Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2009 в 13:52, Не определен
Этика — философское учение, предметом которого является мораль, а центральной проблемой – Добро и Зло. Этика дает ответ на вопрос как надо правильно жить. Этику можно рассматривать и как нормативную науку, и как учение о нравственности, и как систему правил, осуществляющих контроль и коррекцию поведения людей, и как способ оценки человеческих поступков, их одобрения или осуждения, и как «социальный регулятор» поведения и отношений между людьми
Результатом
кризиса позитивизма и
Тенденция к неуклонному усилению внимания исследователей к политической философии и теории особенно четко проявилась в работе известного американского философа К.Скиннера "Возвращение большой теории в гуманитарные науки", само название которой говорит о позиции автора. Как бы подтверждая правоту Скиннера, уже на рубеже 50-х - 60-х годов, несмотря на широкую популярность концепции о конце идеологии, появился ряд работ по политической философии и истории политических учений и теорий от античности до нашего времени. С рассматриваемой точки зрения немаловажное значение имели работы, посвященные различным течениям идейно-политической мысли и политической идеологии. Возрастанию значения теории в политических исследованиях способствовали работы Дж.Роулса "Теория справедливости" (1971), Р.Нозика "Анархия, государство и утопия" (1974), Ю.Хабермаса и других представителей так называемой критической теории.
Кризис позитивизма проявился также в наметившейся в 70-х годах реидеологизации социальных наук, в том числе политологии. Если в конце 50-х - 60-х годах тон задавали те представители общественно-политической мысли, которые отстаивали получившую широкую популярность концепцию о конце идеологии, то в данный период появилось много работ, авторы которых ставили своей целью показать несостоятельность попыток изображения политики как сферы, свободной от ценностей, и необходимость анализировать ее в тесной связи с идеологией.
Симптоматично,
что тезис о необходимости
реидеологизации обосновывался
многими авторами теми доводами, что
идеологию можно
Позитивизм,
используя методы и методологию
естественных и точных наук, стал рассматривать
политические феномены и процессы в контексте
строгого детерминизма. Политической
системе были по сути приданы контуры
и параметры завершенной системы, функционирующей
в соответствии с некоторыми четко очерченными
закономерностями. Однако, как показывает
исторический опыт, для общественно-политических
явлений и процессов не применима категория
"закономерность" в смысле строгой
причинно-следственной детерминированности.
Закономерность или закон в таком понимании
исключает случайность или в лучшем случае
отводит ей второстепенное место. Только
уже сформировавшиеся и завершенные, находящиеся
в некоем равновесном состоянии реальности,
можно разложить на составные элементы,
сосчитать, измерить, расставить в причинно-следственной
последовательности, объяснить в рамках
того или иного закона или закономерности.
Общественно-политические явления же
характеризуются динамизмом, постоянной
изменчивостью, подверженностью множеству
случайностей, непредсказуемым внешним
влияниям, что крайне затрудняет рассмотрение
их в рамках сколько-нибудь строго детерминированных
причинно-следственных связей.
В 20-х
годах развитие квантовой теории
бросило вызов той модели, которая
рассматривала природу как
Политология - это естественная наука в том смысле, что люди и политические институты являются объективно существующими феноменами, деятельность которых происходит в соответствии с определенными закономерностями, и поддаются квантификации, количественному измерению и математическим методам анализа. Вместе с тем важно учитывать, что четко сформулированные логические теории, привлекая своей стройностью, на поверку оказываются слишком упрощенными и механистическими. Говорят, что Н.Бор не доверял чисто формальным и математическим доводам. "Нет, нет,- часто повторял он,- вы не размышляете, вы просто логично рассуждаете". Мало что дает и стремление к поискам математически точных определений и формулировок, которые позволили бы втиснуть в их рамки все многообразие реальностей жизни.
В этой
связи Й.Шумпетер сетовал на то, что
английские политэкономисты XIX в., стремясь
к постоянному
Вспомнив еще раз слова Эктона о том, что "любая власть развращает, а большая власть развращает абсолютно", приходим к очевидному выводу: весьма трудно, если не невозможно, достоверно и конкретно определить ту черту, за которой власть становится большой, а развращенность абсолютной. Причем эти слова следует рассматривать не как неоспоримый постулат в духе непреложного естественного закона, а как тенденцию, возможность реализации, формы и степень которой зависят от конкретных личностей, обстоятельств, условий и т.д. В данном контексте политический анализ требует воображения, своего рода способности мысленно экспериментировать по принципу: что было бы, если бы произошло то-то или было предпринято то-то. Он сопряжен не только с ретроспективой, но и перспективой в смысле предвидения и предвосхищения событий.
Важную
роль в выявлении особенностей и
характеристик политических феноменов
играют просто наблюдения за ними в
течение более или менее