Уничтожение запрещенных продуктов: результаты и последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2015 в 22:38, реферат

Описание работы

В августе 2014 года российские власти ввели запрет на импорт ряда продовольственных товаров. А уже 6 августа 2015 года Президентом РФ Владимиром Путиным был подписан указ, согласно которому, ввозимые на российскую территорию запрещенные сельскохозяйственные продукты, сырье и продовольствие, кроме товаров для личного пользования, подлежат уничтожению.
Данный указ распространяется на импорт товаров, произведенных в США, странах Европейского союза, Канаде, Австралии и Норвегии. В черный список попали мясо и мясная продукция, сыры, молоко и молочная продукция, овощная продукция, рыба и морепродукты, а также фрукты и орехи.

Файлы: 1 файл

Текст, Рубанова, Харченко.docx

— 21.53 Кб (Скачать файл)

Уничтожение запрещенных продуктов: результаты и последствия.

 

В августе 2014 года российские власти ввели запрет на импорт ряда продовольственных товаров. А уже 6 августа 2015 года Президентом РФ Владимиром Путиным был подписан указ, согласно которому, ввозимые на российскую территорию запрещенные сельскохозяйственные продукты, сырье и продовольствие, кроме товаров для личного пользования, подлежат уничтожению.

Данный указ распространяется на импорт товаров, произведенных в США, странах Европейского союза, Канаде, Австралии и Норвегии. В черный список попали мясо и мясная продукция, сыры, молоко и молочная продукция, овощная продукция, рыба и морепродукты, а также фрукты и орехи.

Несмотря на запреты, некоторые недобросовестные участники ВЭД пытаются вести торговлю по «своим правилам». Учитывая, что в других странах – участниках Таможенного союза эмбарго не действует, они завозят на территорию России санкционные товары, уже прошедшие таможенное декларирование в Республиках Казахстан и Белоруссии. Так с берегов Белоруссии на отечественные прилавки хлынули потоки креветок и морской форели, неудивительно, что сегодня Белоруссия  стала крупнейшими покупателями рыбы и морепродуктов у Норвегии.

Проблема с проникновением запрещенных товаров в Россию действительно есть. Как сообщал Роспотребнадзор, в 2014 году служба пресекла ввоз более 2,7 тыс. тонн нелегального продовольствия. Вся продукция на территории России, подпадающая под продовольственное эмбарго, будет уничтожаться «любым доступным способом». При этом ответственные за утилизацию нежелательных товаров до сих пор не дали четкого ответа, как именно они будут ликвидировать санкционное продовольствие. Давайте рассмотрим возможные варианты решения данной проблемы:

Одним из возможных вариантов является — полное уничтожение без возможности дальнейшего применения. Никто не может гарантировать безопасность продуктов, ввозимых по поддельным фитосанитарным сертификатам. Чтобы ввезти санкционный продукт, нужно обязательно поменять его документы. Ввезти санкционный продукт с истинными документами, подтверждающими качество, место происхождения и безопасность этого продукта, невозможно. Поэтому эта продукция, естественно, не может быть достоверного качества и достоверно безопасна, поэтому другого выхода, кроме как ее уничтожить, утилизировать, очевидно, нет и просто быть не может. Уничтожение мясной и молочной продукции будет происходить путем сжигания из-за того, что это продукция высокого биологического риска. Растительную продукцию будут свозить на полигоны, где она будет уничтожена «естественным путем».

В Россельхознадзоре, впрочем, допускают и другой исход событий, а именно возможность дальнейшего использования сырья в результате переработки. Россия могла бы использовать санкционную продукцию для производства корма. Не обязательно устраивать специальный крематорий. Товары уничтожаться будут разными способами в зависимости от региона: где какие возможности есть. Для мяса, молочной продукции — максимальное использование утильзаводов, то есть там, где все это можно использовать как сырье для изготовления белковой муки, которая пойдет в корм животным.

Экологи предлагают свой, экологически чистый и помимо этого полезный способ борьбы с контрафактным продовольствием. По их мнению, продукты надо направить на удобрения, тем самым оказав поддержку отечественному сельскому хозяйству. Самый правильный выход, чтобы все изъятые пищевые отходы отправлялись на удобрения, которые впоследствии можно было бы использовать уже на наших полях для наших сельскохозяйственных нужд. Отправлять на свалку продукты нельзя, поскольку в процессе гниения они будут выделять метан. Также их нельзя и сжигать, поскольку в результате уничтожения могут образоваться вредные продукты горения, в частности, от упаковок.

Некоторые лица призывают решить судьбу неугодных продуктов с пользой для общества. Например, раздать нуждающимся, что, конечно, имеет смысл. Передача импортных продуктов, подлежащих уничтожению, в детские дома и благотворительные центры, помогающие бездомным и малоимущим, станет достойной и человечной альтернативой сжиганию продовольственных товаров, оказавшихся под санкциями. Впрочем, учитывая отсутствие сертификации у контрабандных товаров, на стол к россиянам запретная продукция попадет вряд ли.

Тем временем в страну продолжили поступать потоки «запрещенной» еды. Сегодня на рынках открыто продаются европейские сыры, можно без труда купить испанский хамон, французский пармезан интернет-магазины предлагают широкий перечень запрещенных продуктов. Сложно было ожидать от российской таможни, что поставки по модифицированным документам или просто под видом других товаров будут разом прекращены.

А что же о сложившейся ситуации думают россияне?

К уничтожению продуктов, запрещенных к ввозу в с страну и конфискованных на таможне россияне относятся неоднозначно: 46% поддерживают подобную практику, 44% - нет". При этом 10% затруднились ответить на вопрос: "Как Вы относитесь к уничтожению конфискованных продуктов питания из стран, которые ввели экономические санкции против России?".

На вопрос, как следует поступать российской таможне с задержанными запрещенными продуктами питания, выделяется три лидирующих ответа: 25% предлагают отдавать их незащищенным слоям населения — малоимущим, бездомным и т.п., 22% поддерживают государственную идею уничтожения санкционного котрафакта и 14% предлагают отправлять обратно.  На четвертом месте с заметным отрывом — предложение усилить контроль за ввозом продукции (7% опрошенных), а замыкает пятерку идея наказывать тех, кто провозит эти продукты (3%). 

На вопрос: "По Вашему мнению, в целом можно или нельзя уничтожать конфискованные продукты питания, и если можно, то при каких обстоятельствах?". 79% считают, что уничтожению должны подлежать некачественные, опасные для здоровья продукты, 44% — c поддельными документами или вовсе без них, 33% — ввезенные с нарушением российского законодательства. Только 10% считают, что конфискованные продукты питания нельзя уничтожать ни при каких обстоятельствах.

Не так красочны оказались последствия введения запретов на импорт. Складывается впечатление, что реальной целью антисанкций было оказание существенной помощи отдельным производителям и импортерам — за счет граждан России. Стоимость товаров на прилавках неуклонно растет, а связано это с тем, что локальные российские поставщики, а также производители из других стран начали повышать отпускные цены на продукты в связи с эмбарго. Произошла монополизация рынка продовольствия, в связи с сокращением конкуренции, что теперь позволяет недобросовестным производителям завышать свои цены хоть на 30%, хоть на 100%. Государство пытается с этим бороться, но всех же не проконтролировать.

Антисанкции защищают российский рынок и способствуют импортозамещению. Однако советские производители не совсем были к этому готовы. Объем производства продуктов стандартного качества упал либо естественно наблюдавшийся до санкций его рост затормозился. Так в 2014-15 годах производство крупного рогатого скота на убой выросло всего на 1,3%, а общее поголовье — на 3% сократилось; производство мяса птицы выросло на 11%, в то время как год назад его рост составлял 13%, — в птицеводстве заканчивается многолетний процесс замещения импорта, никак не связанный ни с действиями правительства, ни с санкциями; производство молока стагнирует, притом что импорт упал на 30%.

В областях, где качество (а значит — себестоимость) может широко варьироваться, рост цены был встречен как сигнал к снижению качества. Например, в области сыроварения началась массовая фальсификация ингредиентов, замена животных жиров растительными — объемы фальсификата, по разным данным, увеличились с устойчивых 10% в 2010-13 годах до 20-40%. Эмбарго на ввоз рыбы из ЕС «совпало» с резким (на 30%) падением отечественного производства охлажденной и свежей рыбы и компенсационным ростом производства рыбы мороженой.

Вот и все итоги «антисанкций». Слабый рост производства отдельных видов продуктов питания обусловлен сделанными ранее инвестициями и является продолжением старых трендов. Импорт продовольствия в целом упал на 40-45%, а прочий импорт (в силу падения цен на нефть) — на 38-40%, разница не велика. При этом рост ставок процента и общее падение спроса оказывают на производство продуктов питания в России сильное депрессивное действие, идет масштабное падение инвестиций в отрасль. А для того, чтобы показатели начали повышаться, наши российские производители должны просто воспользоваться возможностью антисанкций как стимула для развития собственной продукции как на внутреннем рынке, так и за его пределами. А уничтожать ли запрещенные продукты или нет, для себя вы уже решите сами.

 

 


Информация о работе Уничтожение запрещенных продуктов: результаты и последствия