Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2009 в 18:28, Не определен
Элементы убийства, а также отражение этих элементов в криминалистической характеристике преступления имеют закономерные связи между собой. При установлении одного элемента может быть получена информация о другом элементе или нескольких элементах, об их признаках и соответствующих признакам свойствах
Самое пристальное внимание должно быть уделено предметам одежды, головному убору, обуви, которые, по имеющимся данным, были на подозреваемом во время совершения убийства..
Криминалистическая экспертиза назначается для установления факта контактного взаимодействия подозреваемого с потерпевшим, предметами его одежды и вещной обстановки места преступления - по следам наслоений разного рода микрочастиц. При достаточно плотном соприкосновении двух объектов между ними происходит своеобразный обмен микрочастицами, входящими в состав их материалов или являющихся посторонними наслоениями.
Вывод эксперта о контактном взаимодействии тем надежнее, чем больший комплекс различных микрочастиц оказывается перешедшим с одного объекта на другой. Из-за важности микрочастиц как вещественных доказательств усилия, затрачиваемые на их обнаружение, не пропадают даром. Зачастую они довольно прочно фиксируются на предметах-носителях и не утрачиваются даже под действием неблагоприятных условий.
Так, по делу об убийстве Р. подозреваемый Ф. на одном из допросов показал, что нож - орудие убийства - он выбросил в речку. В указанном месте нож был обнаружен. И хотя несколько суток он пролежал в речке с довольно
быстрым течением, на клинке удалось найти волокна, однородные с одеждой потерпевшего.
Посредством криминалистической экспертизы производится индивидуальное отождествление подозреваемого по следам босых ног, в частности по окровавленным отпечаткам на полу комнаты, объемным следам на берегу болота, в которое был выброшен труп, и др.
Довольно распространена по делам об убийствах криминалистическая экспертиза, решающая вопрос о тождестве целого по частям. Чаще всего объектами сравнения становятся бумажные пыжи с места происшествия и листы бумаги, от которых отрывался материал для них, обнаруженные при обыске у подозреваемого. Устанавливалась принадлежность единому целому и других фрагментов - части пуговицы, утерянной на меете происшествия, и ее половины, сохранившейся на одежде подозреваемого; куска ткани, послужившего упаковочным материалом при сокрытии трупа новорожденного, и ткани, оставшейся у детоубийцы.
Нередко проводятся судебно-баллистические экспертизы, которые по следам на преградах, пулям и гильзам определяют систему, модель, образец, направление и дистанцию выстрела, возможность или невозможность самопроизвольного выстрела (без нажатия на спусковой крючок) при определенных условиях, отождествляют конкретный экземпляр оружия, примененного убийцей.
По делам об убийствах могут проводиться и другие виды криминалистической экспертизы, в частности для установления, что узел веревки на шее трупа или упаковке с его частями относится к категории профессиональных и свойствен определенной профессии (моряк, пожарный, рыбак, строповщик и т.д.), а также отождествления привычной манеры подозреваемого, например курить или своеообразной манерой браться за козырек фуражки, вызывая появление на нем специфических дефектов.
При наличии сомнений в психической полноценности подозреваемого или обвиняемого назначается судебно-психиатрическая экспертиза. Повод для
нее могут дать рассказы свидетелей о странностях в поступках подозреваемого, явная бессмысленность убийства и связанных с ним действий. Основные задачи данной экспертизы сводятся к установлению психического заболевания или временного болезненного состояния обвиняемого в момент убийства, его способности отдавать отчет в своих действиях и руководить ими.
В ряде случаев в связи с расследованием дел об убийствах производится судебно-психологическая экспертиза, которая может решить, не находился ли обвиняемый в момент происшествия в состоянии физиологического аффекта; как это повлияло на его способность понимать ситуацию, сознавать значение своих действий и контролировать их. Эта экспертиза обычно проводится в отношении несовершеннолетних обвиняемых.
Расследование убийства редко обходится без- проведения судебно-химической экспертизы, к компетенции которой относится обнаружение химической природы различных веществ, а также однородности или разнородности сравниваемых объектов по химическому составу, в частности с места происшествия и обнаруженных при обыске у обвиняемого. При расследовании убийств, совершенных путем отравления, с помощью этой экспертизы выясняется относимость к ядам вещества, обнаруженного на месте происшествия либо у подозреваемого, его наименование, состав, назначение.
Известно немало случаев выявления методом электрографии на участках травм у убитых следов металлизации с последующим установлением однородности частиц металлических сплавов и обнаруженных у подозреваемых металлических предметов, которые применялись в качестве орудий убийства.
При
расследовании убийств
В
следственной практике выделители запахов
устанавливаются и
На экспертизу направляется сам предмет, возможно являющийся носителем запаха. Для сохранения запаха места его вероятного нахождения прикрывают чистой текстильной тканью (байка, фланель, марля), хорошо адсорбирующей различные газы. При невозможности изъятия предмета запахоносителя (например, из-за его громоздкости) производится отбор запаховых следов, что делается с помощью специалиста. После задержания подозреваемого с его тела также изымаются образцы запаха. Для этого прижимают два лоскута ткани на 30 минут к разным участкам тела подозреваемого - за воротом, манжетами рубашки либо под поясом брюк. Образцы упаковываются в чистую стеклянную банку с герметичной укупоркой.
Допрос обвиняемого (подозреваемого) преследует цель выяснения сведений, группирующихся вокруг потерпевшего, обстоятельств убийства и постпреступного поведения. В первой группе доминирует вопрос о характере отношений допрашиваемого с потерпевшим (нейтральные, интимные, неприязненные, конфликтные, враждебные).
Среди первоочередных устанавливаются место и время убийства, как допрашиваемый и потерпевший оказались на месте происшествия, в частности, как обвиняемый проник в помещение, где находился потерпевший, вошел с его согласия, в том числе под каким-либо благовидным предлогом. Важны сведения об одежде, обуви, головном уборе обвиняемого, имевшихся при нем вещах. Они способствуют отождествлению преступника, особенно при наличии свидетелей-очевидцев.
Воссоздать картину убийства помогают показания обвиняемого о том, как он и потерпевший вели себя непосредственно перед происшествием - о чем говорили, какие требования друг к другу предъявляли, не поругались, не подрались ли и по чьей инициативе. Главными, несомненно, являются вопросы, проясняющие механизм убийства, способ причинения телесных повреждений, их количество и последовательность.
Допрос не будет полным без выяснения мотива и цели убийства; какими вещами потерпевшего завладел допрашиваемый и куда их дел; что бросил или утерял на месте происшествия; куда и каким способом убыл с места преступления. Характер убийства (предумышленное, оитуационное) и форма вины допрашиваемого будут более понятны через уточнение, когда, где и при каких обстоятельствах он приобрел орудие преступления.
Выясняя посткриминальное поведение обвиняемого, прежде всего, важно установить, какие меры им приняты к сокрытию следов преступления (уничтожение следов крови, сокрытие трупа, припрятывание орудия убийства и т.д.), уточнить неучастие в похоронах потерпевшего, являющегося его родственником или другом; изменение внешности с помощью парика, накладных усов, перемены прически; внезапный отъезд с места жительства.
В
связи с предположением о заблаговременном
выборе места для убийства у допрашиваемого
необходимо поинтересоваться, бывал ли
он там раньше и когда, с какой целью. Оценке
показаний обвиняемого способствует выяснение,
не находился ли он в обществе потерпевшего
накануне преступления, где, в какое время,
почему, в чьем присутствии они встретились,
что непосредственно предшествовало убийству.
При обнаружении у обвиняемого вещей потерпевшего
и отрицании им факта неправомерного завладения
ими на допросе необходимо выяснить, когда,
где, у кого допрашиваемый приобрел их;
если купил, то за какую сумму; в чьем присутствии,
кому рассказывал о приобретении вещей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На
основании вышеизложенного
3) сведения
о наиболее распространенных
способах совершения
убийств, которые неразрывно связаны с
конкретной ситуацией и отличаются
большим многообразием в аспекте орудий,
способов их применения, времени,
места, обстановки убийства.
В числе орудий преступления могут быть все виды огнестрельного и холодного оружия, взрывчатые вещества, взрывные устройства, ядовитые вещества и др. Время и место выбираются преступником, как правило, исходя из соображений собственной безопасности, удобства применения орудия преступления, местонахождения жертвы и других факторов.
Типичными способами совершения убийств принято считать: причинение потерпевшему телесных смертельных повреждений различными видами оружия; введение в организм смертельного количества ядовитых веществ; приведение жертвы в беспомощное состояние либо использование
этого состояния для лишения жизни; сбрасывание потерпевшего с высоты, выбрасывание из движущегося транспортного средства и т.п.
Многовариантность способов использования орудий преступления зависит как от характера орудий, так и от времени и места их применения. В некоторых случаях способ совершения убийства избирается убийцей с таким расчетом, чтобы между совершенным преступным действием и наступлением смерти потерпевшего прошел достаточный промежуток времени, используемый убийцей для создания ложных доказательств невиновности;
4) сведения
о типичных личностных особенностях преступника
всегда
относятся к основным элементам криминалистической
характеристики данной
категории преступлений. Здесь более или
менее четко выделяются два типа
преступников. Первая категория - лица,
совершившие так называемые бытовые
убийства на почве семейных,
служебных или бытовых конфликтов.
Эти
деликты обычно характеризуются отсутствием
предварительной подготовки и
принятия мер к сокрытию самого убийства,
его орудий и следов. Нередко эти
деяния совершают лица, не связанные с
преступной средой, а в ряде случаев и
положительно характеризующиеся.
После убийства они могут
явиться с
повинной, а на допросах не уклоняются
от дачи правдивых показаний и не
препятствуют деятельности следствия.
Вторая
разновидность убийц