Криминалистическая информация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2015 в 13:23, контрольная работа

Описание работы

Информация, используемая в сфере уголовного судопроизводства, в научной литературе и практической деятельности именуется по-разному: ориентирующая; оперативно - розыскная; доказательственная; вербальная; невербальная; уголовно-релевантная, идеальная; информация о личности подозреваемого, обвиняемого, свидетеля, потерпевшего; «информация, выраженная в физических признаках материальных объектов», и т. д.

Содержание работы

Понятие криминалистической информации
Источники криминалистической информации
Понятие и значение криминалистической регистрации
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

криминалистика контрольная.docx

— 39.34 Кб (Скачать файл)

 

 

План

  1. Понятие криминалистической информации
  2. Источники криминалистической информации
  3. Понятие и значение криминалистической регистрации 

Заключение

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие криминалистической информации

Информация, используемая в сфере уголовного судопроизводства, в научной литературе и практической деятельности именуется по-разному: ориентирующая; оперативно - розыскная; доказательственная; вербальная; невербальная; уголовно-релевантная, идеальная; информация о личности подозреваемого, обвиняемого, свидетеля, потерпевшего; «информация, выраженная в физических признаках материальных объектов», и т. д.

Как правило, речь идет о разнообразной по форме и содержанию информации. В литературе также выделяют две такие категории, как «криминалистически - значимая информация» и «криминалистическая информация».

Очевидно, что в криминалистике речь идет о разновидностях информации, циркулирующей в уголовном судопроизводстве, возникновение и актуализация которой обусловлены событием преступления. В результате совершения преступления возникают не доказательства как таковые в уголовно-процессуальном смысле, а информация, связанная с совершением преступления, с фактами изменения вследствие этого реальной действительности. Такая информация существует объективно, вне сознания лица, расследующего преступление, или иного субъекта уголовно-процессуальной деятельности. Ее возникновение, сохранение, возможности собирания и исследования подчиняются определенным объективным закономерностям.

Развитие науки криминалистики представляет закономерный процесс, обусловленный факторами объективного и субъективного характера. Он сопровождается возникновением новых теоретических концепций, положений, введением в научный оборот новых понятий, категорий и терминов.

В связи с этим крайне важно обеспечить единообразие понятийного аппарата науки, его соответствие не только понятиям и категориям внутри науки, но и адекватность общенаучному категорийному аппарату.

В криминалистической науке в последние годы широкое распространение получили понятия и термины, в которых информация, используемая в уголовном судопроизводстве, рассматривается в сочетании со словом «криминалистическая». Это нововведение оценивается как достижение криминалистики, новое слово в науке, результат развития ее теоретической мысли. Между тем чистота языка науки - одно из условий ее успешного функционирования и дальнейшего развития.

При исследовании разными авторами, безусловно, сложного вопроса о понятии, содержании и видах криминалистической информации высказаны различные, нередко противоположные взгляды. Они относятся как к понятийному аппарату, так и к другим аспектам проблемы.

В связи с этим важным представляется единообразное понимание содержания категорий «криминалистическая информация» и «криминалистически значимая информация». Анализ специальной литературы показал, что здесь можно выделить четыре основных направления. Так, различные авторы:

1)   употребляют понятия  «криминалистическая» и «криминалистически  значимая ин­формация» без существенной  дифференциации содержания данных терминов;

2)  используют указанные  термины, вкладывая в них различное содержание;

3)     оперируют  категориями «криминалистически  значимая информация», отрицая термин  «криминалистическая информация»;

4)   напротив, считают  правомерным понятие «криминалистическая информация».

В оборот термин «криминалистическая информация» ввел Н. С. Полевой, понимавший под ней информацию, характеризующую событие преступления и отдельные его элементы.

По нашему мнению, криминалистическая информация - это данные науки кримина­листики, занимающейся исследованием методологических, организационных, технических, тактических и методических аспектов выявления, расследования и предупреждения преступлений. Ими являются теоретические положения и практические рекомендации (концепции, приемы, методы и средства), которые разрабатываются наукой криминалистикой. Поэтому понимание под криминалистической информацией данных, полученных в результате применения научных криминалистических приемов, методов и средств, противоречит сущности языка как исторически сложившейся системы звуковых, словарных и грамматических средств, объективизирующих работу мышления и являющихся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе.

Распространенное в криминалистике словосочетание «криминалистическая информация», используется для обозначения результатов деятельности по собиранию доказательств.

Криминалистическая информация - это сведения из области науки криминалистки, которые являются объектом изучения лицами, обучающимися в вузе, готовящими себя для работы, связанной с выявлением, расследованием и предупреждением преступлений. Это сведения профессионального характера, приобретенные в результате обучения, направленного на повышение квалификации, а также собственного опыта работы по борьбе с преступностью, связанной с выявлением, расследованием и предупреждением преступлений. Речь идет об информации (сведениях, знаниях), применение которой ак­туализировано конкретной ситуацией расследования.

Введение в криминалистический оборот термина «криминалистическая информация» применительно к процессуальной деятельности по собиранию доказательств.

Криминалистика возникла в связи с тем, что борьба с преступностью требовала использования эффективных научных методов, приемов и средств. Ее роль состояла в при­способлении данных различных наук к деятельности по собиранию доказательств. Эти рекомендации реализовали лица, призванные осуществлять расследование.

Более глубокие причины, отграничивающие криминалистические рекомендации от правовых по собиранию доказательств, состоят в том, что первые ограничиваются лишь рекомендациями, обеспечивающими эффективную деятельность по их собиранию. Сама же эта деятельность базируется и реализуется на правовых (уголовно-процессуальных) предписаниях и может осуществляться как с использованием криминалистических рекомендаций, так и без них, лишь на основе положений уголовно-процессуального права. Поэтому собираемая и фиксируемая информация объективно не может являться крими­налистической. Она является процессуальной и только процессуальной.

В этом заключается служебная роль криминалистки, которая возникала для обслуживания уголовно-процессуального права, эффективной реализации его положений.

Данные, полученные в ходе деятельности по расследованию преступлений, как это вытекает из лингвистического смысла, по своей сути не могут быть криминалистическими. Они представляют результаты применения рекомендаций криминалистки по обнаружению, оценке и фиксации следов преступления. Поэтому использование термина «криминалистическая информация» применительно к той, которая собрана в процессе доказывания, по меньшей мере, некорректно. По существу же, оно не отражает подлинного характера роли криминалистики в деятельности по уголовно-процессуальному доказыванию.

В связи с рассматриваемыми положениями правомерен вопрос об обоснованности употребления термина «оперативно-розыскная информация». Наличие Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» является безусловным основанием для выделения такой информации в самостоятельную группу. Закон предусматривает комплекс оперативно-розыскных мероприятий, используемых для собирания подобной информации.

Таким образом, как процессуальная, так и оперативно-розыскная информация имеют отраслевую правовую основу. Что же касается криминалистической информации, то здесь ситуация не столь однозначна. Рекомендации по собиранию информации об обстоятельствах преступления, разрабатываемые криминалисткой, должны быть законными, основанными на уголовно-процессуальных нормах. Однако деятельность по собира­нию информации носит не криминалистический, а уголовно-процессуальный характер, так как осуществляется в уголовном судопроизводстве. Несмотря на то что криминалистика разрабатывает рекомендации по собиранию доказательств (доказательственной информации) на основе уголовно-процессуального законодательства и это предопределяет ее правовой характер, тем не менее, указанные рекомендации являются вспомогательными, обеспечивающими.

Значительная часть информации, которая извлекается из материальных и идеальных сле­дов, служит целям доказывания и поэтому именуется доказательственной. Это предопределяется правовыми основами деятельности по ее собиранию, ибо доказательственная информация реализуется в доказывании, регулируемом уголовно-процессуальным законом.

Следовательно, с учетом исторического и лингвистического подходов, криминали­стической информацией могут быть сведения, положения, теоретические концепции науки криминалистики. Прилагательное «криминалистическая» означает относящаяся к криминалистике, поэтому криминалистически значимая информация - это информация, относящаяся к криминалистике, и имеющая значение для науки криминалистики.

 

Исходя из вспомогательной и обеспечительной (технической, организационной и тактической) роли криминалистки в собирании судебных доказательств для судопроизводства, осуществляемого в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством, можно утверждать, что не существует криминалистической доказательственной информации.

Как отмечалось, криминалистика возникла как область знания, обслуживающая уголовно-процессуальное право, обеспечивая эффективность производства процессуальных действий. Поэтому вся информация, полученная в ходе расследования, как правило, с использованием рекомендаций криминалистики, не может рассматриваться как криминалистическая. Помимо криминалистики, в обеспечении расследования используются данные и других наук - юридической психологии, судебной медицины, психиатрии, судебной бухгалтерии, поэтому, если быть последовательными, надо выделять психологически и т. д. значимую информацию.

Диаметрально противоположной точки зрения придерживается А. В. Лапин, отмечающий, что всю поступающую к следователю информацию более правильно называть криминалистической, так как в своем большинстве вопросы, связанные с обращением такой информации в сфере предварительного расследования, разработаны наукой криминалистикой. Доказательственную информацию автор считает частью информации криминалистической, и частью, наиболее ценной для достижения целей расследования. Признавая в целом довольно удачным термин «криминалистическая информация», А. В. Лапин полагает, что в его содержание вкладываются не только «чисто» криминалистические сведения (например, особенности папиллярного узора пальцевого опечатка), но и данные, являющиеся криминалистически значимыми в определенный момент и в специфических условиях раскрытия, расследования и предупреждения преступлений.

Мы исходим из того, что криминалистического расследования не бывает, оно может быть лишь уголовно-процессуальным. Поэтому все сведения, материалы, объекты и т. д., полученные и фигурирующие в ходе расследования, относятся к уголовно-процессуальной деятельности.

В то же время А. В. Лапин выделяет в структуре криминалистической информации профессиональные знания следователя. Однако, не доведя до логического конца ана­лизируемое понятие, он пишет, что криминалистическая информация - это любые сведения доказательственного, оперативного, тактического, организационного характера, а также профессиональные знания следователя и иных участников расследования, вовлеченных в сферу борьбы с преступностью с целью решения задач уголовного судопроизводства.

Нам представляется, что причиной возникновения рассматриваемой концепции является гипертрофированное представление о задачах криминалистики, когда ее обеспечительные возможности трансформируются в уголовно-процессуальные.

В то же время правомерна постановка вопроса о реальном функционировании криминалистической информации. На наш взгляд, существует две группы криминалистической информации. Первая не связана с уголовно-процессуальным доказыванием и как научная категория существует независимо от него. Объективность ее существования обусловлена научными данными об организационных, технических, тактических и ме­тодических основах выявления, расследования и предупреждения преступлений.

Таким образом, криминалистическая информация - это частный вид информации, включающий научные данные об организационных, технических, тактических, методических приемах, методах и средствах, обеспечивающих эффективность выявления, расследования и предупреждения преступлений.

Криминалистически значимая информация - это совокупность научных криминали­стических данных, являющихся неотъемлемым элементом профессиональных знаний, используемых в конкретном случае процессуальной деятельности субъекта для решения задач уголовного судопроизводства (получения необходимых данных). В принципе акцентирование внимания на значимости информации (криминалистически значимая) излишне, так как указание на криминалистический характер информации уже достаточно. Оно под­черкивает характер и цели ее использования. Это означает относимость се к науке, разрабатывающей приемы, методы и средства, призванные обеспечить эффективную реализа­цию норм уголовно-процессуального права.

Лишь в одном контексте уместно использовать слово «значимая», а именно тогда, когда речь идет о конкретном факте расследования, т. е. о сведениях как осмысленных криминалистических данных, имеющих значение в конкретный момент времени для конкретного акта расследования.

Таким образом, следуя семантическому смыслу категории «криминалистическая информация», возможно сделать единственно правильный вывод - это научные криминалистические положения. В равной мере высказанные соображения применимы и к другим научным дисциплинам, обеспечивающим научное сопровождение расследования. Сюда относятся судебно-медицинская, судебно-психологическая, психиатрическая, судебно-бухгалтерская информация.

Информация о работе Криминалистическая информация