Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2010 в 15:09, Не определен
Разделение мирового экономического пространства на крупные региональные подсистемы, представляющие собой разнообразные формы политического и экономического взаимодействия государств, становится важнейшей чертой современного мирохозяйственного развития
Данный
уровень интеграции характеризуют: Европейский
союз (Австрия, Бельгия, Великобритания,
Дания, Германия, Люксембург, Греция, Ирландия,
Испания, Италия, Нидерланды, Португалия,
Финляндия, Франция, Швеция), 1993 г.; Экономический
союз – Бенилюкс (Бельгия, Нидерланды,
Люксембург), 1948 г.; Содружество Независимых
Государств СНГ (Армения, Азербайджан,
Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан,
Молдавия, Россия, Таджикистан, Туркменистан,
Украина, Узбекистан), 1991 г.; Союз арабского
Магриба (Алжир, Тунис, Ливия, Мавритания,
Марокко), 1989 г.; Межстрановая инициатива
(Бурунди, Коморские Острова, Кения, Мадагаскар,
Малави, Мавритания, Намибия, Руанда, Сейшельские
Острова, Танзания, Уганда, Замбия и Зимбабве),
1993 г.; Лагосский план действий (все страны
Африки к югу от Сахары), 1973 г.; Союз реки
Ману (Гвинея, Либерия, Сьерра-Леоне), 1973
г.; Западноафриканский экономический
и валютный союз (Бенин, Буркина-Фасо, Кот-д’Ивуар,
Мали, Нигер, Сенегал, Того), 1994 г.
2.3. Влияние региональной интеграции на мировое хозяйство.
Деление
мирового хозяйства на
Действует и противоположная тенденция: изменение положения ряда стран в мировом хозяйстве, возросшая интенсификация их экономических связей подрывают их первоначальную заинтересованность поддерживать отношения главным образом на блоковой основе. Отсюда и стремление расширить рамки отношений, выйти на контакты с другими объединениями самостоятельно или в составе всей группировки. В результате данных процессов возникают новые механизмы отношений между отдельными группировками.
Взаимоотношения интеграционных группировок, торговых блоков и отдельных стран в основном охватывают таможенную и кредитную сферы. Например, ЕС проводит беспошлинную торговлю продукцией обрабатывающей промышленности со странами Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ). Заключены соглашения об ассоциации с большинством стран, ранее входивших в колониальные империи европейских метрополий, оформлены отношения двухстороннего характера с рядом группировок развивающихся стран и с отдельными государствами.
Расширению
Наряду с объединениями в форме зон свободной торговли, таможенных союзов важное место в процессе хозяйственного сближения занимают ассоциации стран - производителей и экспортеров сырья, среди которых особое место занимает Организация производителей и экспортеров нефти (ОПЕК), а также свободные экономические зоны (СЭЗ).
Ассоциации стран-производителей создавались развивающимися странами, так как сырье играет важную роль в экономике многих из них, достигая 80% экспорта отдельных стран и являясь основным источником их валютных поступлений.
Ассоциации
создавались с целью
Подобную роль играют свободные экономические зоны, созданные в государствах, входящих в различные региональные экономические объединения. В конце 90-х годов в мире насчитывалось примерно 2000 СЭЗ. Их суммарный внешнеторговый оборот превышает 10% мировой торговли. В распространенном понимании под свободной экономической зоной разумеется беспошлинная торговая и складская зона, которая, оставаясь частью национальной территории, с точки зрения фискального режима рассматривается как находящаяся вне государственных границ. Наиболее характерная черта этих зон - практическое отсутствие каких-либо ограничений на деятельность иностранного капитала и, прежде всего, на перевод прибылей и капитала. Свободные экономические зоны в наибольшей степени отвечают потребностям ТНК, поскольку принимающая страна обычно обеспечивает инфраструктуру и начальную подготовку рабочей силы.
Таким
образом, мировые экономические
взаимоотношения, проявляющиеся в международном
переплетении предпринимательского капитала,
разделении труда, интеграции, приводят
к усилению взаимодействия хозяйств различных
стран.
3. Интеграция на современном этапе.
Интеграционные группировки стали во второй половине XX в. возникать в различных частях планеты. Интересно, что интеграционные объединения создавались не только в регионах с высоко- и среднеразвитым индустриальным хозяйством, каковыми являлись Североамериканская ассоциация свободной торговли (НАФТА), Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), Ассоциация стран Юго-восточной Азии (АСЕАН), Латиноамериканская интеграционная ассоциация (ЛАИА), Центральноамериканский общий рынок (ЦАОР), но и в самых отсталых регионах мира: Экономическое сообщество Западно-африканских государств (ЭКОВАС), Южноафриканская конференция развития и координации (ЮАКРК), Восточно-африканское экономическое сообщество (ВАЭС), Карибский общий рынок (КОР) и множество других. Последние объединения, преимущественно, детерминируются политическими факторами, опирающимися в интеграционных устремлениях не на наличие сильного экономического притяжения (наоборот, в экономическом плане многие из них являются конкурентами из-за однородной специализации), а на поиск геополитических, геокультурных основ. Как выразился К. Якобайт, «... в начале 60-х гг., в порядке подражания основанию ЕЭС, в развивающихся странах имела место первая волна создания региональных союзов». Действительно, в период с 1948 по 1990 гг. в общей сложности в ГАТТ поступило более 70-и соглашений о региональной интеграции.
На основе опыта интеграционных структур в Западной Европе и странах третьего мира в период, так называемой, первой волны региональной интеграции можно сформулировать три предпосылки для успешной интеграции:
• во-первых, при существующих социально-экономических диспропорциях необходимо создание отлаженных механизмов компенсации издержек стран, которые могут появиться вследствие снятия национальных протекционистских мер;
• во-вторых, необходима определенная унификация внутренней экономической и социальной политики. На политическом уровне необходимо доверие и готовность идти на компромиссы. Кроме того, существенное значение имеет политическая стабильность внутри страны, так как наряду с тенденцией к интеграции существует оппозиционная контртенденция к национальной изолированности;
• в-третьих, необходим отказ от заведомо невыполнимых, по сути декларативных, целей, а отношение к интеграционным тенденциям должно быть не как к краткосрочному процессу.
Таким образом, первая волна интеграционных процессов в мире к концу 1970-х гг. спала. Тем не менее, позитивный опыт функционирования ЕС продолжал оставаться своеобразным маяком для существующих интеграционных групп в странах Юга.
В 1980-е гг. наблюдалась вторая волна интеграционных устремлений в государствах третьего мира. Как отмечают исследователи, это было обусловлено реакцией развивающихся стран на укрепление торговых блоков в Северной Америке и Западной Европе. Особенно крупные региональные интеграционные группировки наблюдались в Юго-Восточной Азии и в Латинской Америке. Успехи их ряд европейских ученых попытались применить к остальным странам Юга. Но, как и в первую волну региональной интеграции, в трансформационных странах и государствах субсахарского региона осуществление интеграционных инициатив сталкивалось с достаточно сложными препятствиями и оставалось трудновыполнимым. По сути, главные причины, ограничивающие интеграцию, оказались прежними – неустойчивость экономических систем, политическая нестабильность и тенденция обострения межгосударственных отношений на почве территориальных и этнических конфликтов.
Таким образом, в современных интеграционных тенденциях в мире можно выделить два основных направления формирования региональных групп:
• Во-первых, эти процессы активизируются в результате интенсивных торгово-экономических отношений между определенными странами, при этом динамика этих процессов значительно опережает взаимодействия с другими странами. Эта тенденция объективно способствует расширению каналов политических коммуникаций между субъектами объединения и подталкивает к интеграционным инициативам в политической сфере.
• Во-вторых, региональные объединения возникают в результате политических усилий, которые могут не всегда опираться и учитывать географические или исторические особенности.
По
сути, эти две тенденции являются
тесно взаимосвязанными. Можно различать
лишь доминирование первого или
второго признаков в
Наиболее
ярким примеров сложившейся системы
как экономической, так и политической
интеграционной группировки на современном
этапе является Европейски Союз.
Заключение.
В заключении стоит отметить, что интеграционные процессы являются многомерным и сложным явлением, как бы ускользающим от анализа и не поддающимся единой и окончательной типологизации.
Во-первых, та или иная модель региональной (субрегиональной) интеграции не может быть механически перенесена (ни в теоретическом, ни тем более в практическом плане) на другой, даже очень похожий регион, но с иными социокультурными и экономическими особенностями и традициями.
Во-вторых, стихийно возникнув в какой-либо сфере взаимодействия международных факторов, интеграция может и не иметь последствий в других сферах, более того, она может обратиться вспять или даже смениться противоположным процессом, если не будет подкреплена соответствующими политическими мероприятиями, создающими благоприятные предпосылки условия ее реализации и формирующими институциональные основы ее дальнейшего продвижения.
Наконец, в-третьих, вряд ли корректно рассматривать интеграционные тенденции как процессы, определяющие существо международных отношений, а тем более пытаться судить о будущем этих отношений. Причина состоит в том, что существо международных отношений определяется не только сотрудничеством, но и конфликтами, в том числе такими, которые приводят в дезинтеграции ранее единых политических единиц.
В современной мировой экономике интеграционные процессы не просто продолжаются, они нарастают. Создаются региональные союзы, укрепляются интеграционные связи, прорабатываются вопросы создания региональных валют (азиатской, североамериканской, мусульманской, латиноамериканской; европейская уже существует). Серьезным фактором, воздействующим на укрепление данного процесса, служит глобальный финансовый кризис, обнаруживший как уязвимость глобальной финансовой системы, так и оправданность, и обоснованность региональной интеграции.
Давление со стороны наиболее развитых стран заставляет менее развитые действовать. Ко вторым относится и Россия. Региональная интеграция способствует созданию союзов, которые в большей степени способны противостоять натиску лидеров глобализации.
Сейчас глобализация в действительности означает американизацию. Но мировой финансовый кризис напомнил всему миру, что полагается на экономику одной, пусть и сверхразвитой страны, по крайней мере, не целесообразно.
На первый взгляд, может показаться, что ЕС может послужить положительным примером региональной интеграции. Но и здесь существует масса недоработок. Хотя сейчас ЕС больше стал похож на отдельное государство, некоторые его участники неблагоприятно влияют на развитие всего союза в целом. Это такие страны, как, например, Греция и Испания. Их экономика сильно пострадала от кризиса и остальные члены союза, конечно, пытаются им помочь, но все же их внешний долг остается огромным. Следовательно, ЕС еще не обрел той силы и сплоченности, чтобы помочь своим участникам возродить их экономику.