Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2010 в 15:55, Не определен
введение 4
1. современный этап развития постиндустриального общества 5
1.1. понятие глобализации 5
1.2. коммуникации в постиндустриальном обществе 7
2. адаптация российской молодежи к условиям глобализации 14
2.1. подходы к проблеме адаптации в условиях глобализации 14
2.2. адаптационные стратегии как предмет социологического анализа 17
2.3. глобализация как фактор влияния на адаптационные стратегии молодежи в условиях рискогенности современного российского общества 19
заключение 22
ЛИТЕРАТУРА 24
Федеральное
государственное
высшего
профессионального образования
СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ
АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
Центр ускоренного
обучения
КАФЕДРА
Социологии
и социальной работы
РЕФЕРАТ
по курсу
«Исследование социально-
Тема:
«Глобализационные
процессы и их влияние
на адаптацию российской
молодежи»
Выполнил:
студент 5 курса специальность «Государственное
и муниципальное управление» Баранник
Н.А. 928 поток
Проверил:
доцент
Гусева Г.А.
Санкт-Петербург
2009г.
СОДЕРЖАНИЕ
Экономические и политические преобразования в постсоветской России актуализировали вопросы, связанные с адаптивными возможностями и стратегиями современного российского общества, и особенно ее молодого поколения, поскольку в российском обществе новые механизмы адаптации к совершенно иным условиям функционирования экономической и социальной сфер еще не стали стандартными и общепринятыми, так как идет процесс их активного становления, а старые, эффективно действовавшие в условиях советской системы, уже не отвечают нынешним реалиям и утратили свой потенциал эффективности.
Процесс социализации молодежи и выработки адаптационных стратегий носит во многом стихийный характер, что обусловлено как изменением социально-экономической и политической российской реальности, так и влиянием глобализации, которая усиливает адаптивную нагрузку на молодежь. При этом скорость социальных изменений, выражающаяся в неконтролируемом информационном потоке, с одной стороны, расширяет адаптивные возможности в процессе реализации жизненных планов, а с другой – увеличивает риск отстать от этих изменений и не успеть за ходом социальных преобразований.
Под
влиянием глобализационных сил меняется
социальный облик современных обществ,
вовлеченных в процесс
Современная российская молодежь оказалась в сложном положении, характеризующемся тем, что далеко не всем представителям молодого поколения страны удается реализовать свой адаптивный потенциал из-за резкого ограничения возможностей социальной мобильности в сегодняшних социально-экономических условиях. В итоге, как отмечает Ю.А. Зубок, мы наблюдаем такие характерные проявления в развитии молодежи, как нарушение воспроизводства жизненных сил, неопределенность возможностей жизненного старта и неопределенность возможностей самореализации молодежи, ценностно-нормативная неопределенность, а также неопределенность идентичности1.
Цель реферата заключается в исследовании адаптационных стратегий российской молодежи в условиях глобализирующегося общества.
Еще в начале 90-х глобализация едва ли тематизировалась как проблема.2 В конце 90-х эта тема уже претендовала на прочное лидерство в социальной науке и общественной дискуссии. В названиях научных конференций и заголовках публикаций слово «глобализация» занимает сегодня, возможно, наибольший удельный вес.3 Ничто не может лучше свидетельствовать о существовании и актуальности феномена. Тем не менее, взгляды на глобализацию очень разнятся, а оценки зачастую носят взаимоисключающий характер: на настоящий момент нет единой точки зрения о том, несет ли она новые возможности или, напротив, опасности, в чем ее сущность и проявления, следует ли глобализации способствовать или ей сопротивляться. Единство наблюдается лишь в одном: глобализация неостановима.
На
фоне потока литературы о глобализации
бросается в глаза дефицит
философско-теоретических
Сколь оригинален тот процесс, который именуется глобализацией? На мой взгляд, как раз в этом пункте наименьше ясности, поскольку схожие процессы углубления международной интеграции наблюдались с середины XIX в. уже несколько раз, но каждый раз были останавливаемы глубокими кризисными явлениями.5 Вера в то обстоятельство, что процессы глобализации не являются слепым развитием событий, а поощряются или предотвращаются коллективной политической волей, создает пространство для активных дискуссий. Обсуждение того, какими должны быть формы нового мирового порядка, переводит эту дискуссию из сферы фактичности в область нормативного, составляющего прерогативу философии. Поэтому в значительной части точки зрения, высказываемые по поводу глобализации экономистами, политиками, социологами, имеют социально-этическую природу.
В этой связи перед философами стоит насущная задача создать теоретический фундамент для дискуссий о глобализации. Несмотря на то, что явления глобализации носят эмпирический характер, существует потребность концептуального осмысления понятийной базы этих процессов. Глобализация, несомненно, вносит коррективы в фундаментальные теории общества, а в ряде случаев может даже привести к их пересмотру.6 Вместе с тем, глобализация не носит такого самостоятельного и целостного характера, чтобы можно было говорить о возникновении «теории глобализации». Скорее социологические наблюдения и философские обобщения в этой области призваны обогатить теории среднего уровня, прежде всего, теории социально-экономического развития – «постиндустриального», «информационного» обществ и т.д. Внесение этического, нормативного измерения в соответствующий научный дискурс составляет одну из основных задач философии.
О глобализации стремятся говорить не как о явлении, а как о процессе, т.е. ряде легко узнаваемых тенденций (как говорил Несбит, «менатенденций»7). При этом в вопросах определения характерных черт глобализации и, следовательно, самой ее дефиниции царит вполне устойчивое единомыслие. В качестве примера стандартного определения можно процитировать результаты исследовательского проекта университета Бремен, в котором под глобализацией понимается «рост интенсивности и охвата переходящих границы отношений обмена и интеракций, будь это экономические трансакции, культурные и неформальные процессы обмена или циркуляция загрязняющих окружающую среду материалов». Другое определение, М. Кастельса, подчеркивает обретение человеческой деятельностью планетарного характера: «Под глобальной экономикой мы понимаем экономику, которая работает сообща в реальном времени в планетарном масштабе. Это экономика, в которой потоки капиталов, рынков труда, информации, сырья, менеджмента и организации интернационализируются и становятся полностью взаимозависимыми».8
В настоящее время, помимо множества эмпирических наблюдений относительно процессов глобализации и их политических оценок, сформировалось несколько методологических подходов систематического изучения глобализации. Каждый из них восходит к определенному философскому видению сущности этих процессов
В
60-е годы исследованием формирующегося
постиндустриального общества занимался
канадский философ и
Внимание
исследователя привлекло
Наш сформированный электронный мир вынудил нас отойти от привычки классифицировать факты и способы узнавания по типам. Мы не можем более строить фрагментарно, камень за камнем, шаг за шагом, потому что немедленная информация обеспечивает сосуществование в состояние активного взаимодействия всех факторов окружения и опыта… Публика состоит из отдельных индивидуумов, бродящих вокруг с собственными установившимися взглядами на мир - точками зрения. Новая техника требует, чтобы мы отказались от роскоши этой позы, этих отрывочных наблюдений"10.
В 1970 г. американские футурологи А.Тоффлер в работе "Футурошок" и З.Бжезинский в труде "Между двух веков. Роль Америки в технотронную эру" в качестве основного признака информационного общества стали рассматривать сферу услуг, в которой ведущее место закрепили за обработкой информации и распространением знаний с помощью информационных технологий.
Наибольший вклад в теорию информационного общества внес американский ученый Д.Белл в работе "Грядущее индустриальное общество"(1973)11. Изначально концепция постиндустриального общества, предложенная Беллом, рассматривалась как "аналитическая конструкция, а не картина конкретного общества… как некая парадигма", социальная схема, выявляющая новые оси политической организации и стратификации в развитом западном обществе.12 По мнению Д. Белла, информационные телекоммуникационные технологии создают уникальные возможности для эффективного развития демократии, государства, общества и отдельного гражданина. Информация и научные знания не просто входят в современное производство, сервисные и социальные технологии, но составляют их фундамент.
В 80-е годы японский социолог Й. Масуда в теоретическом исследовании "Информационное общество как постиндустриальное общество" (1983) прогнозирует новый тип общества, где в полном объеме реализуются права и свободы личности в информационной сфере. Нормой становится виртуальная жизнь в сети Интернет: творчество, развлечение и отдых, купля-продажа, повышение квалификации, поиск и оперативное получение знаний из информационных ресурсов различных стран мира.
В 90-е годы начинается переход от теоретических разработок концепции информационного общества к практически-политической реализации ее на Западе. В 1994 г. принято решение о переходе стран - членов ЕЭС к информационному обществу. Позже в 1995 г. Европейская комиссия учредила "Форум информационного общества" для обсуждения проблем становления информационного общества и роли средств массовой коммуникации в нем. Были определены следующие цели форума:
Информация о работе Глобализационные процессы и их влияние на адаптацию российской молодежи