Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2015 в 01:38, реферат
Много нового внесла в принцип детерминизма современная научно-техническая революция. Прежде всего это связано со способностью машин (компьютеров) выполнять те интеллектуальные операции, которые раньше считались атрибутом лишь человеческого мозга.
Принципы детерминизма:
Тезис о всеобщей обусловленности материальных систем и процессов. Детерминизм есть отношение, характеризующее зависимость вещей от любых факторов.
2. Механизм процессов причинения. Полная причина. Не причинные виды детерминации.
Отношение причинения имеет динамический характер. "Поступившие" от причины вещество, энергия и информация и порождают следствие.
В ходе этого переноса находят свою реализацию два закона: закон сохранения массы и энергии и закон превращения одних форм энергии в другие. Количество вещества и энергии, необходимое для вызывания следствия, точно соответствует количеству вещества и энергии, "теряемому" причиной. Вместе с том переносимые по цепи причинения вещество и энергия претерпевают качественную трансформацию, что позволяет объяснять в процессах причинения возникновение нового, отличие произведенного следствия от производящей причины.
Вместе с переносом вещества и энергии по цепям причинения может происходить и перенос структуры, в результате чего структура причины, выделенность определенных элементов и способы их связи отображаются в появившемся следствии.
Здесь проявляется такое атрибутивное свойства материи, как отражение, под которым понимается способность одних тел в результате взаимодействия с другими телами воспроизводить в своей природе особенности последних.
Анализ механизма причинения играет фундаментальную роль в обосновании познаваемости мира, в доказательстве адекватности познавательного образа объекту.
В последние десятилетия в философию вошло понятие "информационная причинность". В сложных системах информация может не только передаваться по цепям причинения, но и храниться, преобразовываться и использоваться в целях управления.
Одна и та же информация может передаваться по причинным цепям с различной субстратной основой. Это позволяет анализировать информационные связи, существующие в системах, абстрагируясь от их вещественно -энергетической основы, что и позволяет некоторым авторам говорить об информационной причинности как особой форме причинных связей.
Представители "кондиционализма" (от лат. "conciitio" — условия) абсолютизируют роль условий а возникновении явлений.
Правильно фиксируя внимание на важной роли условий в ходе порождения следствия, кондиционалисты фактически растворяли причину в условиях, лишая тем самым понятие причинности познавательного значения. Соотношения причины и условий могут трактоваться различным образом.
Главный вопрос заключается в выявлении критериев различения причин и условий. Большинство авторов различают причину и условия по характеру действия факторов, их составляющих. Факторы, составляющие причину, при порождении следствия имеют активный характер действия. Изменение причины вызывает существенные изменения и в характер следствий.
Условия — это "совокупность многообразных факторов, от наличия которых зависит возникновение, существование и исчезновение вещей, но Koropbix они сами по себе не продуцируют". Изменение условий может предотвратить порождение причиной соответствующего следствия, но оно не способно существенным образом изменить характер этого следствия.
Иными словами, это означает, что условия оказывают влияние на следствие не непосредственно, а опосредованно, через причину.
Граница, отделяющая причину от условий, весьма относительна. Сама зависимость возникновения явления от условии носит объективный характер. Это означает, что детерминация условиями может рассматриваться как самостоятельный вид детерминации наряду с причинностью.
Каждое явление в процессе своего возникновения и изменения является точкой пересечения различных видов детерминации. Поэтому причина не действует в чистом виде.
Попытка отождествления причин и условий ведет не только к субъективистской линии в понимании причинности, но и делает необъяснимой практическую деятельность человека по преобразованию окружающего мира. Реализуя свою цель в практической деятельности, человек, опираясь на знание причин окружающих его явлений, старается достигнуть желаемых следствий.
Полная причина—это совокупность всех обстоятельств, факторов, при которых, данное следствие наступает с необходимостью. Состав полной причины: специфицирующая причина, кондициональные причины, реализаторная (пусковая) причина. Специфицирующая причина — это такой генетический фактор, который вызывает и определяет качественное своеобразие, специфичность (или главное в "поведении") того или иного следствия. Кондициональные причины (или "условия") — это внешние и внутренние факторы, способствующие приведению специфицирующей причины в активное состояние, превращающие возможность явления в реальную действительность.
Реализаторная причина (иначе — "повод") — это тог или иной внешний или внутренний фактор, который определяет момент, время возникновения следствия под влиянием определенной совокупности условий.
Особым видом детерминации является целевая, телеономная детерминация. В обществе целесообразными являются действия субъектов и ряда технических устройств. Но если деятельность роботов и компьютеров есть цель исполняющая, то деятельность человека — целеполагающая.
В философии формулируется следующее положение: целесообразность имеет место там, где обратное воздействие следствия на причину приобретает вид отрицательной обратной связи; в этом случае информация о разнице между требующимся конечным состоянием и фактически достигнутым, передаваемая по каналу обратной связи, превращается в причину, заставляющую регулируемую часть системы двигаться так, чтобы она все более приближалась к заданному состоянию.
В обществе цель есть исходный пункт деятельности человека, и эта цель становится одной из причин создания тех или иных продуктов деятельности: материальных и духовных. Сама эта цель имеет своей предпосылкой материальный мир и его законы.
В современную философскую литературу входит новое понятие — "телеономия". Оно означает закономерную связь процессов, которые определяются начальной программой и поведением систем с соответствующим образом организованной обратной связью. Оно обозначает детерминацию, имеющую место в живой природе в форме органической целесообразности, и целевую детерминацию, характерную для человеческой.
Помимо рассмотренных видов детерминации существуют другие;
но все они так или иначе в своем основании имеют причинную детерминацию.
Принцип закономерности утверждает регулярный, упорядоченный характер отношений детерминации. Закономерный характер действительности означает подчиненность всех явлений в своем возникновении и существовании объективным законам. Одни явления детерминируют другие в соответствии с законами.
3акон определяется прежде всего как связь (или отношение), что указывает на связь понятия закона с понятием детерминации. Но не всякая связь или отношение является законом: закон не просто связь, но связь существенная. Закон есть отношение сущностей или между сущностями.
Характерный и признак закона — повторяемость. Тот факт, что закон есть связь всеобщая, присущая неограниченно большому классу явлений, указывает и на то, что она в этом классе явлений постоянно повторяется в пространственно-временном отношении.
Понятие "закон природы" тесно связано с понятием "условие". Необходимость действия любого закона природы всегда проявляется при наличии определенных условий.
Знание закона может выступать основой целенаправленной практической деятельности людей. Именно во взаимозависимости условий и закона состоит возможность использования людьми объективных законов природы и общества в своих целях. Эта связь закона и условий его действия находит свое непосредственное отражение и в логической (или языковой) форме утверждений о законах природы: положения, в которых формулируются законы, имеют вид условных предложений.
Закон природы — это связь, которая характеризуется основными признаками существенного отношения: всеобщностью, необходимостью, повторяемостью, устойчивостью.
В приведенном определении признак существенности закона не ставится в один рад с признаками необходимости и всеобщности. Признак существенности, в конечном счете, обусловливает и наличие всех других признаков закономерной связи, субординирует их. Соотносить понятия "необходимость", "всеобщность", "повторяемость" с понятием закона можно не непосредственно, а только через категорию сущности.
Признание многообразия видов объективного обусловливания, видов детерминации позволяет говорить и о многообразии видов закономерных отношений или о многообразии типов и видов законов, изучаемых наукой.?
Прежде всего законы классифицируются по формам движения материи.
Другим важным подразделением законов является их подразделение на законы существования и функционирования объектов и законы развития. Первый тип законов характеризует предметы, процессы, явления с точки зрения их устойчивости, как уже ставшие и относительно стабильные образования. Второй тип раскрывает предметы с точки зрения их развития; в них фиксируется связь между различными стадиями развития предметов.
Связь законов существования и функционирования и законов развития находит свое отражение в принципе историзма, в единстве исторического и логического, единстве структурно-функциональных и генетических методов исследования.
Основанием для классификации законов может выступать также структура отношений детерминации. По этому признаку в современной науке законы принято делить на динамические и вероятностно-статистические. Динамический закон — это закон, управляющий поведением индивидуального объекта и позволяющий установить однозначную связь его состояний.
Вероятностно -статистический закон — это закон, управляющий поведением больших совокупностей и в отношении индивидуального объекта позволяющий делать лишь вероятностные (неоднозначные) заключения о его поведении. Обратим внимание: он характеризует поведение не отдельного элемента в этом коллективе, а поведение коллектива в целом.
Опираясь на введенное ранее представление о многообразии типов отношений детерминации, законы можно подразделить на причинные и непричинные. В основании причинных законов лежит отношение причинения, и фиксируемая в них связь имеет генетический характер. В свою очередь непричинные законы могут подразделяться на функциональные, структурные, законы корреляции и т. д.
Для философии и науки принципиальное значение имеет деление законов по степени их общности.
Специфические, или частные, законы управляют поведением качественно ограниченной сферы объектов. Общие законы характеризуют поведение объектов, принадлежащих к достаточно широкой предметной области. Принято делить мир на три большие сферы: природу, общество и мышление. Общие законы распространяют свое действие на одну из них.
Всеобщие законы — это такие законы, которые действуют во всех трех сферах действительности и изучаются философией.
Важным вопросом для любой теории детерминизма является вопрос о статусе категории случайности. Суть проблемы заключается в следующем. Если принимать принцип причинности, что для концепции философского детерминизма обязательно, то и случайные явления следует считать причинно обусловленными. Но обязательным признаком причинной связи является необходимость, следовательно, случайность тоже носит необходимый характер и объективное противопоставление необходимости и случайности лишается смысла.
Рассматривая понятия "случайность" и "необходимость", можно разграничить две области их применения. Во-первых, эти понятия могут быть отнесены к объективной реальности и рассматриваться как свойства материи вообще, вне зависимости от нашего восприятия и знаний. Такую область применения понятий "необходимость" и "случайность" можно назвать объективной или онтологической. Во-вторых, эти понятия могут быть отнесены к теории познания и рассматриваться как критерии оценки событий и явлений в объективном мире, применяемые для его изучения и познания. Эту область применения понятий "необходимость" и "случайность" можно условно назвать субъективной или гносеологической.
Исторически категории необходимости и случайности возникли как следствие размышления о человеческой судьбе, божественном провидении, свободе воли, о предопределенности или стихийности всего человеческого бытия. Освободились от такого этического толкования, прежде всего с успехами науки, в частности теории вероятностей. Существовали разное понимание необходимости и случайности. Одни говорят "чему быть, того не миновать", т.е. в жизни все предопределено или судьбой (античность), или богом (христианство), или всей системой взаимодействия явлений.
С позиций детерминизма (Демокрит) случайность трактуется как чисто субъективное понятие, при помощи которого мы обозначаем то, причины чего пока еще не знаем. Как только мы узнаем причину явления, оно перестает быть случайным. Однако та случайность, причина которой познана, не перестает от этого быть случайностью, наличие причины необязательно связано с необходимостью. Все события так или иначе причинно обусловлены, но это не значит, что случайности нет.
Наиболее ярко детерминизм сформулирован у Лапласса - возможно в одной математической формуле выразить все параметры, характеризующие мгновенное состояние всех частей природы и всех сил, все прошлые состояния мира и предсказать любые события на все грядущие времена. Другие считают, что все на свете - дело случая и нужно вверить ему свою судьбу. Так возникла ложная альтернатива - или в мире господствует случайность, или нет никакой случайности, только необходимость.
В диалектическом материализме необходимости приписывается относительный характер: “Необходимость проявляется в конечной природе как относительная необходимость, как детерминизм. Относительная необходимость может быть выведена только из реальной возможности, это значит: существует круг условий, причин, оснований и т.д., которыми опосредуется эта необходимость.”1
Таким образом, все необходимые черты рассматриваемого явления определяются к существованию совокупностью внутренних существенных связей, а случайные черты рассматриваемого явления определяются к существованию варьирующимся кругом внешних связей.