Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2015 в 01:38, реферат
Много нового внесла в принцип детерминизма современная научно-техническая революция. Прежде всего это связано со способностью машин (компьютеров) выполнять те интеллектуальные операции, которые раньше считались атрибутом лишь человеческого мозга.
Принципы детерминизма:
Тезис о всеобщей обусловленности материальных систем и процессов. Детерминизм есть отношение, характеризующее зависимость вещей от любых факторов.
Отсюда можно сделать вывод, что различие необходимого и случайного в диалектическом материализме фактически определяется выбором круга условий, который осуществляет сам познающий субъект, и носит в первую очередь гносеологический характер.
Что же такое случайность? Случайность - это такой тип связи, который обусловлен несущественными, внешними, привходящими для данного явления причинами. Случайность - это субъективно неожиданные, объективно привходящие явления, то, что в данных условиях может быть, а может и не быть. Случайность может быть внешней и внутренней. Внешняя случайность находится за пределами власти данной необходимости. Она определена привходящими обстоятельствами. Человек наступил на корку и упал (падение не вытекает из логики поступков упавшего). Внутренняя случайность вытекают из самой природы объекта. Случайность рассматривается как внутренняя, если ситуация рождает случайные явления описывается изнутри какого-то одного причинного ряда, а совокупное действие других причинных последовательностей описывается посредством понятия объективные условия осуществления основного причинного ряда. Выделяются случайности субъективные, связанные с наличием у человека свободы воли, когда он совершает поступок вопреки объект необходимости, и случайности объективные.
Итак, случайное - это возможное при соответствующих условиях. Оно противостоит закономерному как необходимому при соответствующих условиях. Необходимость – это закономерный тип связи явлений, определяемый их устойчивой внутренней основой и совокупностью существующих условий их возникновения, существования и развития. Необходимость может быть внешней и внутренней, т.е. порожденной собственной природой объекта или стечением внешних обстоятельств. Необходимость может быть динамической и статистической.
Необходимость и случайность выступают как соотносительные категории, в которых выражается философское осмысление характера взаимозависимости явлений, степени детерминированности их возникновения и существования. Необходимое прокладывает себе дорогу сквозь случайное. Почему же необходимость может проявляться только через случайное? Потому что она реализуется только через единичное. Случайность оказывают влияние на ход необходимого процесса. Более того, случайность в ходе развития могут превращаться в необходимость. Так закономерные признаки одного биологического вида появились как случайное отклонение от признаков другого вида. Основная цель познания - выявить закономерное. Но, чтобы его понять необходимо выявить определенный порядок. А для этого надо проанализировать те конкретные формы случайности, в которых проявляется необходимое. А вот предсказать общий ход событий, например, предполагает учет и того и другого. В этом состоит задача целесообразной деятельности человека
Таким образом, все необходимые черты рассматриваемого явления определяются к существованию совокупностью внутренних существенных связей, а случайные черты рассматриваемого явления определяются к существованию варьирующимся кругом внешних связей.
Категория “возможность” рассматривается в паре с категорией “действительность”, причём, обычно философы подчёркивают примат в этой паре категории “действительность”.
Возможность - объективная тенденция развития, заложенная в существующих явлениях, наличие условий возникновения объекта (предмета, явления) или, по крайней мере, отсутствия таких обстоятельств, которые исключали бы его возникновение
Действительность - то, что реально существует и развивается, содержит свою собственную сущность и закономерность в самой себе, а также содержит в себе результаты своего собственного действия и развития.
Возможность - это будущее бытие. В механистической философии будущее однозначно предопределено, возможность с необходимостью будет реализована в действительности. В современной философии общепризнанно, что далеко не всякая возможность станет действительностью. В любом случае, в категории “возможность” акцент делается на будущее время.
Когда реализуется одна из возможностей, другие либо исчезают, либо кардинально меняются, приобретая новые качества. Например, в лотерее разыгрывается один автомобиль, до покупки билетов все потенциальные покупатели имели равную возможность выиграть этот автомобиль, но как только выигрышный билет уже куплен, то у новых покупателей билетов нет ни малейшего шанса выиграть главный приз.
Таким образом, категория “возможность” подчёркивает одно из будущих состояний действительности, которое через определённый промежуток времени либо будет реализовано, либо исчезнет.
Возможность - это такое состояние или ситуация, когда одна часть детерминирующих факторов имеется, но отсутствует другая их часть, или когда детерминирующие факторы недостаточно зрелы, чтобы возникло новое явление. Каждая материальная система сначала существует потенциально, затем становится действительностью. Развитие есть бесконечный процесс реализации возможностей и возникновении новых. Под возможностью также понимается то, тенденции возникновения и развития чего уже имеются в действительности, но что еще не стало бытием.
Действительность - актуальное бытие, возможность - потенциальное бытие. Их связь состоит в том, что они предполагают друг друга. Любая действительность имеет возможности и возникла как результат возможности. Связаны с другими категориями детерминизма, особенно с законом. Обратимая возможность - вода в пар и необратимая возможность, когда после ее реализации первоначальная действительность становится невозможной - смерть, например. Формальная и реальная возможность соотносятся с необходимостью и случайностью. Формальная - то, что связано с случайностью (выигрыш в лотерее). Для их реализаций надо пресечение множества необходимых линий. Реальные - то, что обусловлено необходимыми сторонами - созревание плодов. Абстрактные возможности - для осуществления которых на данной стадии не могут сложиться соответствующие условия, они реализуются при более высоком уровне развития материи. Конкретная - то, для чего возможности сложиться могут. Для количественной оценки возможности введено понятие вероятность. Она ограничивает пределы возможности и характеризует степень ее близости к действительности. Вероятность есть степень необходимого в возможном.
О некоторых вещах мы говорим, что они существуют "в возможности", о других же - что они существуют "в действительности". Наконец, мы называем "действительностью" некоторую часть мира бытия. Нужно, поэтому, исследовать значение понятий "в возможности" и "в действительности".
Прежде всего, нужно ответить на вопрос, что, значит, существовать "в возможности", ибо ведь ясно, что мы не имеем права говорить, что нечто существует исключительно в возможности. С другой стороны, имея перед собой ничто, мы не можем применить к нему понятие "в возможности". Так, например, металлическая руда есть в возможности статуя. Но если из нее не будет ничего изготовлено, и она решительно ни в чем не изменится по сравнению с тем, как она существует сейчас, то она и остается той же самой рудой. Однако этот модус существования свойственен руде уже в настоящем, а не в будущем; каким же образом руде можно приписать стремление стать чем-то иным по сравнению с тем, как она существует сейчас? Поэтому нельзя сказать, что руда существует "в возможности".
Следовательно, все то, что существует в возможности, как нечто иное, должно быть обозначено, как нечто, "могущее вызвать к жизни что-либо иное по сравнению с самим собой". При этом явление, порождающее это иное, может само или продолжать свое существование, или же погибнуть, как бы принося себя в жертву вновь возникающему. Ведь далеко не одно и то же руда, существующая в возможности, как статуя, или вода, существующая в возможности, как руда, или, наконец, воздух, существующий в возможности, как огонь.
Нужно ли из определившейся таким образом природы бытия "в возможности" сделать тот вывод, что это бытие является творческой способностью по отношению к тому, что возникает в будущем, так что, следовательно, руда является творческой силой по отношению к статуе? Нет, поскольку в понятии "творческая сила" заключен элемент активного воздействия, активная творческая сила не может быть названа существующей в возможности. Если же мы понятие "в возможности" будем рассматривать не только как понятие, противоположное понятию "в действительности", но будем видеть в нем проявление начала, противоположного самой действительности, как таковой, то тогда мы сможем говорить о бытии в возможности или, что будет лучше и яснее, мы скажем, что понятие "в возможности" противоположно понятию "в действительности", а понятие "возможно" - понятию действительного бытия.
Имеем ли мы право называть статую существующей "в действительности", противопоставляя при этом статую в действительности статуе в возможности, а не относя выражение "в действительности" к тому субстрату, который мы обозначили статуей в возможности.
Если это так, тогда существующее в возможности не обладает действительностью, а действительность как таковая возникает из того, что предшествовало ей как возможное. Ибо действительное бытие - не как материя, а как ее эйдос - включает в себя и то, и другое. Это мы видим ясно, когда из одной субстанции возникает другая, как, например, из руды статуя. Дело в том, что статуя, рассматриваемая одновременно как возможная и действительная, является иной субстанцией по отношению к руде. По отношению же к тому, что вообще прекращает свое существование, совершенно ясно, что оно было в возможности иным.
Все же другое, что существует "в возможности", приобретает, переходя в действительность, другой образ, и это обстоятельство мы выражаем тем, что называем это бытие, по отношению к действительности, бытием в возможности.
Упрощенчески- материалистическое понимание свободы воли человека, связывающее его только с необходимостью, даже познанной, фактически лишает человека этой свободы. Французский философ П.Гольбах отмечал: "во всех своих поступках человек подчиняется необходимости... его свобода воли есть химера" *.
По Бюхнеру свобода — это свобода человека со связанными руками, свобода птицы в клетке. Действительно, если все однозначно необходимо, если нет случайностей, возможностей, если человек действует как автомат, то не останется места для свободы. Даже если человек познает необходимость чего-либо, то это познание тоже не меняет положения. Преступник, находящийся в тюрьме и "познавший" эту необходимость, нс становится от этого свободным.
Имеется и другая трактовка свободы, противоположная первой. Свобода, считают, это "возможность поступать так, как хочется. Свобода — это свобода воли. Воля — по своей сущности всегда свободная воля". Екатерина Великая говорила: "свобода — это когда никто не может меня заставить делать то, чего я не хочу". В ее устах это звучит привлекательно, она уловила противоположность свободы не столько необходимости (с ней-то справиться легче!), сколько принуждению.
Но как быть с абсолютной свободой, провозглашаемой некоторыми теоретиками-философами? Наличие такой свободы сомнительно.
Представим, что индивид достиг максимальной или абсолютной свободы в мире. Став таким свободным, человек начнет понимать, что его свобода обернулась беспредельным одиночеством. "Бегство от свободы" — так называется книга американского философа Э. Фромма. Название хорошо передает настроение такого человека: "а зачем мне такая свобода?" Устранив все формы зависимости, индивид в конце концов остается наедине со своей индивидуальной "самостью". Исчезает природа, общество... Исчезают многочисленные узы, которые хотя и ограничивали свободу человека, но зато делали его близким определенному кругу людей, связывали его с определенными вещами. "Человек свободен" — "это значит, он одинок". В "Братьях Карамазовых" Ф. М. Достоевский словами Великого инквизитора подчеркнул важную мысль: "ничего и никогда не было для человека и для человеческого общества невыносимее свободы", а потому "нет заботы беспредельнее и мучительнее для человека, как, оставшись свободным, сыскать поскорее того, перед кем преклониться".
Одной из наиболее разработанных концепций свободы является экзистенциальная концепция Н.А. Бердяева (см. его работы: "Философия свободы", "Философия свободного духа", "Дух и реальность", "О рабстве и свободе человека", "Царство духа и царство кесаря" и др.). Он считает, что связь свободы с природной или социальной необходимостью лишает подлинную свободу всякого смысла. Материальный мир причинен, принудителен, а подлинная свобода безосновна. Свобода не есть только выбор возможности (такой выбор тоже принудителен), свобода есть творчество, созидание ранее не бывшего. "Определение свободы как выбора есть еще формальное определение свободы. Это лишь один из моментов свободы. Настоящая свобода обнаруживается не тогда, когда человек должен выбирать, а тогда, когда он сделал выбор. Тут мы приходим к новому определению свободы, свободы реальной. Свобода есть внутренняя творческая энергия человека. Через свободу человек может творить совершенно новую жизнь, новую жизнь общества и мира. Но было бы ошибкой при этом понимать свободу как внутреннюю причинность. Свобода находится вне причинных отношений. Причинные отношения находятся в объективированном мире феноменов. Свобода же есть прорыв в этом мире"
Творческий акт человека не есть только перегруппировка и перераспределение материи мира и не есть только эманация, истечение первоматерии мира, не есть также лишь оформление материи в смысле налегания на нее идеальных форм. В творческий акт человека, указывает Н.А- Бердяев, привносится новое, не бывшее, не заключенное в данном мире, прорывающееся из иного плана мира, не из вечно данных идеальных форм, а из свободы, не из темной свободы, а из просветительной свободы. Свобода неотрывна от творчества. Лишь свободный творит.
В концепции свободы Н.А. Бердяева ценным является обоснование того, что подлинная, действительная свобода есть, прежде всего, творчество. И какой бы момент свободы мы не имели бы в вицу — выбор ли возможности в материальном мире или создание новой ситуации — везде мы обнаруживаем творчество человека. И все-таки, как бы ни импонировал нам общий пафос его концепции, мы не можем согласиться с его устранением детерминизма.
В детерминистской философии свобода понимается как способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости. Антонимом термина "свобода" в таком случае выступает "принуждение", т.е. действие человека под влиянием каких-либо внешних сил, вопреки своим внутренним убеждениям, целям и интересам.
Это противопоставление свободы принуждению принципиально важно, поскольку принуждение не тождественно необходимости. На этот момент обращал внимание Б. Спиноза. "Вы полагаете, — писал он своему оппоненту, — никакого различия между необходимостью и принуждением, или насилием. Стремление человека жить, любить и т.п. отнюдь не вынужденно у него силой, и, однако, оно необходимо...".