Икона как вид религиозного искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2009 в 19:17, Не определен

Описание работы

Контрольная работа

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.doc

— 94.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Украины

Запорожская государственная инженерная академия

Дневное отделение ФМФ

Кафедра философии 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа

 на  тему:

«Икона как вид религиозного искусства»

По дисциплине «Этика и эстетика» 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила:                          

Проверил:          
 
 
 

Запорожье, 2008

Содержание

Введение            3

  1. Происхождение и развитие иконы       5

     1.1. Истоки христианского образа       5

     1.2. Учение Церкви об иконе        6

  2. Философия иконы в восточной традиции      9

     2.1. Восточная схизма и икона       9

     2.2. Упадок церковного искусства  на Востоке     10

     2.3. Представители религиозного искусства     12

  3. Западное религиозное искусство       13

     3.1. Средневековое искусство       13

     3.2. Дальнейшее развитие церковного искусства на Западе   14

  4. Икона в современном мире        16

Заключение           18

Список используемой литературы        19 
 

 

Введение 

     Обращение к иконописи в наше время вновь  становится актуальным. И не потому, что сейчас модно говорить о старине, интересоваться антиквариатом и вообще быть ценителем культурного наследия прошлого. Иконопись – это та особая сфера духовной и, одновременно, материальной творческой деятельности людей, которая является символом определенной атмосферы царящей в обществе.

     Возможности искусства безграничны. В зависимости  от типа искусства образы фиксируются  в краске, камне металле и даже в словах. Они живут в веках, давая нам возможность составить  собственное представление о  прошедшей эпохе, а, следовательно, и о самосознании людей данной эпохи. Те или иные образы выражают духовные ценности, принципы, которыми руководствовались люди, поскольку искусство, несомненно, выступает как всемогущее средство выражения духовного мира человека.

     Разговор  о иконе нужно начать с определения ее статуса в нашей жизни. Но на этот вопрос не существует строго определенного ответа. Икону воспринимают то, исключительно, как предмет культа, подчиненный идее этого культа и не имеющий самоценного значения, а являющийся лишь посредником в общении с Богом.

     Иногда  впадают в другую крайность и  относятся к иконе только как  к образцу живописи, такое отношение  зачастую присутствует в музеях, где  в иконе чаще всего не стремятся  увидеть отражение духовного  мира человека определенной эпохи.

     Второй  позиции придерживались исследователи, смотревшие на иконы с позиций  атеизма и видевшие в них только живописные изображения. П. Флоренский в статье «Иконостас» писал: «Глубоко ложно то современное направление, по которому в иконописи надлежит видеть древнее художество, живопись, и ложно, прежде всего, потому, что тут за живопись вообще, отрицается собственная ее сила: даже и вообще живопись или больше или меньше самое себя» (Флоренский П. А. Иконостас. М.: Искусство, 1994. С.64) Непонятно, как была при этом возможна исследовательская работа, ведь любая живопись выражает дух времени и духовные чаяния людей. Следовательно, и религиозная живопись выражает религиозное самосознание нации, как будет показано далее. И без понимания этого невозможно вести исследовательскую деятельность, даже если она искусствоведческого плана, а не философского.

     И, третья позиция, на мой взгляд, наиболее приемлемая – это отношение к иконе и как к предмету культа и, одновременно, как к образцу художественного творчества. Икону необходимо рассматривать как предмет, объединяющий в себе эти две характеристики. Все наиболее известные исследователи в сфере философии иконописания рассматривали икону именно с такой позиции. П. Флоренский и Е. Трубецкой, впервые применив религиозно – эстетическую методологию к изучению икон, рассматривали иконописное изображение как комплексное явление культуры, являющееся достоянием и религии, и искусства, являющееся весомым вкладом в мировую художественную и духовную культуры.

 

1.Происхождение и развитие иконы

1.1. Истоки  христианского образа 

     Слово "икона" происходит от греческого eikon - "образ", "портрет". В  период формирования христианского  искусства этим словом обозначался  церковный образ вообще (будь то скульптура, монументальная или станковая  живопись, независимо от техники исполнения); в данной работе в понятие иконы вкладывается именно этот смысл.

     Согласно  учению Церкви, священный образ (икона) - следствие Боговоплощения, на нем  основывается и потому неотделим  от самой сущности христианства. Христианский образ не означает разрыва или противоречия с ветхозаветным запретом на изображения, даже наоборот - он есть прямое его осуществление и последствие.

     Церковное Предание утверждает существование  иконы Спасителя еще при Его  жизни (Нерукотворный Образ) и икон Божией Матери, появившихся после Пятидесятницы (написанных св. Евангелистом Лукой).

     Но  процесс усвоения людьми церковной  веры был, несомненно, весьма длителен. Из первых столетий Церкви, гонимой  и преследуемой в это время, до нас дошло много изображений, однако почти все они являются условными или символическими. Возможно, это произошло потому, что христиане боялись выдать себя язычникам; кроме того, некоторые христиане сами были против прямых изображений Бога и святых.

     Фресковая живопись римских катакомб является в основном не иконописью, а лишь особым символическим письмом. Начало христианского искусства - живопись катакомб - носит символический характер. По происхождению эти символы были как библейскими (например, агнец, рыба, голубь), так и языческими (Орфей).

     В царствование императора Константина (начало IV в.) церковное искусство  выходит из катакомб. Появилось множество  новообращенных, потребовались обширные храмы, а в них - конкретные и ясные  образы (как элемент проповеди). До наших дней сохранились иконы из монастыря св. Екатерины на Синае, относящиеся к началу VI века, исполненные в технике энкаустики (восковых красок).

     Церковь придавала большое значение образу как подлинному исповеданию христианской веры и уделяла особое внимание церковному искусству в своем учении. Так, на VI Вселенском Соборе (692 г.) было подтверждено преимущество прямого, исторического образа над символическим изображением (82 правило) и запрещены грубые и чувственные изображения (100 правило). 

1.2. Учение Церкви об иконе 

   Окончательно учение Церкви о священных образах было догматически оформлено на VII Вселенском Соборе (787 г.). Собор, в основном, подтвердил и узаконил основные положения богословия иконы, сформулированные св. Иоанном Дамаскином :

  • Невидимого Бога изобразить невозможно, изображается же на иконах лишь воплотившийся Христос.
  • Изображения узаконены христианской традицией и берут начало от Нерукотворного Образа, созданного Самим Иисусом Христом.
  • Иконы выполняют коммеморативную функцию, т.е. напоминают нам о тех, кого мы почитаем, и анагогическую функцию - "пробуждают и возносят наш ленивый, неискусный и грубый ум в горний мир".
  • Созерцая иконы, верующий является "соучастником какого-либо священного акта".
  • Иконы являются объектом поклонения, однако "честь, воздаваемая иконе, относится к первообразу".
  • Отцы Собора развили и дополнили учение об образе прп. Иоанна Дамаскина следующими положениями :
  • С информативной точки зрения живописное изображение адекватно со словесным текстом: "Что повествование выражает письмом, то же самое живопись выражает красками".
  • "Изобретение" культовых образов - дело Отцов Церкви, а не живописцев.
  • Один из главных критериев признания искусства - его нравственно-религиозная направленность: "Если оно для благочестия, то должно быть принято, если же для чего-нибудь позорного, то оно ненавистно и должно быть отвергнуто".
  • Иконы - чисто миметические изображения, то есть имеющие лишь внешнее (не онтологическое) сходство с прототипом, а общность только "по имени", но "не по сущности". Но благодаря подобию (mimesis) иконы первообразу она получает его имя, а потому "находится в общении с ним, достойна почитания и свята".
  • Важные функции религиозных изображений - психологическая и догматическая.

   На  этих двух последних функциях иконы  следует остановится подробнее, поскольку они имеют определяющее значение в дальнейшем расхождении путей церковного искусства на Востоке и Западе.

"На  заседаниях Собора были зачитаны  свидетельства многих отцов и  учителей Церкви, в которых сообщалось, что изображения мучеников и их страданий, жертвоприношения Авраама, страстей и распятия Христа вызывали у зрителей "сердечное сокрушение" и слезы сострадания и умиления... Было особо подчеркнуто, что словесное описание не дает столь сильного эмоционального эффекта, как живописное изображение. Отдавая приоритет живописи перед словом в вопросе эмоционально-психологического воздействия, отцы Собора имели в виду иллюзорно-натуралистические изображения, выполненные в манере эллинистической живописи...

     Главным аргументом в защиту антропоморфных изображений Христа служила убежденность иконопочитателей в том, что такие изображения служат доказательством истинности божественного воплощения. В определении Собора записано, что он утверждает древнюю традицию "делать живописные изображения, ибо это согласно с историей евангельской проповеди, служит подтверждением того, что Бог Слово истинно, а не призрачно вочеловечился, и служит на пользу нам; потому что объясняющие друг друга вещи без сомнения и доказывают взаимно друг друга" [1].

     Мало какой христианский догмат был так тщательно и всесторонне рассмотрен и обоснован Церковью. В определении (оросе) Собора, формулирующем догмат почитания икон, указаны: основания для почитания икон, места, где полагается изображать иконы, материалы икон, объекты изображения, смысл почитания, догматическая норма его и церковные кары на непослушных. Церковь торжественно провозглашает истину, отлучая от себя всех тех, кто этой истины не признает.

 

2. Философия иконы в восточной традиции

2.1. Восточная  схизма и икона

     Практически сразу после окончательной победы иконопочитания (т.е. в середине IX в.) Церкви Христовой предстояло новое  испытание: на Константинопольский  патриарший престол, свергнув законного  патриарха Игнатия, сел Фотий - хотя талантливый и ученый, но светский, придворный человек, очень гордый и лицемерный. Фотий справедливо считается "отцом разделения", ибо он желал добиться полной независимости от Римской Церкви на Востоке. На VIII Вселенском Соборе в Константинополе (869 - 870 гг.) его участники подписали документ, привезенный легатами от папы. Он заключал в себе изложение веры и проклятие всех еретиков, последними из которых были иконоборцы и фотиане. Православными этот Собор не признается единственно по причине осуждения на нем Фотия.

     После Фотия взаимоотношения между Римом и Константинополем продолжались, хотя нельзя сказать, чтобы они имели вполне нормальный характер.

     Плоды Восточной схизмы не заставили себя долго ждать: к концу XII века Византийская империя пришла в упадок, и в 1204 г. рыцари Четвертого крестового похода ворвались в Константинополь.

     Несмотря  на государственную разруху и  войны, в XIII-XV веках в искусстве  Византии наступает последний расцвет - так называемый Палеологовский Ренессанс. И, говоря о нем, нельзя не затронуть  другое явление, оказавшее огромное влияние на дальнейшее развитие восточной христианской культуры - исихазм.

     Появление исихазма (от греч. isichia - покой, безмолвие) как частной аскетической практики современно появлению монашества; наставлениями  о безмолвии полны древние патерики. Противниками исихазма были самые просвещенные люди Византии того времени: калабрийский монах Варлаам, богослов и философ Григорий Акиндин и историк Никифор Григора.

     Но  здесь нас более интересует исихазм  не как порождение восточного богословия, а проблема влияния исихазма на религиозное искусство времен Палеологовского Возрождения.

     В это время все более устойчивые рамки приобретал вырабатывавшийся в ту эпоху иконографический канон  с его устойчивыми нормами, касавшимися  выбора сюжета, соотношения фигур, самых их поз, подбора красок и т.п. Создание канона сопровождалось усилением условности, призванной служить целям передачи через зрительный образ не столько человеческого лика, сколько заключенной в этом образе религиозной идеи. В борьбе с мнимой опасностью "латинства" под влиянием исихазма православные начинают забывать об учении VII Вселенского Собора и постепенно миметически-натуралистические изображения исчезают из византийского религиозного искусства. И с того времени на христианском Востоке икона фактически мыслится уже не как свидетельство о Боговоплощении, а как окно в мир иной природы, но окно это открыто только для тех, кто обладает особым - духовным – зрением. 

     2.2. Упадок церковного искусства  на Востоке 

     С падением Константинополя в 1453 году и завоеванием турками Балкан, ведущая роль в области церковного искусства переходит к Руси: именно здесь решались дальнейшие судьбы восточнохристианского религиозного искусства.

     Идеология исихазма оказала огромное влияние  на иконопись не только в самой Византии, но и в странах ее ареала (в частности, на Руси). "Глубинная связь трансцендентного (нетварного) фаворского света с красотой и славой давала новый и сильный импульс одухотворению изобразительного искусства, что с особой силой проявилось уже на русской почве в конце XIV-XV вв. Творчество ряда поколений очень разных древнерусских иконописцев от новгородского грека Феофана до Дионисия Ферапонтовского в глубинных своих основаниях питалось исихастской эстетикой света - красоты - славы" [1].

Информация о работе Икона как вид религиозного искусства