Медицинская этика в СССР, социальный и морально-этический контекст достижений советской медицины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2010 в 21:09, Не определен

Описание работы

Медицинская этика, как и породившая ее медицина, существует и развивается не одно тысячелетие. До настоящего времени сохранили свою значимость многие нормы и требования, которые предъявлялись к врачам в эпоху Гиппократа и в эпоху Возрождения. Однако только во второй половине XX в., когда медицина стала особенно широко использовать достижения научно-технического прогресса, вплотную стал вопрос о необходимости знания и соблюдения каждым врачом норм медицинской этики, которую все чаще в этот период называют биоэтикой, а следовательно, и о необходимости преподавания этого предмета в высших медицинских школах.

Файлы: 1 файл

биоэтика.doc

— 83.50 Кб (Скачать файл)

    На  Алма-Атинской конференции были высоко оценены принципы организации системы  здравоохранения и оказания первичной  медико-санитарной помощи в СССР. Они были признаны лучшими в мировой практике. Особо отмечался ее участково-территориальный принцип — выделение участкового врача-терапевта.

    Опыт  в этом направлении был накоплен действительно большой. Напомним, что  участковый принцип обслуживания населения  использовала земская медицина России с конца XIX в.

    Тем не менее, в последние два десятилетия  в нашей стране отчетливо обозначились недостатки в работе участковой службы. Когда, почему и каким образом  они возникли, Вы можете узнать из курса "Социальная гигиена, экономика и организация здравоохранения". Для нас же имеет значение, что в последние десятилетия участковый врач (терапевт, педиатр, акушер-гинеколог) по существу превратился в диспетчера, рассылающего пациентов по кабинетам специалистов (у нас более 50 % амбулаторных больных в крупных городах направляют к консультантам, а в западных странах — не более 10 %).

    Помимо  диспетчерских функций, наш участковый врач выполняет формально, бездушно еще и экспертные, выдавая больничные листы. Ни о каком примате профилактики, оказании медицинской помощи всей семье говорить не приходится. Все это вызвало неудовлетворенность населения качеством амбулаторно-поликлинической помощи и резкое падение авторитета участкового врача.

    Поиски  новых организационных форм оказания внебольничной помощи в конце 80-х годов позволили высказать предположение об использовании в Москве врачей общей практики (семейных врачей). Основанием для этого был не только зарубежный опыт, но и деятельность врачей поликлинических отделений 4 Главного управления МЗ СССР. Было решено распространить опыт семейных врачей "кремлевских поликлиник" на всю внебольничную сеть Москвы. В поликлинике № 210 микрорайона Сабурово в мае 1990 г. появились специалисты из Академии  семейной медицины американского штата Мэн,  предложившие свою помощь в переходе на модель семейного врача. За год они обучили 4 врачей — 2 терапевтов и 2 педиатров. Педиатры дополнительно изучали терапию, а терапевты — педиатрию. За 2 года было подготовлено 8 врачей, взявших на себя обслуживание молодежного жилого комплекса "Сабурово". Для них оборудовали специальные кабинеты в многоэтажных домах, где жили их пациенты. Там же были выделены и квартиры для самих врачей.  Это был единственный стимул, который мог их удержать на работе, так как нагрузка значительно возросла, а зарплата увеличилась лишь на 30 % (Мед. газета, 1992. — ,№ 70. — С. 4).

    Но  вскоре подготовленные врачи ушли, не выдержав перегрузок.

    В специальной литературе, в наших  медицинских журналах началось бурное обсуждение проблемы — может ли семейный врач в одинаковой мере хорошо и на современном уровне диагностировать и лечить болезни внутренние, нервные, кожные, глазные и т.д. и т.п.? А кстати, нужно ли больному, чтобы детские или урологические болезни лечил терапевт? Против этого протестуют сами пациенты. Наиболее остро эти вопросы поставил в своих книгах "Диалог о медицине" и "Медицина и время" известный таллиннский терапевт профессор Н.В.Эльштейн. Он писал:

    "Нет  ни одного солидного зарубежного  клинического журнала, в котором  бы систематически не поднимались вопросы о неудовлетворенности населения этими врачами, их подготовкой, а также о границах знаний, путях интеграции с другими специалистами и др. Одни считают их "венцом творения" в медицине, другие уверяют, что некрологи в газетах — чаще всего их "заслуга"...

    То, что должен быть семейный доктор, —  вопрос не обсуждаемый. Под этим разумеется, что годами работает на своем участке, знает различные поколения семьи, детей до их рождения, является для  жителей своего участка — здоровых и больных — советчиком, если хотите, духовником, другом.

    Необходимость  переориентации  участкового  врача  в  семейного —давно назревшая  проблема, является своевременной и  прогрессивной. Но сложность этой задачи не следует недооценивать...

    Стремясь  улучшить первую линию медицины, превращая участковых терапевтов в семейных врачей, следует критически оценить не только положительный, но и отрицательный зарубежный опыт. Даже в сельской местности еще недавно мы хотели иметь врачей как минимум четырех специальностей терапевта, педиатра, акушера-гинеколога и стоматолога. Что касается города, то доктор, лечащий от всех болезней, едва ли является тем идеалом, к которому ладо стремиться. Чаще всего он превращается в фельдшера с врачебным дипломом. Главное, однако, в том, что участковые врачи не знают, чего от них хотят. Знать всю медицину немыслимо. Либо много и поверхностно, либо мало, но глубже. Издержки неизбежны в обоих случаях. Они-то и приводят к ошибкам и врачебному браку" [17].

    С 70-х годов XX в. начался новый этап развития медицинской этики, именуемой отныне биоэтикой.

    Биоэтика  не отрицает норм и принципов общечеловеческой этики, медицинской этики и деонтологии  своих предшественников, наоборот, она обращается к ним, она поднимает  на новую высоту вопрос о правах человека, в том числе и о праве на адекватную медицинскую помощь, каким бы тяжелым недугом ни страдал любой человек. Она защищает пациента от зла, которое мог бы причинить ему медицинский работник, вооруженный новыми технологиями, но забывший или не знавший, что со времен Гиппократа первым принципом поведения ученого-исследователя, врача, медсестры, акушерки, должен быть принцип "не навреди". Она также требует соблюдения фундаментальных принципов медицинской этики: принципа справедливости и принципа правдивости.

    Наряду  с этим биоэтика подчеркивает зависимость  здоровья человека от внешней среды, от окружающего его мира и она  должна научить врача, медицинскую  сестру, фельдшера не только самим  жить в гармонии с этим миром, но и помочь человечеству передать этот мир в сохранности грядущим поколениям.

    Таким образом, медицинская этика (биоэтика) возникла из соединения философии медицины, но превратилась в практическую философию, дающую возможность мудрому врачу подняться до божественных высот при решении вопросов жизни и смерти. Она вобрала в себя самые высокие и самые гуманные религиозные установления. Некоторые законы и принципы, выработанные медицинской этикой (биоэтикой), оказались настолько важными для человеческого сообщества, что явились толчком для принятия различных законов. Но от этого медицинская этика не превратилась в юриспруденцию или медицинское право. Нарушение законов, принципов, правил медицинской этики, изложенных в международных, национальных, профессиональных этических кодексах, декларациях, присягах, клятвах, карается моральным осуждением коллег, презрением пациентов, их родственников, социального окружения. Нарушение государственных законов по вопросам медицинской этики (неоказание помощи, эвтаназия, медицинская тайна и др.) карается по решению суда в рамках гражданского или уголовного права в зависимости от тяжести последствий этого нарушения.

    Медицинская этика (биоэтика) как научная дисциплина впитала в себя наработки, методики социологии, психологии, социальной психологии, профессиологии, религиоведения, юриспруденции, менеджмента, педагогики и множества других медицинских и немедицинских дисциплин, имея при этом свой собственный объект изучения профессиональное поведение медицинских работников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение

    Биоэтика, как и медицинская этика, осталась наукой о законах, принципах и правилах регулирования профессионального поведения медицинского работника, которая в условиях новых медицинских технологий позволяет не только использовать достижения научно-технического прогресса на благо человека, но и предупреждать практикующего врача, ученого-медика о недопустимости нанесения вреда человеку, его потомству, окружающему нас миру, заставляя испытывать невольное "благоговение перед Жизнью".

    Обсуждая  принципы своего профессионального поведения в международных и национальных организациях, ассоциациях, медицинские работники принимают декларации, уставы, инструкции, моральные кодексы. Они являются инициаторами принятия государственных законов, регулирующих многие проблемы медицинской этики, биоэтики, и следят за их исполнением в этических комитетах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы: 

  1. М.Я. Яровинский. Лекции по курсу «Медицинская этика» (Биоэтика). М., 1999.
  2. Белкина Г.Л., Корсаков С.Н., Фролов И.Т. и становление отечественной биоэтики // Биоэтика и гуманитарная экспертиза. М., 2008.
  3. Силуянова И. В. Биоэтика в России: ценности и законы. (Учебник для медицинских и фармацевтических вузов.) М., 2001.
  4. Лопатин П.В., Карташова О.В. / Под ред. В.П. Лопатина. Биоэтика: учебник. 4-е изд. М., 2009.
  5. Под ред. В.И. Покровского, Ю.М. Лопухина. Биомедицинская этика. М., 1997.

Информация о работе Медицинская этика в СССР, социальный и морально-этический контекст достижений советской медицины