Принцип разумного эгоизма и критика религии в этике Л. Фейербаха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 00:49, реферат

Описание работы

Сущность христианства, по Фейербаху, состоит в отчуждении родовой человеческой сущности: в Боге человек неосознанно поклоняется самому же себе, но не как индивиду (несовершенному и смертному), а как роду человеческому вечному, всемогущему, прекрасному и безгрешному. Фейербах призывал осознать это отчуждение и заменить христианство новой религией (она же «философия будущего») — религией Любви, Природы и Человека. В философии Фейербаха антропоцентризм и критика христианства, присущие Новому времени, достигли своего пика. Несмотря на необоснованный оптимизм и провал попытки мыслителя создать новую религию гуманизма, в его учении важна констатация краха христианской цивилизации и попытка найти выход из нее.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
1. Критика христианства и гегелевского идеализма……………………...4
2. Фейербах о природе человека……………………………………………7
3. Фейербах об истории и отчуждении сущностных сил человека………9
Заключение…………………………………………………………………….11
Список использованных источников…………

Файлы: 1 файл

реферат Фейербах.doc

— 77.00 Кб (Скачать файл)


Министерство Образования  Республики Беларусь

Учреждение Образования 

«Могилевский Государственный  Университет им. А.А Кулешова»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

 

по дисциплине: «Этика и эстетика»

 

на тему: «Принцип разумного эгоизма и критика религии в этике

Л.  Фейербаха»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:                                                                                 

студентка группы Э-051                                                    Шадькова М.С.

 

 

 

 

 

 

Могилев, 2007

Оглавление

                                                                                                                Стр.

Введение………………………………………………………………………..3

    1. Критика христианства и гегелевского идеализма……………………...4

    2. Фейербах о природе человека……………………………………………7

    3. Фейербах об истории и отчуждении сущностных сил человека………9

Заключение…………………………………………………………………….11

Список использованных источников………………………………………...12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Немецкий мыслитель, продолжатель и критик философии Гегеля. Основное произведение: «Сущность христианства». Подвергнув критике гегельянство за идеализм и забвение человека, Фейербах, объявивший свою философию «натурализмом» (стоящим над «материализмом/идеализмом») и «антропологизмом», поставил в центр внимания природу и человечество.

Сущность христианства, по Фейербаху, состоит в отчуждении родовой человеческой сущности: в Боге человек неосознанно поклоняется самому же себе, но не как индивиду (несовершенному и смертному), а как роду человеческому вечному, всемогущему, прекрасному и безгрешному. Фейербах призывал осознать это отчуждение и заменить христианство новой религией (она же «философия будущего») — религией Любви, Природы и Человека. В философии Фейербаха антропоцентризм и критика христианства, присущие Новому времени, достигли своего пика. Несмотря на необоснованный оптимизм и провал попытки мыслителя создать новую религию гуманизма, в его учении важна констатация краха христианской цивилизации и попытка найти выход из нее.

Фамилия «Фейербах» переводится с немецкого как «огненный поток». Вспоминая о впечатлении, произведенном философией Фейербаха на немецкое общество 1840-х годов, Фридрих Энгельс писал: «Мы все прошли тогда через этот «огненный поток».

Людвиг Андреас Фейербах родился в 1804 году в семье известного немецкого юриста. Подобно многим немецким философам (Канту, Шеллингу, Гегелю), Людвиг решил посвятить себя изучению богословия и поступил на богословский факультет университета — сначала в Гейдельберге, а затем в Берлине, где в 1824 году услышал лекции Гегеля. Впоследствии он признавался: «Моей первой мыслью был Бог, второй — Природа, третьей и окончательной — Человек». В этих словах выражено духовное развитие мыслителя: от веры в Бога через преклонение перед «божественной» природой  - к созданию новой религии — религии человека, венчающего собой природу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Критика христианства  и гегелевского идеализма

 

В 1841 году вышла фундаментальная работа Фейербаха «Сущность христианства», которая сразу же сделалась знаменем демократической общественности. «Надо было пережить освободительное действие этой книги, — писал через много лет Ф. Энгельс, — чтобы составить себе представление об этом. Воодушевление было всеобщим: все мы сразу стали фейербахианцами». После выхода «Сущности христианства» Фейербах развил свое понимание религии и человека в работах «Основные положения философии будущего» и «Сущность религии». Чем же Фейербах сумел привлечь к себе прогрессивную молодежь тогдашней Германии?

Поначалу Фейербах примыкал к левому крылу гегелевской школы, представители которого, в противоположность правым гегельянцам, пытались сделать из гегелевской философии революционные выводы, а именно обосновать буржуазно-демократические преобразования в Германии. Многие радикально настроенные демократы выступили против христианской религии. И Фейербах был здесь не первый и не единственный. Но критика христианства при этом строилась на почве гегелевского философского идеализма [5, С.287]. Фейербах же оказался первым, кто обнажил связь философского идеализма, в особенности гегелевского, с критикуемой религией, а через нее с реакционными прусскими порядками.

Здесь следует уточнить, что Гегель отводит религии, прежде всего христианской, примерно то же место, которое он отводил государству. Религия, согласно Гегелю, как и государство, выражает всеобщее начало, в противоположность частным интересам членов «гражданского общества». Нельзя сказать, что Гегель был прямым и откровенным апологетом христианства. В молодые годы он относился к христианству весьма критически и противопоставлял ему, как отчужденной форме религиозной веры, язычество древних греков, у которых олимпийские боги символизировали гордость и славу народа. В более зрелые годы Гегель уже не признавал какой-либо религии, кроме христианской в ее лютеранском варианте. Тем более он был против устранения всякой религии, поскольку считал, что без нее не может быть сознания и чувства единения индивидов в «гражданском обществе».

Итак, критика Фейербахом христианской религии перерастает  в критику гегелевского идеализма, в котором он видит рафинированную религию, а точнее теоретическое обоснование религии. В результате Фейербах отвергает всю философию Гегеля целиком и возвращается на позиции философского материализма. Нет никакого бога и надприродного духа, заявляет он. А есть бесконечная материальная природа, порождением которой является человек с его чувствами и мышлением. Причем Фейербах сознательно отказывается анализировать отвлеченную материю, которой уделяли большое внимание французские материалисты. Центральной проблемой философии, согласно Фейербаху, должен быть человек как телесное, природное существо. Вследствие такого смещения акцента с природы на человека материализм Фейербаха принято называть антропологическим материализмом.

В отличие от религии, которая опирается на веру в догматы, философия, согласно Фейербаху, стремится раскрыть действительную природу вещей и прежде всего разобраться в вопросе о сущности человека. А для этого, считает Фейербах, философия должна заняться жизнью людей как их материальным, чувственным общением с природой и друг с другом. Таким образом, центральная проблема классической философии -соотношение идеального и материального — решается Фейербахом не на вселенском уровне, как у его предшественника Гегеля, а на уровне жизнедеятельности отдельного человека. В результате вопрос о тождестве мышления и бытия, который находится в центре внимания всей немецкой классики, у Фейербаха обретает вид психофизической проблемы, т. е. вопроса о соотношении души и тела.

Непосредственное тождество  души и тела, а значит, идеального и материального, Фейербах усматривает в головном мозге человека. « ... В мозговом акте, — пишет в связи с этим Фейербах, — как высочайшем акте, деятельность произвольная, субъективная, духовная и деятельность непроизвольная, объективная, материальная тождественны, неразличимы» [11, С. 14.]. Иначе говоря, Фейербах непосредственно отождествляет душу и тело, доказывая, что на уровне головного мозга это одно и то же. Тем самым Фейербах, отказавшись от идеализма, игнорирует и те открытия, которые были сделаны Фихте, Шеллингом и Гегелем.

Дело в том, что серьезным  завоеванием немецкого идеализма  явилась трактовка души как системы  деятельных способностей человека. Мозг есть орудие мыслящего субъекта и как раз при помощи мозга и других телесных и культурных органов субъект создает идеальные образы внешнего мира. Таким образом, только в своей деятельности мозг становится органом идеального. И не любая, а только культурно-историческая деятельность рождает в нашем мозгу мысли о прекрасном, возвышенном и многом другом. Общаясь с миром культуры, мы высекаем из этого деятельного опосредствования искру мысли. А животные, общаясь с природой, довольствуются повадками, привычками, элементарными психическими образами. Что касается мозга самого по себе, то в нем, конечно, нет ни грана идеального. Сказать о нем, что он и есть «идеальное», это все равно, что сказать: камень есть идеальное. Разница в сложности этих тел здесь не принципиальна.

Итак, без знания опосредствующих связей, которыми занимается диалектика, в соотношении идеального и материального здесь не разобраться. Но Фейербах, как известно, отбросил гегелевский идеализм, а вместе с ним и гегелевскую диалектику. По выражению Энгельса, Фейербах вместе с грязной водой выплеснул и ребенка. А в результате Фейербах, настаивая на том, что мысль и мозг непосредственно совпадают, предлагает природой мышления заняться медицине. Здесь перед нами один из главных парадоксов учения Фейербаха. Ведь медицина всегда занималась телом человека, именуемым по-гречески «сомой». Более точно, «сома»— это любой живой организм. И только особая область медицины, а именно психиатрия занимается человеческой душой, по-гречески «психеей». Однако психиатрия занимается душой человека в ее патологии, т. е. при отклонении от нормы. А что такое душа человека в ее норме, психиатр сам никогда не ответит. Здесь он должен обратиться к психологии, которая в вопросе о природе души смыкается с классической философией.

Но Фейербах настаивает на том, что человеком и его природой должна заниматься философия, основанная на медицине. Этой апелляцией к медицине он стремится придать научный вес своим изысканиям, в противоположность идеалистической философии, не скрывавшей своих связей с христианской религией. Тем не менее, взгляды Фейербаха нельзя отождествлять с позицией популярных в середине XIX века материалистов К. Фохта, Л. Бюхнера и Я. Молешотта. Вслед за французским медиком XVIII века П.Ж.Ж. Кабанисом, они настаивали на том, что мысль выделяется мозгом, как желчь печенью, и что характер наших мыслей во многом зависит от состава потребляемой пищи. Тем самым идея тождества мысли и мозга была выражена ими в самой вульгарной форме. Известно, что Фейербах выступил с критикой воззрений философа и физиолога Молешотта. Чтобы отмежеваться от такого вульгарного материализма, Фейербах предпочитал именовать свое учение не материализмом, а «реальным гуманизмом».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Фейербах  о природе человека

 

Сложность позиции Фейербаха  выражается в том, что, отождествляя мысль и мозг, он, тем не менее, способен схватить и выразить своеобразие чувств человека и его мышления, в которых как раз и представлена их идеальность. Это хорошо видно там, где он характеризует процесс познания, уделяя особое внимание акту чувственного восприятия. Дело в том, что для традиционного сенсуализма неразрешимой проблемой был переход от чувственного восприятия к понятию, т. е. к мышлению. Ведь в акте восприятия отражается внешнее и единичное, т. е. явление. В понятии же мы схватываем и выражаем нечто внутреннее, всеобщее, т. е. сущность вещей. Как же возможен переход от одного к другому? Фейербах здесь, надо сказать, поступает гениально просто. А в результате его сенсуализм обретает особые черты.

Будучи сенсуалистом, Фейербах отмечает, что чувства человека — это главный способ получения сведений о мире. Однако, в отличие от эмпириков Нового времени, он считает, что уже чувства человека способны фиксировать существенное в окружающем нас мире, и потому, вслед за Гегелем, называет чувства человека «чувствами-теоретиками». Таким образом, признав изначальную разумность наших чувств, Фейербах устанавливает связь между чувственной и рациональной ступенями познания. Но это еще не все, поскольку заслуга Фейербаха состоит в том, что он видит универсальный характер чувств человека. «У человека нет обоняния охотничьей собаки, — пишет он в работе «Основные положения философии будущего», — нет обоняния ворона; но именно потому, что его обоняние распространяется на все запахи, оно свободнее, оно безразличнее к специальным запахам. Где чувство возвышается над пределами чего-либо специального и над своей связанностью с потребностью, там оно возвышается до самостоятельного теоретического смысла и достоинства. ... Даже низшие чувства — обоняние и вкус — возвышаются в человеке до духовных, до научных актов» [9, С.360].

Таким образом, своеобразие  человеческого чувственного созерцания Фейербах видит в том, что человек способен не только видеть, слышать, ощущать, но также чувствами понимать воспринятое. Отсюда его способность проникать в основы мира глубже, чем это может сделать животное, хотя физические возможности органов чувств у человека, как правило, слабее. Тем не менее, говорит Фейербах, человек способен видеть красоту формы и гармонию цветовой гаммы. Только человек способен к незаинтересованному созерцанию, лежащему в основе искусства. Иначе говоря, лишь человек, как это заметил уже Кант, может любоваться тем, что не представляет для него интереса с точки зрения удовлетворения утилитарных потребностей.

Все это так, и описывая способности человека, Фейербах, безусловно, прав. Но какова природа указанных способностей? Почему человек воспринимает мир именно так, а не иначе? На этот важный вопрос Фейербах по сути дела не отвечает. А вернее, отвечает в том духе, в каком известный мольеровский персонаж отвечал на вопрос о том, почему опиум усыпляет. Он усыпляет, ответил этот господин, поскольку обладает усыпляющим свойством. Примерно так же делает и Фейербах, когда утверждает, что чувства человека таковы, поскольку такова природа человека. В результате вместо объяснений он отсылает нас к особой инстанции под названием «родовая сущность» или «природа человека», которая должна быть прояснена медициной как ядром философии будущего.

Материализм дается Фейербаху очень дорогой ценой, а именно ценой утраты представления о деятельной и исторической сущности человека. Родовая сущность человека, согласно Фейербаху, неизменна. Родовые качества человека неизменны, поскольку даны ему природой, подобно тому, как природа наделяет особыми чертами растения, животных и другие существа. Другое дело, что человек, согласно Фейербаху, может жить в соответствии со своей природой, а может жить отчужденной жизнью, как это происходит в среде христиан. Здесь мы вновь возвращаемся к фейербаховской критике христианства и философского идеализма. Причем Фейербаху принадлежит особый метод критики идеализма, который никем не применялся до него.

Информация о работе Принцип разумного эгоизма и критика религии в этике Л. Фейербаха