и т. д.

     Следователь в ходе допроса стремится установить истину, наделен значительными властными полномочиями, а обвиняемый старается скрыть истину, но обязан подчиняться требованиям закона. Данный конфликт не должен носить личностного характера, взаимоотношения надо строить в  строгом соответствии с нормами уголовного судопроизводства и морали. При допросе необходим индивидуально-психологический подход к обвиняемому.

     В сложной ситуации следователю нужно знать все основные социальные роли, которые исполнял допрашиваемый в жизни, и научиться направлять допрашиваемого к занятию такой ролевой позиции, которая бы наиболее соответствовала  ситуации  данного  допроса.  Для  следователя далеко не безразлично, какую из всего арсенала ролей будет играть допрашиваемый.

     Исследуя  личность опрашиваемого, следователь должен планировать обращение к ее лучшим сторонам, т. е. к  социально положительным ролевым позициям  данной личности. Этически и тактически недопустимо, чтобы следователь для установления контакта с допрашиваемым использовал отрицательные стороны его личности, даже если следователь хорошо знает их.

     Возникновение в ходе допроса психологической общности показывает обвиняемому, что его допрашивает компетентный, внимательный  и чуткий человек,  и является первой ступенькой перестройки допрашиваемого в социально правильном направлении.

     Отношение обвиняемого к совершенному преступлению, предъявленному обвинению, возможному наказанию зависит от мотивов, которыми обвиняемый руководствуется в период расследования уголовного дела. Изучению и анализу должны подвергаться не только мотивы,  обусловленные ситуацией расследования, но и сформировавшиеся в течение жизни обвиняемого направленность личности, нравственно-этические представления, сохраняющие и в условиях расследования свою мотивирующую роль.

     Бесконфликтность  ситуации не гарантирует полной откровенности подозреваемого. Он может добросовестно заблуждаться, ошибаться, неправильно понимать сущность тех или иных событий, наконец, обвиняемый, чистосердечно признавая свою вину, может подсознательно стремиться к ее преуменьшению. Поэтому подготовка к допросу даже в бесконфликтной ситуации в некоторых случаях должна включать элементы основанного на знании психологии  обвиняемого прогнозирования ошибок. Учет таких особенностей обвиняемого, как завышенная самооценка, некритичность к собственной личности, недоброжелательное отношение к  окружающим, позволяет предвидеть вольное или невольное стремление обвиняемого к смягчению своей вины.

     На  практике мнимая бесконфликтность ситуации допроса часто возникает в случае самооговора подозреваемого. Вероятность самооговора повышается, если  обвиняемый  отличается повышенной внушаемостью, податливостью к внешнему воздействию, неумением отстаивать свою позицию, слабоволием, недостаточной выносливостью к психическому напряжению.

     Наиболее  типичным мотивом самооговора является стремление избавить от наказания действительного виновника (под влиянием родственных или дружеских чувств), либо самооговор продиктован определенными групповыми  интересами или же достигается угрозами и воздействием заинтересованных лиц в  отношении тех, кто находится в какой-либо зависимости от них.

     Допускаемое со стороны обвиняемого ложное  признание может быть продиктовано его стремлением уклониться от ответственности за более тяжкое преступление. Таким путем он  рассчитывает  усыпить  бдительность, создать себе алиби по другому делу, доказать наличие обстоятельств, смягчающих или исключающих его ответственность, и т. п. Полный вымысел  сравнительно  легко опровергается. Детализация и последующая проверка места,  времени  и  других обстоятельств вымышленного события неминуемо ведут к разоблачению лжи.

     Если  допрашиваемый упорно скрывает достоверно известные  ему сведения по делу либо сообщает заведомую ложь, то в отношении него следователь вправе применить метод изобличения. Изобличать допрашиваемого  в  сокрытии каких-то фактов или заведомой лжи — значит опровергнуть его утверждения, показать их несостоятельность, несоответствие установленным по делу фактам.

     Достигается это путем предъявления доказательств, вскрытия противоречий, использования логической аргументации.

     Все доступные следователю и допустимые приемы воздействия на обвиняемого невозможно перечислить4. Важно только отметить, что, следователь не должен прибегать  к  запугиванию,  унижению  человеческого достоинства, необоснованным обещаниям и т. д. Задача юридической  психологии как науки заключается в подведении теоретической базы к творческим  находкам следователей.

 

2.2. Тактические приемы допроса подозреваемого

     Понятие «подозреваемый» имеет несколько  значений: общежитейское, оперативно-розыскное  и процессуальное. В общежитейском  понимании подозреваемый — это лицо, в отношении которого возникло предположение о его возможной причастности к преступлению. Подозреваемый в оперативно-розыскном смысле — лицо, в отношении которого имеются достоверные сведения, служащие основанием для принятия оперативно-розыскных и иных мер с целью предотвращения подготовляемого и раскрытия совершенного им преступления. Подозреваемым в уголовном процессе является лицо, задержанное по подозрению в совершении преступления, или лицо, к которому применена мера пресечения до предъявления ему обвинения5.

     В положений подозреваемого лицо может  находиться в течение 72 часов, если оно задержано в порядке ст. 91 УПК, либо до 10 суток, если к нему применена мера пресечения до предъявления обвинения. По истечении указанного срока подозреваемый становится обвиняемым, если подозрения в отношении него подтвердились, в противном случае мера пресечения отменяется и он освобождается.

     Допрос  подозреваемого, как правило, производится сразу же после задержания или избрания меры пресечения и лишь в исключительных случаях — не позднее 24 часов с момента задержания или применения другой меры пресечения. Это требование закона имеет тактическое значение: чем раньше будет допрошен подозреваемый, тем больше гарантий получить от него правдивые показания. Страх перед разоблачением, растерянность и подавленность от всего случившегося, чувство неизвестности наиболее сильны сразу после совершения преступления и способствуют получению искренних показаний.

     Общий процессуальный порядок допроса  подозреваемого не отличается от порядка допроса обвиняемого. Так, статья 173 УПК указывает, что вызов и допрос подозреваемого производятся с соблюдением правил, установленных соответствующими статьями Кодекса для допроса обвиняемого. Однако тактика допроса подозреваемого и обвиняемого неодинакова. Допрос подозреваемого характеризуется особыми психологическими моментами.

     Во-первых, у подозреваемого ярко выражена оборонительная доминанта, установка на сокрытие объективной информации.

     Во-вторых, к следователю он относится с  предубеждением и настороженностью.

     В-третьих, для последующей ориентировки подозреваемый  стремится получить информацию о  степени осведомленности следователя.

     В-четвертых, он находится в состоянии возбуждения  и растерянности. Подозреваемый, задержанный  по «горячим следам», психологически не готов к допросу.

     Дача  показаний подозреваемым — это  его право, а не обязанность, так  как своими показаниями он защищается от возникшего подозрения. При допросе подозреваемого в первую очередь проверяются обстоятельства, вызвавшие подозрение. Иногда подозреваемому предъявляются доказательства, еще недостаточно проверенные, поэтому они оцениваются прежде всего с точки зрения обоснованности подозрений.

     Нередко подозреваемый допрашивается сразу  же после совершения преступления, когда еще не продумана линия  поведения. Фактор внезапности при  допросе лишает его возможности  придумать ту или иную версию, оценить значение имеющихся у следователя доказательств. Здесь чрезвычайно важное значение имеют момент и обстоятельства задержания. Задержанный с поличным должен быть немедленно опрошен, если обстоятельства не позволяют пока его допросить и показания оформить протоколом. Он должен как-то объяснить ситуацию. Не будучи психологически готовым, не продумав ложную линию своего поведения до конца, подозреваемый может рассказать правду. Многое зависит и от того, насколько тактически правильно и уверенно в момент задержания действовали лица, его производившие.

     Например, участковый инспектор при задержании подозреваемого на квартире взял в  руки его сапоги и стал рассматривать  рисунок на подошве, после этого  сапоги отложил в сторону. За действиями милиции внимательно наблюдал подозреваемый. На допросе он рассказал: «Я понял, что  меня выдали сапоги: ведь я бежал через огороды, где мягкая земля, а на подметках моих сапог имеется рисунок».

     Подозреваемый должен быть обыскан и здесь же допрошен о принадлежности найденных у него вещей, предметов, содержании записей. Они могут свидетельствовать о местах, где он бывал, его специальности. Выяснение этих обстоятельств способствует установлению личности задержанного, раскрытию преступлений, которые не были известны следователю.

     Допрос  подозреваемого начинается с установления его личности. Следственной практике известны многочисленные случаи, когда  задержанные называют вымышленные фамилии. Личность подозреваемых может быть удостоверена документами, лицами, хорошо знающими подозреваемых, и с помощью специальных учетов МВД РФ. При заполнении анкетной части протокола следует расспросить, где допрашиваемый жил в последнее время, где работал, почему выезжал из данного города, подробнейшим образом проследить каждый его шаг. Затем срочно запросить органы милиции этих городов, не совершены ли им там преступления, задерживался ли он органами милиции, разыскивается ли и т.п. Часто по неопытности либо, считая, что проверить его показания невозможно, подозреваемый охотно рассказывает, где жил и работал, так как не видит получить информацию об обстоятельствах дела, особенно о доказательствах, имеющихся против них. Некоторые подозреваемые пытаются вывести следователя из равновесия, спровоцировать его на резкий тон, сбить с намеченного плана допроса и заставить закончить допрос психологическим срывом. Если подозреваемый отказывается давать показания в форме свободного рассказа, следует перейти к постановке вопросов, причем таких, которые уже выяснены другими путями и в правдивости ответов на которые следователь не сомневается.

     Подозреваемый, не будучи осведомлен о деталях дела, не зная, какими доказательствами его  вины располагает следователь, чтобы  избежать ответственности, прибегает к различным уловкам: пытается дать ложные показания, делает массу оговорок, называется вымышленными фамилиями, заявляет о своем алиби. Каждое такое заявление должно быть проверено. Основное средство проверки — детальный допрос подозреваемого и сопоставление его показаний с материалами уголовного дела. Иногда опытные преступники на случай задержания заранее подготавливают доказательства своего алиби: ссылаются на вымышленные события или на те, которые имели место в действительности, но по времени перемещают их так, что они совпадают со временем преступления.

Информация о работе Психология допроса подозреваемого