Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2017 в 14:09, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение общих начал международной подсудности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть понятие международной подсудности.
Изучить виды и принципы международной подсудности.
Российский законодатель определил также перечень дел с участием иностранных лиц, подсудных исключительно российским судам (ст. 403 ГПК РФ):
В российском международном гражданском процессе признается договорная подсудность (п. 1 ст. 404 ГПК РФ). Поскольку в законе употребляется конкретный термин «пророгационное соглашение», то может возникнуть мысль, что российский законодатель предусмотрел возможность изменения подсудности по соглашению сторон только в пользу юрисдикции российских судов, исключив при этом возможность дерогации. Однако текст п. 2 ст. 404 ГПК РФ показывает, что российское законодательство разрешает договорную подсудность и в пользу юрисдикции иностранных судов. Из общего принципа признания права сторон на выбор подсудности есть исключения — по делам, относящимся к исключительной подсудности российских судов, а также по делам, подсудным верховным судам субъектов Федерации и Верховному Суду РФ, договорная подсудность не допускается.
Специальные правила о подсудности установлены по делам о расторжении брака (ст. 160 СК РФ):
Положения о международной подсудности ст. 247 АПК РФ устанавливают общее правило: российские арбитражные суды компетентны рассматривать споры с иностранным участием, если ответчик находится или имеет место жительства либо имущество на территории РФ. Дополнительные критерии подсудности дел российскому арбитражу:
1. Нахождение органа управления,
филиала или представительства
иностранного лица на
2. Исполнение обязательства
должно иметь место на
3. Деликтное обязательство связано с территорией РФ.
4. Неосновательное обогащение имело место на территории РФ.
5. Истец по делу о
защите деловой репутации
6. Спор связан с ценными бумагами, которые были выпущены на территории РФ.
7. Заявитель по делу об установлении факта, имеющего юридическое значение, указывает на наличие этого факта на территории РФ.
8. Спор возник из отношений,
связанных с государственной
регистрацией имен и других
объектов, оказанием услуг в
9. Спорное правоотношение
имеет тесную связь с
Кроме того, возможна и подсудность по выбору истца: иск к ответчику, находящемуся или проживающему на территории иностранного государства, может быть предъявлен в Арбитражный суд РФ по месту нахождения на территории РФ имущества ответчика (ст. 36 АПК РФ).
Исключительная компетенция арбитражных судов РФ по делам с иностранным участием закреплена в ст. 248 АПК РФ:
1. Споры в отношении
государственной собственности
РФ, в том числе споры, связанные
с приватизацией
2. Споры, предметом которых является недвижимое имущество или права на него, если недвижимость находится в РФ.
3. Споры, связанные с регистрацией
или выдачей патентов, свидетельств
на товарные знаки, промышленные
образцы и полезные модели, с
регистрацией других прав на
результаты интеллектуальной
4. Споры о признании
недействительными записей в
государственные реестры (регистры,
кадастры), произведенных
5. Споры, связанные с учреждением,
ликвидацией или регистрацией
на территории РФ юридических
лиц и индивидуальных
6. Любые споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений.7
В исключительной компетенции арбитражных судов РФ находятся также споры между российскими организациями, осуществляющими деятельность или имеющими имущество на территории иностранного государства (ст. 38 АПК РФ). Такие заявления подаются в Арбитражный суд РФ по месту государственной регистрации на территории РФ организации ответчика. Если такие организации не имеют государственной регистрации на территории РФ, то заявления подаются в Арбитражный суд Московской области.
Статья 38 АПК РФ не уточняет, какое имущество должно находиться на территории иностранного государства, чтобы дело могло рассматриваться в Арбитражном суде РФ. Следует предположить, что речь идет только о движимом имуществе (если спор касается именно прав на такое имущество), поскольку споры о недвижимости по законодательству всех государств подлежат исключительной компетенции судов места нахождения недвижимости.
Признается договорная арбитражная подсудность (в форме пророгации), — допускаются иностранные соглашения о компетенции российских арбитражных судов — соглашения о компетенции (ст. 249 АПК РФ). Наличие соглашения сторон об определении компетенции предполагает исключительную компетенцию Арбитражного суда РФ по рассмотрению данного спора. Соглашение о компетенции будет признано недействительным, если оно изменяет исключительную компетенцию иностранного суда. Для соглашений о компетенции требуется обязательная письменная форма (п. 2 ст. 249 АПК РФ).
Общие правила международной подсудности определены в международных договорах, национальном законодательстве и судебной практике. Эти правила отличаются большим разнообразием, однако их можно свести к некоторым типовым случаям. Международная процессуальная юрисдикция устанавливается по признаку:
Перечень таких принципов не является исчерпывающим. Например, при установлении международной подсудности по семейным делам может использоваться признак места заключения брака (forum loci celebrationis); при определении юрисдикции по трудовым делам - признак места осуществления трудовых обязанностей (forum loci laboris); в ряде случаев дело может рассматриваться по месту нахождения истца (например, в гражданских делах, связанных с защитой прав потребителей).
Эти процессуальные правила о международной подсудности аналогичны по своей структуре коллизионным нормам МЧП. Несмотря на их внешнее сходство, следует подчеркнуть, что принципы разрешения вопросов международной подсудности и коллизионные привязки - это различные правовые категории, тесно связанные между собой. Выбор компетентного правопорядка напрямую опосредован решением вопросов международной подсудности - суд всегда руководствуется своими собственными коллизионными нормами, определяющими применимое материальное право. При этом правила международной подсудности нельзя квалифицировать как процессуальные коллизионные нормы, поскольку здесь речь идет о судебной компетенции, а не о выборе процессуального права какого-либо государства.
В настоящее время признание и приведение в исполнение решений иностранных государственных судов, а также иностранных третейских судов по делам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, относится к компетенции арбитражных судов Российской Федерации. В свою очередь, признание и исполнение на территории Российской Федерации решений иностранных судов по иным делам будет осуществляться судами общей юрисдикции (ст. 409 ГПК РФ).
Латвийское пароходство обратилось в Московский городской суд с заявлением о признании решения, вынесенного Хозяйственным судом Латвии, на территории Российской Федерации и о его принудительном исполнении. При рассмотрении указанного дела в порядке надзора Президиум Верховного Суда РФ, отклоняя доводы, изложенные в протесте заместителя Генерального прокурора РФ, подчеркнул, что "признание упомянутого решения суда Латвии на территории Российской Федерации запрашивалось Латвийским пароходством не на основании Закона РФ "О международном коммерческом арбитраже", а на основании Договора между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. Этим Договором предусматривается взаимное признание и исполнение решений судов по гражданским и семейным делам одного государства на территории другого" (Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1999. N 11. С. 7 - 8).
Как вытекает из международных договоров Российской Федерации о правовой помощи, законодательства Российской Федерации, при рассмотрении вопроса о принудительном исполнении решения иностранного суда суд не обладает компетенцией на пересмотр решения. Указанное положение находит свое подтверждение в судебной практике.
Гражданка Чешской Республики К. обратилась с заявлением в областной суд о принудительном исполнении суда Чешской Республики на территории Российской Федерации. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 25 сентября 1995 г. отметила, что "при рассмотрении ходатайства истицы о принудительном исполнении решения суда Чешской Республики судебная коллегия по гражданским делам областного суда в соответствии с п. 2 ст. 56 Договора о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам между СССР и ЧССР установила, что оснований к отказу в разрешении на его принудительное исполнение на территории Российской Федерации не имеется. Что же касается доводов об оспаривании отцовства в отношении ребенка, приведенных К. в жалобе, то они не могут быть учтены при решении вопроса о допущении принудительного исполнения вступившего в законную силу решения иностранного суда, так как подлежат рассмотрению в порядке, установленном законодательством Чешской Республики для обжалования решений судов этого государства" (Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1995. N 10. С. 15 - 16).