Россия как внешнеэкономический партнер Венесуэлы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 08:21, курсовая работа

Описание работы

В 20–30 годы XX века начался новый этап развития отношений между Россией и Латинской Америкой. Советский Союз стремился быть признанным международным сообществом, и в 1945 году Венесуэла установила дипломатические отношения с СССР. Вплоть до 1970 года отношения между странами ограничивались, в основном, нерегулярными контактами. В апреле 1970 года в рамках Организации Объединенных Наций Россия и Венесуэла представили совместное сообщение о восстановлении дипломатических отношений на уровне посольств.

Файлы: 1 файл

1.docx

— 68.57 Кб (Скачать файл)

     Получили  развитие и другие совместные нефтяные проекты. Подписано соглашение о  покупке крупнейшей российской частной  нефтяной компанией «Роснефть» у  венесуэльской PdVSA пятидесятипроцентной доли в немецкой Ruhr Oel Gmbh за 1,6 миллиарда долларов. Эта перерабатывающая и сбытовая компания в равных долях принадлежит PdVSA и British Petroleum. По словам вице-премьера РФ Игоря Сечина, курирующего в правительстве ТЭК, цена сделки абсолютно рыночная. Ruhr Oel Gmbh владеет четырьмя НПЗ в Германии, таким образом, 18% перерабатывающих мощностей «Роснефти» будут располагаться в самом центре промышленной Европы, что поможет российской нефтекомпании нарастить объем переработки на 11,2 млн. тонн нефти и выйти на международные рынки.

     Также стороны согласовали покупку  компанией ТНК-ВР активов British Petroleum в Венесуэле – речь идет о долях в двух нефтяных проектах совместно с PdVSA и доле в НПЗ Petromonagas. Общая оценка активов составляет 850 млн. – 1 млрд. долларов.

     В газовой отрасли сотрудничество России и Венесуэлы пока не принесло столь зримых плодов. «Газпром» в  настоящее ведет геологоразведку  на двух газовых блоках в Венесуэле  – Урумако-1 и Урумако-2 – в рамках проекта «Рафаэль Урданета». Но бурение первой поисковой скважины не дало результата, и продолжение работ было признано неперспективным: в ходе работ российская компания сталкивалась с базальтовыми плитами, было сломано несколько дорогостоящих инструментов. Однако с венесуэльскими партнерами достигнута договоренность о возможности замены этого участка на новые блоки. Кроме того, «Газпром» может принять участие в создании генсхемы газовой отрасли Венесуэлы8.

     В ходе визита Уго Чавеса в Россию в октябре 2010 была достигнута еще одна немаловажная договоренность. Глава «Росатома» Сергей Кириенко и министр иностранных дел Венесуэлы Николас Мадуро в присутствии лидеров двух стран Дмитрия Медведева и Уго Чавеса подписали межправительственное российско-венесуэльское соглашение о сотрудничестве в развитии атомной энергетики, строительстве и эксплуатации АЭС на территории Венесуэлы. Планировалось, что партнеры будут развивать атомную энергетику Венесуэлы, в том числе сотрудничать в строительстве исследовательского реактора для производства радиоизотопов, используемых в мирных целях в промышленности и медицине, а также в строительстве и эксплуатации атомных станций9. Однако после событий, произошедших на атомной электростанции «Фукусима-1» в результате разрушительного землетрясения и цунами, которые обрушились на северо-западные регионы Японии, президент Венесуэлы объявил о приостановке программы по развитию мирного атома и постройке первой АЭС в Боливарианской Республике1.

     Привлекает  внимание и сотрудничество стран  в финансово-инвестиционной и банковской деятельности. 23 июня 2009 года Россия и  Венесуэла заключили межправительственное соглашение об учреждении Российско-Венесуэльского банка. Соответствующий документ был  подписан замминистра финансов РФ Дмитрием Панкиным и замминистра экономики  и финансов Венесуэлы Густаво Эрнандесом. Банк будет создан на базе «Еврофинанс-Моснарбанка» и его уставный капитал составит $4 млрд. Предполагается, что от венесуэльской стороны в состав акционеров нового банка войдут Государственный казначейский банк и Венесуэльская нефтяная корпорация. Учредителем банка со стороны Венесуэлы может стать либо Венесуэльская нефтяная корпорация, либо Государственный фонд развития.

     На  данный момент венесуэльская сторона  полностью перечислила средства для взноса в уставный капитал  совместного банка. Средства будут направлены на выкуп пакетов нынешних акционеров, в результате чего Венесуэла получит 49%. Создание банка должно снять нагрузку на федеральный бюджет, за счет которого выдаются кредиты на закупку вооружений Венесуэле, портфель военных заказов которой оценивается в $6–7 млрд. Предполагается, что банк будет финансировать совместные проекты, в частности, в энергетической сфере. Речь, прежде всего, идет о деятельности «Национального нефтяного консорциума» по освоению месторождения Хунин-62.

     Целый ряд крупных российских фирм изучают  возможность участия в таких  секторах венесуэльской экономики, как горнорудная промышленность, транспортная инфраструктура, машиностроение, транспорт, химическая промышленность, воздушное сообщение.

     ИФК «Метрополь», ЗАО «Агрохимическая  корпорация «Азот», ОАО «СеверСтальАвто», ОАО «Руспромавто», ОАО «Российские железные дороги», ОАО «Полюс Золото», ОАО «Уралавто», ООО ВТФ «ЗИЛ-экспорт» ведут переговоры с потенциальными венесуэльскими партнерами по целому ряду проектов.

     Объединенная  Компания «Российский Алюминий»  планирует строительство в Венесуэле  интегрированного промышленного комплекса  по производству алюминия. В мае 2007 г. проведены предварительные переговоры между представителями обеих компаний в гг. Каракасе и Пуэрто Ордасе, которые продемонстрировали взаимную заинтересованность сторон в реализации данного проекта. Для обеспечения комплексного развития отношений с венесуэльскими партнерами ОК «Российский Алюминий» планирует в ближайшее время открыть свое представительство в Каракасе.

     Летом 2006 г. Трубная Металлургическая Компания (ТМК) и Министерство базовой и горнорудной промышленности Венесуэлы подписали Протокол о намерениях относительно строительства в г. Сьюдад Пиар (штат Боливар) завода по производству бесшовных труб.

     Продолжаются  поставки в Венесуэлу автомобильной  техники, в том числе производства ОАО «КАМАЗ» и ОАО «АвтоВАЗ». Техника обслуживается в сервисном центре, созданном в 2006 году в г. Валенсии, на базе которого ведется работа по созданию регионального представительства в форме российско-венесуэльского совместного предприятия для продвижения российских автомобилей на рынки других стран Латинской Америки. Крупнейший российский производитель легковых автомобилей ОАО «АвтоВАЗ» и венесуэльская корпорация Corpivensa определились с параметрами сборочного производства в Венесуэле. Ранее российский автогигант договорился с венесуэльской госкомпанией Suvinca о поставках ей 2,25 тысячи автомобилей «Лада»3.

     Стоит отметить и присутствие России на золотодобывающем рынке Венесуэлы. В октябре 2010 года Россия получила доступ к одному из крупнейших в мире неразработанных  месторождений золота – венесуэльскому Las Cristinas. Компания Российские Технологии совместно с VenRus – совместным предприятием правительства Венесуэлы и российско-канадской компании Rusoro Mining, которая занимается золотодобычей в Венесуэле почти 10 лет, намерена эксплуатировать не только месторождение Las Cristinas, но и Las Brisas del Cuyuni и ряд других месторождений4.

     По  итогам встречи в октябре 2010 года Дмитрий Медведев и Уго Чавес подтвердили стратегический характер партнерства между двумя странами и подписали план действий по развитию партнерства на 2010–2014 годы. Приоритетной задачей на нынешнем этапе является увеличение количественных и качественных показателей взаимной торговли.

     Анализируя  показатели торговли между двумя  странами, можно сделать вывод, что  пик экономических отношений  пришелся на 2007 год, но в 2008 началось падение  показателей российско-венесуэльской  торговли. Согласно данным, опубликованным Банком Внешней Торговли Венесуэлы, по сравнению с 2007 годом товарооборот между странами снизился с 405,8 млн. долл. до 245,1 млн. долл. в 2008 г. Главной причиной сокращения товарооборота стало падение в 1,7 раза российского экспорта – до 244,4 млн. долл. против 403,4 млн. долл. за 2008 год. Объемы импорта из Венесуэлы сократились незначительно, но в абсолютном выражении остались на том же низком уровне – 0,57 млн. долл5. Динамика внешнеторгового оборота между Россией и Венесуэлой за период 2000–2009 год, а также структура их экспорта и импорта продемонстрированы в Приложение В.

     1.2 Россия – Венесуэла: перспективы сотрудничества

 

     Сегодня внешнеэкономические связи Венесуэлы  и России представляют собой, прежде всего взаимовыгодное политическое сотрудничество. Венесуэльский лидер  стремиться заполучить сильного союзника и ослабить зависимость своей  страны от северного соседа. Для  российской стороны Венесуэла является «окном» на Западное полушарие, точкой отсчета дальнейших шагов по латиноамериканскому  континенту с целью поиска новых  экономических партнеров и политических союзников. Кроме того, Венесуэла  – страна, обладающая самыми богатыми запасами нефти на планете, и если эта нефть сама льется в руки российскому  правительству, почему бы не воспользоваться  ситуацией и не «отпить» из источника?

     Но, идя за рубеж, надо трезво оценивать  не только выгоды, но и риски. А в  Венесуэле они очень высоки.

     Производственный  риск связан с особенностями нефтяной промышленности Венесуэлы – довольно старой и с одним из самых высоких в мире темпов истощения месторождений: 45% запасов составляет сверхтяжелая нефть, которая затвердевает при извлечении на поверхность и соответственно нуждается в облагораживании – апгрейде. Проекты эти технически сложные и дорогие, а у венесуэльской компании нет ни ноу-хау, ни организационного опыта, ни квалифицированных кадров: в 2002 году после попытки военного переворота и двухмесячной забастовки в PdVSA были уволены более 17 тыс. ее сотрудников. Кроме того, Венесуэла в последние годы подписала ряд соглашений с национальными нефтяными компаниями из нефтедобывающих стран исходя не только из финансовых или производственных возможностей партнеров, но и политических соображений. Эти соглашения декларировали амбициозные цели по добыче нефти, но пока показывают весьма скромные результаты. Китайская CNPC, например, имеет и опыт добычи тяжелой нефти, и деньги, но даже ее СП с PdVSA, Petrozumano, добывает всего 19 тыс. баррелей / сутки нефти вместо 70 тыс. баррелей / сутки, запланированных на 2009 год. А какой вклад могут внести в реализацию столь сложных и дорогих проектов «Беларуснефть» или иранские компании?

     Ухудшения отношения к зарубежным инвесторам в нефтедобывающих странах обычно повышается в период высоких цен  на нефть, когда принимающая сторона  считает, что обойдется без иностранцев. Данный риск резко обостряется в  Венесуэле, где многие коммерческие решения в нефтяной отрасли принимаются  по политическим мотивам. Отсюда возникает  риск национализации. В 2007 году Уго Чавес вынудил ConocoPhillips, ExхonMobil, Chevron, BP, Statoil и Total передать PdVSA операционный контроль в четырех проектах по апгрейду сверхтяжелой нефти общей стоимостью в 31 млрд. долл. PdVSA была в них миноритарным партнером, а теперь ее доля возросла до 60%. Часть мейджоров согласились на новые условия, но ConocoPhillips и ExхonMobil ушли из страны. Весной 2009 года Каракас национализировал активы более 60 иностранных и местных сервисных компаний. Летом 2009 года Standard & Poor’s отреагировала на эту национализацию, снизив рейтинг PDVSA с «ВВ-» до «В+» из-за «возросшей неопределенности относительно готовности компании выполнять контрактные обязательства перед некоторыми ее поставщиками».

     Риск  недостаточной компенсации. Дополнительная проблема с национализацией состоит в том, что PdVSA выплачивает иностранным компаниям компенсацию за экспроприированные активы исходя из их чистой балансовой стоимости, а не из рыночной6. ExxonMobil начал судебные процессы против PdVSA именно потому, что его не устроило предложенное Каракасом возмещение. В итоге PdVSA выиграла дело7.

     Риск  подрыва производственного  потенциала PdVSA из-за тяжелого налогового бремени и социальных обязательств, возлагаемых на нее правительством. Компания выполняет семь миссий (в сфере образования, здравоохранения, прав местного населения, продовольствия и пр.), на которые она должна выделять не менее 10% годовых инвестиций. А ведь именно эта компания является лидером в СП с российским консорциумом. Кроме того, в стране постоянно ужесточаются фискальные условия работы для иностранных нефтяных компаний. За последнее десятилетие были значительно повышены как роялти (с 16,7 до 30%), так и подоходный налог, выплачиваемый иностранными компаниями (с 34 до 50%).

     Риск, связанный с квотами  ОПЕК на добычу. Эксперты полагают, что PdVSA переложила львиную долю (190 тыс. баррелей / сутки) сокращения добычи, которое в последнее время проводилось по требованию ОПЕК, на свои СП с иностранными компаниями. Предприятиям, добывающим всего четверть венесуэльской нефти, пришлось взять на себя 60% сокращения добычи в стране.

     Риск  принятия неправильных решений из-за отсутствия достоверной информации. Уровень прозрачности PdVSA оставляет желать лучшего. Не ясно даже, сколько нефти реально добывает Венесуэла. Уровень добычи нефти – весьма политически чувствительный вопрос для стран ОПЕК, а особенно для Венесуэлы. Ее объем – хороший индикатор состояния отрасли, и правительство стремится показать, что PdVSA процветает. Уго Чавес утверждает, что в стране добывается 3,4 млн. баррелей в сутки. Оппозиция (в том числе бывшие менеджеры PdVSA, которых Чавес уволил после забастовки) настаивает, что венесуэльская компания находится на грани краха и добывает всего 2,3 или даже 2,1 млн. баррелей в сутки. ВР называет цифру в 2,4 млн. баррелей в сутки в 2009 году8. Кому верить? Наверно, все-таки ВР. С экспортом нефти тоже не все понятно. По официальным данным Каракаса, экспорт в 2009 году вырос. Но эксперты полагают, что поскольку на венесуэльском НПЗ возникли серьезные проблемы, PdVSA «экспортирует» нефть на свой завод на Антильских островах, и потом ввозит оттуда в Венесуэлу нефтепродукты для внутреннего потребления – так складывается более радужная картина экспорта.

Информация о работе Россия как внешнеэкономический партнер Венесуэлы