Реализация правовых механизмов противодействия коррупции на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2014 в 06:30, доклад

Описание работы

Право - одна из систем регулирования общественных отношений. В современной России провозглашена ориентация на правовое государство, что вынудило отдать предпочтение в деле борьбы с коррупцией правовому инструментарию.
Право куда более широкое понятие, чем законодательство. Право - это еще и правовые традиции и обычаи, и механизмы реализации норм права (процессуальное право, прежде всего), и правовая идеология и т.п. Требуется адекватная оценка всех остальных составляющих понятия «право».

Файлы: 1 файл

Реализация правовых механизмов противодействия коррупции на современном этапе. Шайдуров Д.Ю., ЮР-10-2. Конференция.docx

— 33.57 Кб (Скачать файл)

Автор: Д.Ю. Шайдуров, ЮР-10-2 (УПД)

 

Научный руководитель: Новиков Е.Ф.,

канд. юрид. наук, доцент

 

 

 

Реализация правовых механизмов противодействия коррупции на современном этапе

 

Право - одна из систем регулирования общественных отношений. В современной России провозглашена ориентация на правовое государство, что вынудило отдать предпочтение в деле борьбы с коррупцией правовому инструментарию.

Право куда более широкое понятие, чем законодательство. Право - это еще и правовые традиции и обычаи, и механизмы реализации норм права (процессуальное право, прежде всего), и правовая идеология и т.п. Требуется адекватная оценка всех остальных составляющих понятия «право».

Применительно к коррупции, способность права обеспечить наложение юридической ответственности на некий процент «мздоимцев и казнокрадов», устранить наиболее «узкие», т.е. коррупциогенные места в уже существующем регулировании общественных отношений и т.п. Это прямо признано в Федеральном законе РФ от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - ФЗ-273). Пункты 4 и 5 ст. 3 названного закона требуют «комплексного использования политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер», а также «сотрудничества государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами» в деле противодействия коррупции. Перефразируя законодателя, эффективность правового противодействия коррупции прямо пропорциональна эффективности работы по минимизации ее причин.

И это оправданно, т.к. без работы над причинами коррупции правовое противодействие ей будет в той или иной степени избирательным (раз есть причины, то коррупционеры будут бесконечно «самовоспроизводиться»), а потому нести черты кампанейщины. В некоторой мере работа над причинами коррупции в категориях позитивного права охватываются словом «профилактика». Однако нельзя гиперболизировать профилактическую функцию права, но, в то же время, не следует и придавать ей второстепенное значение.

Практика противодействия коррупции в системе государственных органов, органов местного самоуправления  показывает, что  коррупция возникает в сферах деятельности должностных лиц, где реализуются организационные, исполнительно-распорядительные, контрольно-надзорные, разрешительные полномочия, а также  где не сформированы административные процедуры по предоставлению услуг гражданам и юридическим лицам.

Коррупция представляет собой нарушение статьи 3 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой, носителем суверенитета и единственным источником власти в стране является многонациональный народ, он осуществляет свою власть непосредственно и через свободно избранных депутатов и иных народных представителей. Таким образом,  коррупционер привлекает государственную власть в лице ее народных  представителей  к участию в теневой экономике, тем самым не только обманывает избирателей, но и присваивает себе неконституционные полномочия, вступая в противоречие с требованиями справедливости и права.

В целях развития государственности, возникает осознанная необходимость для внедрения административно - правовых механизмов противодействия коррупции, а именно в минимизации коррупционных рисков в профессиональной деятельности государственных и муниципальных служащих.

В последние годы в Российской Федерации публикуются статистические данные по исследуемой проблеме. К сожалению, эти данные свидетельствуют о неуклонном росте правонарушений и преступлений, связанных с коррупцией.

Взяв в пример другие государства, следует сказать, что должностным лицам в США запрещено иметь заработок по совместительству более  15% от основной должностной оплаты. Это ограничение распространяется на должностных лиц всех трех ветвей власти, за исключением членов Сената США. Федеральное законодательство предусматривает ограничения деловой деятельности бывших государственных служащих после их ухода из органов государственной власти.

В Китае каждого гражданина, кто представит правоохранительным органам информацию о злоупотреблениях чиновников служебным положением, премируют крупными денежными вознаграждениями. Размер вознаграждения зависит от стоимости имущества, конфискуемого по делам о коррупции.  Вместе с тем, Китайское антикоррупционное законодательство весьма жесткое: за взяточничество, коммерческий подкуп предусмотрены довольно суровые меры уголовной ответственности, в том числе два вида смертных приговоров: с немедленным исполнением и с отсрочкой исполнения до двух лет. За последние десять лет за взяточничество к уголовной ответственности привлечены более миллиона работников партийно-государственного аппарата, расстреляны почти 10 тысяч чиновников. Еще 120 тысяч получили от 10 до 20 лет тюремного заключения. В этом смысле в Китае практически не осталось «неприкосновенных должностей».

Возвращаясь в Россию, стоит сказать, что важнейшим событием явилось принятие Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Такое решение  стало первым шагом, организующим и унифицирующим антикоррупционные мероприятия (механизмы), комплексные и эффективные схемы противодействия коррупции, которые бы вошли в повседневную жизнь общества и государственного аппарата.

В целом Закон имеет рамочный характер и содержит множество отсылочных норм, норм-принципов, норм-деклараций. Законом урегулировано такое направление общественной жизни, как борьба с коррупцией и в этой связи, для реализации рамочного закона необходимо иметь целый пакет нормативных актов, принятых в его исполнение и содержащих предписывающие и дозволяющие нормы.

В этот пакет помимо указанного Закона вошли Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 274-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии коррупции» и Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции». Содержащиеся в указанных  Законах инновации  можно распределить на следующие крупные группы:

а) антикоррупционная коррекция правового статуса:  судей, депутатов, членов Совета Федерации;  лиц, выполняющих особую публичную деятельность (служащих Банка России, председателя, заместителей и аудиторов Счетной палаты России, членов избирательных комиссий); служащих правоохранительных и иных силовых органов (милиции, Федеральной службы безопасности, прокуратуры, таможенной службы, судебных приставов, военнослужащих, сотрудников органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ); б) изменения в Гражданский кодекс РФ касательно запрета дарения в связи с должностным положением; в) изменения в Уголовный кодекс РФ, связанные с усилением мер наказания за ряд коррупционных правонарушений (в рамках существующих уголовно-правовых составов); г) изменения в ст. 448 Уголовно-процессуального кодекса РФ, облегчающие возбуждение уголовного дела в отношении ряда высших должностных лиц) изменения в КоАП РФ, вводящие два новых состава административных правонарушений, связанных с коррупцией; е) изменения в Трудовой кодекс РФ касательно поступления на работу бывших государственных и муниципальных служащих; ж) приведение в соответствие с Федеральным законом «О противодействии коррупции» законодательства о государственной гражданской и муниципальной службе.

Во главу из причин и условий ставят недостатки действующего законодательства, предлагая в качестве основной меры по предупреждению коррупции его совершенствование. В качестве решения предлагается два направления: разработка, принятие, уточнение собственно антикоррупционных норм, то есть правовых норм, основная цель которых и заключается в противодействии коррупции, и совершенствование всего текущего законодательства, пробелы и неточности которого часто играют роль условий существования и развития коррупции. Совершенствование же текущего законодательства должно происходить постоянно, в этих целях и применяется антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.

Федеральный закон от 17.07.2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» устанавил правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения. Так, в нем закрепляются: подлежащие выявлению коррупциогенные факторы (ст. 1), принципы организации антикоррупционной экспертизы (ст. 2), перечень органов, проводящих ее (ст. 3), документы, в которых отражаются выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы (ст. 4).

Стратегические вопросы отражены в Национальном плане противодействия коррупции, утвержденном Президентом РФ 31 июля 2008 г. Коррупция как следствие избыточного администрирования со стороны государства и одно из препятствий административной реформы рассматривается в Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 гг., одобренной распоряжением Правительства РФ от 25 октября 2005 г. № 1789-р.

Особые вопросы реализации мер противодействия коррупции (внедрения антикоррупционных механизмов) регулируются соответствующими Указами Президента Российской Федерации. Особого  внимания заслуживают и  Постановления Правительства Российской Федерации.

В связи с формированием антикоррупционного законодательства на федеральном уровне в Забайкальском крае,  были приняты нормативные акты (основные) специализированного характера, посвященные противодействию коррупции:

Закон Забайкальского края от 4 июля 2008 года № 18-ЗЗК «О противодействии коррупции в Забайкальском крае (Важный документ, направленный на создание системы мер противодействия коррупции, устранение причин, порождающих коррупцию, и противодействие условиям, способствующим ее проявлению, снижение риска коррупционных действий и потерь от них, вовлечение гражданского общества в реализацию антикоррупционной политики, формирование нетерпимости по отношению к коррупционным действиям, реализации краевой антикоррупционной программы, антикоррупционного мониторинга коррупционных правонарушений и коррупциогенных факторов в целом и отдельных их видов, проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов.) и другие.

В 2010 – 2012 проводилась корректировка (приведение в соответствие) действующих нормативных правовых актов Забайкальского края как исполнительными органами государственной власти так исполнительно – распорядительными органами местного самоуправления Забайкальского края, ситуация обусловлена изменяющимся федеральным законодательством.

В 2013 году в связи с вступлением в действие Федерального закона от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», а также ряда указов Президента Российской Федерации повлекла принятие норматив связанных с урегулированием вопросов предоставления и проверки сведений о доходах и расходах лиц, замещающим соответствующие должности в органах власти.

По запрошенным данным на период с 01.01.2013 по 31.12.2013 Следственного комитета Российской Федерации в следственные подразделения следственного управления Следственного комитета РФ по Забайкальскому краю поступило  865  сообщений о преступлениях коррупционной направленности, что в 2,5 раза больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, из них 105 поступило из УМВД  России по Забайкальскому краю, 34 - из УФСБ по Забайкальскому краю,   711  из иных источников, 15  -  порядке ст. 37 УПК РФ с постановлениями прокуроров для решения вопросов об уголовном преследовании.

Наблюдается рост выявленных деяний, наиболее характеризующих состояние борьбы с коррупционной преступностью – взяточничество (составляет более 30% от общего количества выявленных коррупционных преступлений), что обусловлено реализацией правоохранительными органами края концептуальных положений, закрепленных в руководящих решениях координационных совещаний руководителей правоохранительных органов Российской Федерации, Забайкальского края иных организационно- распорядительных документах.

В период с 01.01.2013 по 31.12.2013 возбуждено 677 уголовных дел анализируемой категории, что в 4 раза больше чем за 2012 год, из которых треть составляют факты получения и дачи взяток, в том числе в крупном и особо крупном размерах.

За коррупционные преступления,  связанные со служебной деятельностью в 2013 году привлечены к уголовной ответственности начальники оперативных подразделений исправительных колоний уголовно-исполнительной системы, а также собственной безопасности ОВД на транспорте и УФСИН края, начальник МРЭО ГИБДД УМВД России по Забайкальскому краю.

Так, в производстве второго отдела по расследованию особо важных дел находилось уголовное дело, возбужденное 25.04.2013 по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 290 УК РФ, в отношении заместителя начальника ФКУ СИЗО № 1 УФСИН России по Забайкальскому краю «В», который за взятку в виде денежных средств, проносил на территорию учреждения для осужденных запрещенные предметы.

В ходе следствия дополнительно выявлено 3 эпизода преступной деятельности по ч. 3 ст. 290 УК РФ. Уголовное дело направлено в суд, Ванюшин С.В. осужден к 4,5 годам условно и штрафу в сумме 1000000 рублей.

В 2013 году направлено в суд уголовное дело, вызвавшее большой общественный резонанс - № 14440, возбужденное 31.01.2013 по признакам преступления, предусмотренного ч. 6 ст. 290 УК РФ, в отношении начальника отделения «З» отдела «У-Т» 5 Управления («Р») ГУСБ МВД России (подразделение собственной безопасности Забайкальского ЛУ МВД России на транспорте) Гантимурова Д.Н., который в июле 2012 года, находясь в частной бане с начальником Забайкальской дирекции по управлению терминально - складским комплексом структурного подразделения Центральной дирекции по управлению терминально – складским комплексом – филиала ОАО «РЖД» Коноплевым А.В., предложил ему свою помощь в обеспечении безопасности ООО «ТЭК», за ежемесячное денежное вознаграждение. После чего, в июле, августе и сентябре 2012 года, получил от Коноплева А.В. через посредника Михайлова А.К. взятки в виде денежных средств на общую сумму 1440000 рублей.

Уголовное дело направлено в Забайкальский краевой суд, Гантимуров Д.Н. осужден к 10 годам лишения свободы.

 

 

Всего в текущем году в производстве следователей находилось 783 уголовных дела анализируемой категории,  из которых соединены с ранее возбужденными - 659, направлено по подследственности - 8, окончено производством 76 уголовных дел (АППГ-49), из них в суд с обвинительным заключением направлено 62 уголовных дела анализируемой категории, что в 1,6 раза больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (АППГ-39), в 1,7 раз возросло количество лиц, привлеченных к уголовной ответственности, если в 2012 году привлечено к уголовной ответственности за совершение коррупционных преступлений 40 обвиняемых, то в 2013 году – 70. Кроме того, в 2013 году в 1,7 раз увеличилось количество расследованных преступлений, по которым уголовные дела направлены в суд, с 225 в 2012 году до 425 в 2013 году.

Информация о работе Реализация правовых механизмов противодействия коррупции на современном этапе