Современные тенденции в развитии и управлении ТНК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 09:25, статья

Описание работы

Современный экономический мир постепенно обретает свойства глобальной, хотя пока ограниченной по масштабам, саморегуляции. Глобальные процессы эволюционно создали общепланетарные контуры обратной связи, позволяющие восстановить планетарное равновесие при относительно небольших внешних возмущениях, происходящих в любой точке Земли. Именно это свидетельствует о возникновении новой ситуации в мировом хозяйстве, которое, начиная с последней четверти ХХ в., представляет единую глобальную экономическую систему, саморегулирующуюся на основе механизмов обратной связи.

Файлы: 1 файл

3.2 Современные тенденции в развитии и управлении ТНК СТАТЬЯ.docx

— 30.84 Кб (Скачать файл)

 

AТ&T, например, сформировала  автономные группы численностью  от 10 до 15 человек и сократила  число базисных процессов со 130 до13. General Electric, также начавшая переход к новой системе в 90-х годах, до сих пор сохраняет до 100 базисных процессов, в рамках которых функционируют группы численностью от 9 до12 человек.

Отличительные черты европейских  ТНК

 

При анализе европейских  ТНК можно выделить ряд тенденций, часть которых является преломлением мировых.

 

n Как и в США, в Европе образовалась “новая экономика”, базирующаяся на высокотехнологичных, информационно-коммуникационных ТНК. Объем венчурного капитала в странах ЕС, увеличиваясь с 1973 г. на 35 – 45% ежегодно, достиг к 2000 г. почти 9 млрд долл. В 1996 г. был учрежден европейский фондовый индекс для высокотехнологичных компаний – EASDAQ, в листинге которого находились 26 фирм общей стоимостью 12 млрд долл. Его рост составил примерно 100% и в 1997, и в 1998 г., а германского и французского аналогов (Neuer Markt и Le Nouveau Marche) только в первой половине 1998 г. – 131 и 85% соответственно.

 

n Общей отличительной чертой и своеобразной тенденцией европейских ТНК можно считать низкий и постоянно падающий удельный вес в их структуре собственности создателей компаний, контролирующих лишь 7% корпораций, при высокой и растущей доле банков и других инвесторов, контролирующих около 45% ТНК, а также инсайдеров (менеджеров корпораций), контролирующих примерно 25% ТНК.

 

n Во Франции и Италии происходит постепенная и взвешенная приватизация части госхолдингов. Это связано с достижением определенного уровня зрелости корпораций, когда уже можно снять государственные “подпорки”. Итальянское правительство, например, провозгласив приватизацию госпредприятий, не пошло по тому авральному варианту, который был реализован в России, а осуществляет этот процесс поэтапно. В декабре 1991 г. был принят закон о приватизации госпредприятий, предусматривавший, в частности, превращение головных государственных холдинговых компаний ИРИ, ЭНИ, ЭФИМ, ДЖЕПИ и других в акционерные общества с их последующей продажей. Акции периодически выбрасываются на рынок небольшими партиями, подавляющее большинство которых приобретается мелкими держателями. Хотя крупные частные фирмы через доверенных брокеров “улавливают” определенную часть этих акций, однако действует и фактор ажиотажного спроса со стороны массы мелких покупателей, что повышает выручку государства.

 

n Европейские ТНК отличаются склонностью к противостоянию друг другу, в то время как американские и японские более расположены к компромиссам и альянсам даже со своими конкурентами. Однако в последние годы все отчетливее проявляется тенденция к объединению европейских корпораций перед лицом заокеанских соперников.

 

Например, в начале 2000 г. руководство  компаний Telecom Italia SPA и Deutsche Telecom объявили о слиянии. Сделка оценивается в 79 млрд долл. Ожидается, что новая корпорация будет иметь выручку в 63 млрд долл. и рыночную стоимость в 200 млрд долл., что позволит ей стать достойным конкурентом таких телекоммуникационных гигантов, как американская AT&T и японская NNT. Объединительная тенденция европейских ТНК усилилась после “враждебного” (т.е. происшедшего вопреки желанию высшего менеджмента) поглощения немецкого гиганта Mannesman, входившего в империю Deutsche Bank, англо-американской телекоммуникационной компанией Vodafone airtouch.

 

n Как и в США, в Европе стратегическая инициатива все больше уходит от банков, теряющих с возникновением развитого электронного рынка капитала свои конкурентные преимущества, и переходит к страховым и инвестиционным фондам.

 

В Германии, например, крупнейшая страховая компания Allianz заметно теснит Deutsche Bank, а в последние годы нанесла ему ряд чувствительных ударов в Баварии, противопоставляя его традиционным связям с правительством агрессивную транснациональную политику и новый для Германии менеджмент англо-американского образца.

 

n В Европе быстро нарастает волна слияний и поглощений. Еще в 1998 г. США и Великобритания лидировали по их числу и стоимости, и термин “трансатлантические слияния” относился преимущественно к интеграции компаний этих стран. Большинство же слияний фирм континентальной Европы осуществлялось с европейскими компаниями. Сегодня ситуация принципиально меняется. Хотя доля США на рынках слияний и поглощений в 1999 г. превосходила долю стран ЕС, однако она снизилась на 10%, в то время как стран ЕС возросла более чем в 3 раза. В большинстве трансатлантических слияний доминирующую роль играют теперь ТНК Западной Европы, особенно ФРГ. Так, по некоторым данным, в 1999 г. 25% слияний европейских и американских компаний представляли собой поглощения американских ТНК европейскими (в 1998 г. доля таких поглощений составляла всего 14%).

 

n В ФРГ и Франции в конце 90-х годов резко возросла доля малых и средних ТНК в совокупном объеме прямых зарубежных инвестиций, что связано, в частности, с процессами европейской интеграции, дающей им возможность осуществлять вложения в приграничных странах.

 

n ТНК европейских стран имеют существенные различия в своей внутренней кадровой политике и стиле менеджмента.

 

В Великобритании, например, стратегия формирования международного коллектива предполагает значительную роль иностранного топ-менеджмента. Во многих крупных компаниях иностранные менеджеры становятся президентами и председателями советов директоров. Они являются в основном представителями англоязычных стран (США, Австралии) или бывших британских колоний.

 

Французские же ТНК, напротив, крайне осторожно относятся к  сотрудничеству с ТНК других государств, стремясь к интеграции внутри страны, а не к международным слияниям. В меньшей степени, чем германские и американские ТНК, участвуют они  и в международных стратегических альянсах

 

В 1999 г. французские ТНК  приобрели зарубежные компании с  активами 126 млрд долл., в то время как прямые иностранные инвестиции во французские фирмы составляют всего 36 млрд долл. и осуществляются в основном в небольшие предприятия. Вместе с тем зависимость ТНК Франции от внешних инвесторов возрастает. Они контролируют значительные пакеты акций трех из четырех крупнейших (по величине активов) французских ТНК, а в занимающей 4-е место корпорации Rhone-Poulens обладают контрольным пакетом (51,6%).

Особенности ТНК индустриально  развитых стран Азии

 

С середины 80-х годов начался  процесс “размывания” традиционных финансовых групп Японии и сближения  форм японских ТНК с существующими  в США и странах Западной Европы.

 

Как и там, в Японии наметился  разрыв между “старой” и “новой”  экономиками, выраженный при этом более  резко. Речь идет в основном не о  традиционных кейрэцу, составляющих ядро сюданов, а о высокотехнологичных компаниях. Последние активно идут на слияния с европейскими и американскими корпорациями, становясь нередко решающим фактором роста (как в случае с альянсом компаний Fyjitsu и Siemens). Капитализация фирм “старой экономики” (традиционных ТНК) по-прежнему остается выше, чем “новой”, однако именно они (NTT, Rihm, Denso, Sankyo) растут наиболее быстрыми темпами. Многие молодые высококвалифицированные специалисты стремятся работать не в крупных сюданах, а в небольших компаниях, занимающихся НИОКР. По оценке некоторых исследователей, в ближайшее время “старые” ТНК – сюданы уступят лидирующие позиции компаниям “новой экономики”.

 

Японские фирмы более  активно, чем американские и западноевропейские, используют менеджеров и сотрудников  принимающих стран.

 

Заметной тенденцией “старых” ТНК стала активизация зарубежной инвестиционной деятельности. Это связано  с тем, что основной их целью является сегодня снижение издержек, побуждающее  увеличивать масштабы производства за границей и активнее использовать принцип международной кооперации. Ярким примером может служить  альянс Nissan – Renault, представляющий многонациональную корпорацию.

 

n Другие индустриально развитые азиатские страны, которые традиционно во многом следовали за Японией, после кризиса 1998 г. вынуждены отчасти скорректировать свои ориентиры.

 

Так, основной тенденцией в  развитии ТНК Южной Кореи становится их переход под контроль компаний США и Европы, причем речь идет скорее о поглощениях, чем слияниях. Как  правило, это установление контроля над отдельными дочерними фирмами (например, концерн Volvo пошел на приобретение дочерних компаний Samsung, British Telecom стал одним из крупнейших акционеров LG Telecom, BASF и Hewlett-Packard выкупили созданные ими ранее совместные предприятия). Осуществляются и внутренние слияния, нередко по инициативе государства. Основой новой системы интегрированных корпоративных структур должны стать специализированные компании, образующиеся путем выделения из конгломератов отраслевых дочерних фирм и их последующего слияния, однако чеболи противятся этому и идут на слияния лишь под давлением государства.

 

***

 

Анализ особенностей ТНК  ведущих промышленно развитых стран  позволяет сделать некоторые  выводы.

 

n Основные классические тенденции, связанные с концентрацией и централизацией капитала, сохраняют свою роль. Идут интенсивные объединительные процессы слияний и поглощений.

 

n Наряду с этим возрастает значение малых и средних ТНК, особенно в высокотехнологичных отраслях, где основной доход предприятиям дает интеллектуальный капитал. Обладатели этого капитала – топ-менеджеры и специалисты – приобретают все больший вес, часто оттесняя титульных собственников при принятии стратегических решений по развитию и управлению корпорацией.

 

n ТНК высокотехнологичных отраслей промышленности образовали “новые экономики”, развивающиеся более интенсивно, чем “старые”, при этом технологический и организационный разрыв между ними становится все ощутимее.

 

n Современные тенденции развития ТНК связаны прежде всего с новыми информационными технологиями, благодаря которым стали возможными организация “горизонтальных” ТНК и возникновение разнообразных сетевых структур управления.

 

 

 

 

 

Dn!


Информация о работе Современные тенденции в развитии и управлении ТНК