Учение Августина о благодати

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2017 в 11:40, реферат

Описание работы

Благодать (cariV gratia). - На богословском языке благодатью называется божественная сила, даруемая от Бога человеку для спасения. Греховность всех людей, как потомков Адама, и неспособность их собственными силами загладить грех, примириться с Богом и совершить свое спасение, а вместе с этим и необходимость божественной благодати для спасения были с первых времен общепринятыми истинами в Христианской церкви. Самое воплощение Бога Слова всегда рассматривалось как домостроительство Божие (oikonomia Jeon) к спасению человека: спасение падшему человеку дано Богом во Христе. Но в этих общих положениях заключается много частных понятий, потребовавших с течением времени точных определений: как усвояется отдельным человеком дарованное людям спасение? Что при этом первое и важнейшее - божественная благодать или человеческая воля?

Содержание работы

Введение3
1. Учение Августина о грехе5
2. Учение Августина о благодати 12
Заключение16
Список использованных источников 18

Файлы: 1 файл

этика.docx

— 37.20 Кб (Скачать файл)

Но наследуется и сама испорченность, которая является следствием непослушания Адама, то есть она реальным образом передается из рода в род. Августин считает, что в связи с естественным продолжением рода, новому поколению также передается злое вожделение. Поэтому все человечество представляет собой «massa perditionis».77 Оно находится в плену состояния вожделения и отягощено испорченностью, которая является его следствием.

Таким образом, по мнению Августина, унаследованное греховное состояние одновременно влечет за собой вину: из-за первородного греха человек достоин быть отвергнутым Богом. Из этого делается вывод о том, что некрещеные дети подлежат осуждению. В более позднем католическом богословии этот пункт вероучения различным образом смягчался, и даже в трудах Августина встречается мысль о том, что молитвы близких могут в некоторых случаях заменить крещение. Представление об унаследованном греховном состоянии часто понимали неправильно. Оно, конечно же, не означает отрицание невиновности ребенка с чисто человеческой точки зрения. Здесь речь идет не о внешних грехах, а скорее о состоянии, в котором находится человек из-за злого направления его воли. Далее, учение о первородном грехе предполагает мысль о единстве человеческого рода в Адаме. Ибо как иначе можно приписывать отдельному человеку какую-то вину или ответственность за то, что он сам не нарушал? Рассуждения Августина сталкиваются с тем же возражением, относятся ли они к взрослым или к детям. В обоих случаях одинаково трудно учитывать вину первородного греха. Здесь необходимо принять как предпосылку то, что первородный грех как таковой находится за пределами эмпирического знания, поэтому его также нельзя оценивать, исходя из того опыта, которым располагает разум.

В своем учении о первородном грехе Августин описывает грех как состояние, которое относится ко всему человеку, а не только к отдельным действиям. Он есть враждебность воли по отношению к Богу, «perversitas voluntatis a summa substantia».78 Тем самым указано на то, что зло есть нечто негативное, отсутствие субстанции, отсутствие общения с Богом, но в то же время нечто приносящее вину и влекущее за собой конкретную испорченность.

Из такого понимания греха следует, что воля человека после грехопадения считается неспособной делать добро. Конечно, человек может иногда делать что-то хорошее и то, что правильно и полезно в земной жизни. Но поскольку в то же время направление воли остается злым, эти дела не являются действительно добрыми, так как сам человек остается злым и его действия направлены на то, что ведет к испорченности. Это учение о несвободе воли (не путать с детерминизмом) означает, что сам человек не может содействовать своему спасению.

2.Учение Августина о благодати

 

Божия благодать, которая является единственной причиной спасения человека, открылась в деянии Христа. Он есть примирение за наши грехи, и через веру в Него человек становится сопричастен благодати. Это единственный путь к благому действию: «quod lex imperat, fides impetrat»79 (De spir. et litt. 13,22). Действие благодати состоит отчасти в прощении грехов, отчасти в обновлении.

Через посредническое деяние, совершённое Христом, восстанавливается разрушенное общение с Богом. Вина снимается через прощение грехов, и человек восстанавливается для духовной жизни, которая была утеряна при грехопадении. Итак, спасение, по мнению Августина, действительно заключается в прощении грехов, а благодать есть любящая воля Божия, которая осуществляет это прощение.

Но благодать не только снимает грех, но и совершает одновременно обновление человека. Грех состоит в реальной испорченности человеческой природы. Этот ущерб излечивается благодатью, 78 «Отклонение воли от высшей сущности». — Прим. перев. 79 «То, что повелевает закон, совершает вера». — Прим. перев. 112 «gratia sanans».80 Жизнь возвращается, когда восстанавливается связь с Богом. Благодать вырабатывает в человеке новую волю. Она включает «infusio caritatis».81 Направленная в этот мир злая воля заменяется доброй волей, «caritas». Благодаря этому человек может следовать заповедям Божиим, жить по которым он раньше был не в состоянии. Его свобода, то есть его способность делать добро восстанавливается, «libertas restituta». Эта свобода лишь начинается, пока длится земная жизнь. Ибо здесь человек живет в борьбе с вожделением и восстанавливается лишь постепенно. Но только любовь, новая воля может привести человека к добру. Без помощи благодати он никогда не сможет сделать ничего хорошего. Поэтому исполнение закона, которое требует Бог, возможно лишь когда Сам Бог дает для этого силу. «Da quod jube, et jube quod vis»82 (Conf. X, 29). Эта любовь связана с верой. Верить в Бога — значит в то же время любить Его и надеяться однажды узреть Его. Вера, надежда и любовь взаимосвязаны; они образуют сущность христианства.

Спасение приходит через прощение грехов, через веру, прежде всех наших заслуг, причем сам человек не имеет возможности способствовать своему спасению. Это — основная мысль Августина, направленная против Пелагия, и в ней Августин следует за апостолом Павлом, учение которого об оправдании через веру было определяющим для него. Воля человека не способна к добру, поэтому спасение должно быть делом Самого Бога. Но в то же время для Августина благодать означает обновление человека. Его воля преображается, в него вливается любовь, так что он действительно может творить добро и быть Божиим сотрудником в вере. В определенном смысле Августин видит цель именно в этом обновлении. Именно любовь к Богу, «caritas», является предпосылкой спасения. Это вносит определенные различия по сравнению с истолкованием посланий апостола Павла в эпоху Реформации. Для Лютера и последующей лютеранской традиции оправдывает одна вера, то есть вера в Христа, невзирая на наши дела. По мнению Августина, спасает также вера, но та вера, которая творит добро, которая связана с «caritas» и находит выражение в ней. Вытекающие из любви действия рассматриваются как заслуги, которые однажды будут вознаграждены. Но в то же время подчеркивается, что такие заслуги возможны лишь по благодати. «Когда Бог увенчивает наши заслуги, Он увенчивает не что иное, как Свои собственные дары» (Epist. 194,19). 80 «Исцеляющая благодать». — Прим. перев. 81 «Вливание любви». — Прим. перев. 82 «Дай, что велишь, повели, что хочешь». — Цит. по: Блаженный Августин, «Творения», т. 1, с. 642, Спб, 1998. — Прим. перев. из

По мнению Августина, причиной и предпосылкой спасения является не только прощающая божественная благодать, но и влитая любовь. Основанием спасения действительно является только благодать, а не свободная воля, но в действии благодати принимается во внимание не столько «чуждая» праведность Христа, вменяемая нам, сколько изменение, происходящее в жизни рожденного вновь человека под действием излитой любви.

Наиболее сильно противостояние пелагианству отразилось в учении Августина о предопределении. Благодать, которая является единственной причиной спасения человека, есть любящая воля Божия; поэтому в то же время она всемогуща. Это всемогущество означает, что спасение человека зависит только от воли и решения Бога. Бог от вечности избрал некоторых людей, чтобы вырвать их из испорченной массы и чтобы они стали сопричастны спасению. Таким образом, деяние благодати в порядке спасения состоит лишь в исполнении во времени того, что заложено в вечном и скрытом решении Бога. Августин связывает это со словами из Рим. 8:30: «А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил».

Итак, то, что человек спасается, в конечном счете основано на воле Божией, а не на чем-либо в самом человеке (не на заслугах или свободной воле). Для Августина это значит, что тот, кто был избран, также однажды будет спасен. Если он когда-то пришел к вере, невозможно представить себе его отпадение. Благодать дает ему не только веру, но и «donum perseverantiae».83 Такая точка зрения получила название «неотвергаемая благодать», «gratia irresis- tibilis» (сам термин появился позднее). Августин считает, что и вне церкви могут быть люди, предопределенные к спасению, которые будут спасены по всемогуществу благодати без обычных средств. Далее, из учения о предопределении Августин делает вывод 0 том, что если кто-либо не спасен, это также зависит от воли и решения Бога или точнее от того, что Бог не хотел этого или не принял такого решения. Ибо без воли и всемогущества Божия не может произойти ничего. Невозможно постичь, каким образом эта мысль сочетается с мыслью о любви Божией. Слова из 1 Тим. 2:4 («Бог хочет, чтобы все люди спаслись») являются кам нем преткновения для всех, кто учит о двойном предопределе нии. По истолкованию Августина, они относятся ко всем классам или видам людей. 83 «Дар стойкости». — Прим. перев. 114

В своем учении о предопределении Августин сделал крайние выводы из учения о благодати как единственной основе спасения. Более позднее богословие обычно не принимало этих выводов и не признавало учения о не отвергаемой благодати, а также теории двойного предопределения. Однако эти идеи продолжали доставлять беспокойство, будучи наиболее резкой противоположностью пелагианских тенденций. К ним снова и снова обращались те богословы, которые желали быть верными последователями Августина. 115 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Учение Августина о соотношении свободы воли человека, божественной благодати и предопределения является достаточно неоднородным и не носит системного характера.

 Воля – одна из  основополагающих способностей  человека, к чему Августин приходит  после длительного анализа нравственной  жизни и возможности выбора  в ней определенных альтернатив. Также воля является направляющей  интеллектуального познания. Способность  «свободного решения» воли предусматривает  свободу человеческого действия, автономность его, возможность выбора  альтернатив. В идеале, воля человека  должна обладать способностью  детерминации из себя, быть подлинно  свободной. Таковая свобода была  утеряна при грехопадении человека. Августин делает различие между  благой и злой волей. Благая  воля ориентирует человека на  добро, а злая - на зло. Ответственность  каждого человека за совершенный  им поступок обосновывает справедливость  божественного воздаяния. Силой, которая  во многом определяет спасение  человека и его устремление  к Богу, является божественная  благодать.

Благодать – особая божественная энергия, которая действует по отношению к человеку и производит изменения в его природе. Без благодати невозможно спасение человека. Свободное решение воли – лишь способность стремиться к чему-либо, но реализовать свои стремления в лучшую сторону человек способен только с помощью благодати. Благодать в представлении Августина напрямую связана с основополагающим догматом христианства – с верой в то, что Христос искупил все человечество. Значит, по природе своей благодать имеет всеобщий характер, и она должна даваться всем людям. Но очевидно, что не все люди спасутся. Августин это объясняет тем, что некоторые люди не способны принять благодать. Это зависит, прежде всего, от способности их воли. Но как пришлось убедиться Августину, не все люди, которые приняли благодать, смогли сохранить «постоянство в добре». Значит, необходим еще один особый божественный дар, который поможет сохранить это постоянство. Этот дар Августин называет «даром постоянства». Только благодаря принятию этого дара «званные» смогут стать «избранными». С проблемой свободы воли человека и действием благодати тесно связано учение Августина Аврелия о божественном предопределении.

Предопределение по Августину – это акт божественной любви и милости по отношению к падшему роду человеческому. Изначально, из общей «массы погибели» Бог избрал достойных вечного блаженства. Число предопределенных неизменно. Но никто из людей не знает о своей участи, и поэтому, личное нравственное совершенство каждого человека не теряет смысл. В контексте наличия предопределения свобода воли человека приобретает оттенок субъективного переживания свободы, но никак не онтологической способности только своими силами спастись или погибнуть.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Бенгт Хегглунд – история теологии
  2. Сочинения Августина автобиографического, полемического и гомилетико-экзегетического содержания изд. в Париже (11 ч., в 8 т., 1689—1700);
  3. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  4. "28 (15) июня память Свт. Августина Великого, еп. Иппонского (†430)", страница официального сайта Храма Рождества Христова г Саратова:
  5. Клот, "Der heil. Kirchenlehrer A." (2 т., Аахен, 1840);
  6. Биндеман, "Der heilige A." (Берл., 1844);
  7. Пужула, "Vie de St. Augustin" (2 изд., 2 т., Париж, 1852; в нем. пер. Гуртера, 2 т., Шафг., 1847);
  8. Дорнер, "Aug., sein theol. System und seine religionsphilos. Anschauung" (Берл., 1873).
  9. Клот, "Der heil. Kirchenlehrer A." (2 т., Аахен, 1840);
  10. Биндеман, "Der heilige A." (Берл., 1844);
  11. Пужула, "Vie de St. Augustin" (2 изд., 2 т., Париж, 1852; в нем. пер. Гуртера, 2 т., Шафг., 1847);
  12. Дорнер, "Aug., sein theol. System und seine religionsphilos. Anschauung" (Берл., 1873).
  13. Исповедь блаж. Августина. В 13 кн. (Новый перевод). — М., 1914. — 442 с.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Учение Августина о благодати