Криминалистическая информация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2015 в 13:23, контрольная работа

Описание работы

Информация, используемая в сфере уголовного судопроизводства, в научной литературе и практической деятельности именуется по-разному: ориентирующая; оперативно - розыскная; доказательственная; вербальная; невербальная; уголовно-релевантная, идеальная; информация о личности подозреваемого, обвиняемого, свидетеля, потерпевшего; «информация, выраженная в физических признаках материальных объектов», и т. д.

Содержание работы

Понятие криминалистической информации
Источники криминалистической информации
Понятие и значение криминалистической регистрации
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

криминалистика контрольная.docx

— 39.34 Кб (Скачать файл)

Вторая группа криминалистической информации непосредственно связана с деятельностью по выявлению, расследованию и предупреждению преступлений. Источники ее получения различны. Один из них - процессуальный. В эту группу входят:

1)   информация, содержащаяся  в материалах, полученных процессуальным  путем, ис­пользуемая для решения  криминалистических (в частности, тактических), а также оперативно-розыскных задач;

2)    информация из  других источников, прежде всего  оперативно-розыскных. Кроме того, сюда  относятся сведения в виде  слухов, предположений, высказанных  по факту преступления;

3)  данные различных  учетов;

4)    данные, содержащиеся  в приостановленных, прекращенных  и рассмотренных уголовных делах, а в ряде случаев административных, арбитражных и гражданских производств;

5)    данные различных  наук, заимствованные и адаптированные  криминалистикой, ис­пользуемые для  определения направления, организации, тактики и методики расследования.

Изложенное позволяет прийти к следующим выводам.

Двоякое терминологическое обозначение - криминалистическая информация и криминалистически значимая информация - имеет не формальное основание, а исходит из характера информации, включаемой в содержание данных понятий.

Криминалистически значимая информация не может быть получена с использованием уголовно-процессуальных средств, так как эта информация составляет содержание только науки криминалистики.

Отнесение всей информации, задействованной при расследовании преступлений, к криминалистической отражает необоснованные амбиции некоторых криминалистов и противоречит уголовно-процессуальному закону.

Деление процессуальной информации на доказательственную и криминалистиче­скую некорректно. Доказательственная и процессуальная информация - категории близкие, но не тождественные, так как в структуре процессуальной информации имеется и иная - сопутствующая. Доказательственная и сопутствующая информация формируется на всех стадиях совершения преступления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Источники криминалистической информации

Среди разнообразных источников криминалистической информации значительное место принадлежит наглядно-образной информации: фото-, кино- и видеодокументам, планам и схемам. Они выступают в качестве вещественных доказательств, приложений к протоколам следственных действий; а также иллюстрационных материалов при проведении экспертиз и исследований.

Вопросы использования наглядно-образной информации в криминалистической деятельности находятся в постоянном внимании ученых-криминалистов и практиков – об этом свидетельствует наличие большого, количества литературы по криминалистической фотографии, кино- и видеозаписи. Однако, в связи с бурным техническим прогрессом, с появлением принципиально новых носителей информации и средств ее фиксации, перед криминалистикой встает задача использования их возможностей в криминалистической деятельности.

Вопросы фиксации, накопления, сохранения и последующей передачи информации стояли перед человечеством с древних времен. Ее использование оказывало прогрессивное влияние на развитие общества. В процессе жизни человек накапливал всевозможную информацию об изготовлении орудий труда и оружия, о местах охоты, земледелия и использовал ее в повседневной жизни.

В качестве накопителя информации выступал мозг человека с его свойством запоминать и в последующем воспроизводить необходимую информацию. Однако со временем встала необходимость расширения информационного пространства. Достижения отдельных людей в определенной области человеческой жизнедеятельности могли быть использованы все более широким кругом людей.

В то же время существовали различные барьеры, возникающие при накоплении и особенно при хранении и передаче информации.

Как бы ни пытался объяснить определенный человек с помощью звуковых сигналов то или иное явление, его объяснения носили субъективный характер, а в процессе много объектной передачи информация и вообще могла потерять первоначальный смысл - получалось нечто вроде испорченного телефона. Возникла, необходимость в поиске промежуточного звена для запоминания информации, т.е. для ее фиксаций, хранения и накопления. Причем это звено должно было обладать таким свойством, как передача информации в ранее зафиксированном виде, без искажений. Большое значение для этого сыграло создание письменности. Как известно из истории, первая письменность возникла в Древнем Египте примерно около 5 тыс. лет назад. Информация фиксировалась пиктограммами – знаки письма изображались в виде рисунков, как правило, на камнях и иногда на папирусе. Практически только наскальные рисунки и пиктограммы донесли до нас сведения о существовавшей цивилизации, все остальные носители информации о ней канули в лету. Кроме того, такой способ хранения и передачи был довольно сложным. Возникали трудности в кодировании сведений и их расшифровке, а потребности в использовании и передаче информации росли. Появился алфавит, в котором каждая буква соответствовала звуку, из звуков – букв составляют слова. Алфавит стал доступным большей части населения. Таким образом проблема накопления, хранения и передачи информации была частично решена. Один человек мог описать определенное событие, а прочитать о нем мог любой грамотный человек. Однако, как бы мы ни пытались описать предметы или явления, в любом случае при описании будут присутствовать элементы субъективного воспроизводства, а при чтении будет присутствовать субъективное восприятие (у каждого человека новая полученная информация всегда ассоциируется с его базовой информацией). Следовательно, информация будет носить определенные элементы искажения. Кроме того, в деталях описать предмет практически невозможно. Параллельно с письменностью развивался другой вид передачи и хранения информации – в виде запечатленных зрительных образов (наглядно-образная информация). В роли таковых выступали различные скульптуры, рисунки и картины. Однако и здесь для создания предметов-носителей информации требовалась высокая квалификация – талант и навыки художника, скульптора, а произведения также частично носили субъективный характер (художники, как правило, стремились запечатлеть прекрасное, а не объективную реальность).

Поворотным этапом в этом направлении явилось применение камеры обскура. Первоначально она представляла собой темную комнату с небольшим отверстием в одной из стенок. Проходя через отверстие, свет отражался на противоположной стене (экране) и давал бледное изображение очертаний предметов, находящихся напротив отверстия.

Художники по этому изображению набрасывали пейзажи. В XVII веке камера была модернизирована (в нее была вставлена линза), изображение стало ярче и четче. С начала XIX века люди стали принимать попытки поймать (зафиксировать) изображение. Лучи направлялись на пластину с химикалиями и вызывали химическую реакцию. Изображение становилось видимым - это были первые шаги фотографии. Первый долговременный фотоснимок на оловянно-свинцовой пластине в 1826 году получил Джозеф Нипс, а в 1839 году Луи Дагер объявил о новом способе фотографирования - при помощи влажных металлических пластин. Такие снимки существовали в единственном экземпляре. В том же году Генри Тальбот получил негатив, на котором свет отображался в виде темных участков, а темные участки – в виде света. Теперь с одного снимка можно было получить несколько позитивов-фотоснимков.

В фиксации наблюдаемого в определенное время пространства наступила новая эра – эра фотографии.

Фотография (от др.-греч. – светопись) – одно из величайших открытий человечества, которое получило широкое применение и признание в различных областях науки, техники, искусства и культуры.

И не случайно почти сразу же с зарождением она стала использоваться в криминалистике.

В 1841 году в французской полиции (Сюртэ) стали изготавливать дагерротипы преступников (фотоснимки).

В 1840-1860 годах проводилось фотографирование преступников в Бельгии, Швейцарии и других странах. Криминалистическая фотография в то время еще была далека от совершенства: не было специально разработанных приемов и методов ее выполнения, фотосъемку выполняли обычные фотографы. Естественно, что такие снимки несли недостаточное количество идентификационной информации, а некоторые преступники, которые понимали, что их фотографируют для последующей идентификации, умышленно гримасничали.

Первые правила криминалистической фотографии были разработаны Альфонсом Бертильеном в 1888 году, когда в ведение возглавляемой им службы, идентификации было передано фотоателье. Бертильен предложил производить фотосъемку преступников в 1/7 величины с запечатлением в фас и профиль. Фотографы пытались противиться его приказу снимать каждого арестованного дважды: анфас и профиль. Причем, это дело следовало делать с одинакового расстояния, при одинаковом освещении, а голова фотографируемого должна была сохранять то же положение. Подумать только, какое непосильное требование к фотографам! Они-то еще продолжали считать себя художниками, а не какими-нибудь техническими исполнителями.

Итак, первым видом криминалистической фотографии была сигналетическая съемка.

Бертильеном также был разработан способ измерительной фотосъемки, в котором для последующего измерения предмета его необходимо было выполнить по определенным правилам и с использованием измерительных приборов.

Наряду с разработкой методов и видов фотосъемки им было сконструировано несколько типов фотоаппаратов для выполнения криминалистической фотосъемки.

В России первые упоминания о применении фотографии в работе полиции относятся к середине XIX века. В Русском техническом обществе, в составе которого действовал фотографический отдел по поручению следственных органов, проводили различные экспертизы, в ходе которых применяли микро- и макрофотоувеличения. Применение фотографии в криминалистической деятельности было тесно связано с такими именами, как Д.И. Менделеев, Е.Ф. Буринский и др.

В советский период большой вклад в развитие научных основ криминалистической фотографии внесли такие известные криминалисты, как С.М. Потапов, М.В. Салтевский, Н.С. Полевой, А.В. Дулов, А.А. Эйсман и другие.

Трудно переоценить влияние, которое оказала фотография на развитие криминалистики в целом, особенно на начальном этапе.

Фотография была одним из первых методов, широко и органически воспринятых криминалистикой и творчески приспособленных к своеобразным условиям исследования вещественных доказательств.

Первые серьезные успехи в развитии общей фотографии, знаменовавшие переход от периода опытов, удач и неудач к периоду, в котором окончательно сложились основные принципы и технические приемы фотографии, совпали с первыми попытками использования ее в криминалистике. Конец XIX и начало XX веков были одинаково переломными и для фотографии, превратившейся в технически оснащенную и научно обоснованную отрасль практических знаний, и для криминалистики, сформировавшейся в самостоятельную науку.

Итак, развитие фотографии постоянно оказывает влияние на совершенствование методов криминалистики, в частности, ни развитие криминалистической фотографии.

Широкое использование фотографии в криминалистической деятельности объясняется многими причинами. При проведении осмотров и других следственных действий перед следователем встает задача зафиксировать и сохранить каждый материальный объект в таком виде, в каком он находился в момент обнаружения, чтобы в дальнейшем его можно было использовать для установления истины по делу.

Существует несколько видов фиксации следов преступлений. Основной – описательный: обстановка и следы обязательно описываются в протоколе соответствующего следственного действия, также при необходимости следователь составляет схемы и чертежи. Однако всем этим методам присущ один весьма серьезный недостаток - в той или иной мере они носят субъективный характер и не могут обеспечить во всех случаях достаточную полноту и точность отображения наблюдаемых объектов. Фиксация хода следственного действия в письменной форме, а также составление графических изображений носят избирательный характер, поскольку следователь при этом отражает главным образом то, что является существенным для дела с его точки зрения. При таком способе фиксации объекты, которые при осмотре следователем расцениваются как незначительные, могут остаться незафиксированными. Фотография же обеспечивает более точную и полную фиксацию. Кроме того, при помощи фотоснимков наглядно можно воспринимать картину места события.

Для того чтобы наглядно-образная информация выполняла основную свою служебную функцию - иллюстрацию хода и результатов следственных действий, оперативно-розыскных мероприятий, а также исследований, - необходимо строго придерживаться следующих принципов:

  1. Научность – при выполнении фото- и видеосъемки необходимо строго придерживаться научно разработанных видов и методов съемки, которые преследуют своей целью наиболее полную информативность полученных изображений (выполнение снимков таким образом, чтобы можно было впоследствии определить реальные размеры снимаемых объектов, сведение до минимума перспективных искажений, запрещение ретуши и т.д.).
  2. Законность – этот принцип включает в себя выполнение наглядно-образной фиксации только при проведении следственных действий, оперативно-розыскных мероприятий или исследований. Субъектами выполнения фиксации могут выступать только специально уполномоченные на то лица – сотрудники правоохранительных органов (сотрудники экспертно-криминалистических подразделений, следователи, дознаватели, оперативные работники, прокуроры, судьи), а также специалисты, привлекаемые по конкретным делам. Одним из важнейших обязательных элементов законности также является обязательное отражение применения средств наглядно-образной фиксации в протоколе соответствующего следственного действия.
  3. Эффективность и целесообразность. Соблюдение этих принципов не вызывает сомнений, так как если применение наглядно-образной фиксации не несет необходимой информационной нагрузки (то есть ее применение не оказывает влияния на ход расследования), то соответственно и применение ее нецелесообразно – это обычная трата времени и средств.
  4. Безопасность. Применение средств наглядно-образной фиксации не должно наносить ущерба снимаемым объектам, а также их использование не должно наносить ущерб здоровью и жизни как лицам, применяющим эти средства, так и лицам и объектам, подлежащим фиксации.
  5. Этичность. Применение средств наглядно-образной фиксации не должно оскорблять честь и достоинства граждан. Полученные иллюстрационные материалы должны находиться в материалах дела, и знакомиться с их содержанием должен только определенный круг участников процесса. При необходимости следователь предупреждает их о неразглашении содержания иллюстраций.

Вопросы применения фотографии в криминалистической деятельности находятся в постоянном поле зрения ученых-криминалистов и практиков. Однако в последние годы в связи с бурным развитием электронной техники, появлением цифровых фотокамер, когда компьютер и видеотехника стали вполне доступными и успешно применяются в деятельности передовых органов внутренних дел, требуют, разрешения некоторые теоретические и практические проблемы, относящиеся к возможностям применения данной техники в криминалистической деятельности, а также вопросы правового урегулирования ее применения.

Информация о работе Криминалистическая информация