Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2011 в 18:01, статья
В статье сделана попытка многостороннего подхода к изучению понятия «бедность». По мнению автора, бедность – явление одновременно социальное, экономическое, духовное, политическое, при этом в России данное явление мало изучено, что не позволяет государству в целом и отдельным его структурам разрабатывать эффективные меры по борьбе с бедностью, но даже реально оценить ее масштабы.
В некоторых
отношениях социальное положение в
России сегодня хуже, чем представляется
западными экспертами и российскими
социологами, мыслящими в понятиях
западной методологии. Вернее, оно не
просто хуже, а находится в совсем
ином измерении. Негативные социальные
результаты реформ измеряются экспертами
в привычных индикаторах. Но положение
в России подошло к тем критическим точкам,
когда эти индикаторы становятся неадекватными.
Например, при резком социальном расслоении
в принципе утрачивают смысл многие средние
величины. Так, показатель среднедушевого
дохода, вполне информативный для СССР,
ни о чем не говорит, ибо доходы разных
групп стали просто несоизмеримы.
Можно ли ожидать всего этого сегодня? Пока что оснований для оптимизма нет. Ведь игнорируется не только советский опыт, полученный в рамках нашей собственной культуры, но и столь уважаемый реформаторами «опыт цивилизованных стран», то есть Запада. В США имеется большой фонд диссертаций, посвященных исследованию бедности в разных странах и культура, а также методологии изучения этой проблемы, конкретному опыту программ борьбы с бедностью. Никакого выхода в российское «интеллектуальное пространство» это знание не имеет.
Примерно половина населения России терпит бедствие в результате утраты доступа к самым элементарным условиям существования. По сути, половина народа внезапно оказалась в новой, ранее для нее неведомой окружающей среде. Чтобы выжить, требуется срочное получение нового знания, которым эта половина народа не обладает в виде хотя бы эмпирического опыта.
Если даже согласится с оценкой 70%, то остальные 30%к бедным не относятся. Чем они отличаются друг от друга? Сразу скажу, что речь пойдёт о российском среднем классе.
Действительно, палитра мнений по поводу среднего класса достаточно богата. Есть точка зрения, что в России среднего класса нет. Другая точка зрения основана на тот, что в середине 90-х в России начал зарождаться средний класс, который погиб во время августовского кризиса 98 года. Но я думаю, что можно сформулировать аксиому: «Классы не появляются в одночасье, и не исчезают в один момент».
Многие социологи предлагают относить к среднему классу членов общества по признаку социально-профессионального статуса, по профессиональному уровню, устойчивому положению на рынке труда малого собственника. Как не пытаются задушить современное образование, в России по-прежнему сохранятся высокий уровень образования, тогда можно заключить, что средний класс составляет большинство населения. Однако, как мне представляется, это не совсем так.
Некоторые ученые-экономисты связывают со средним классом уровень доходов, другие учёные отмечают, что средний класс не только связан с доходами, но и материальным и имущественным положением.
В последнее время многие социологии стали придавать показателю среднего класса, как самоидентификация.
Все перечисленные критерии в основном годятся только стран с развитой рыночной экономикой. Высокий уровень образования, обеспечивает доступ к высокооплачиваемой и престижной работе и, в конечном счёте, позволят занять достойное место в обществе. Иное дело обстоит в России. Исследования проведённое различными социологическими центрами, отмечают что около 20 % в России составляет средний класс. Много ли это или нет? В развитых странах к среднему классу относится примерно 70-80% населения. На этом фоне наши цифры выглядят весьма скромными.
Однако хотелось отметить весьма интересные факты. Не более трети, домохозяйств, которые имеют признаки среднего класса, имеют удовлетворительное материальное положение. Это означает, что более трети людей с высшем образованием научились зарабатывать, то есть стали конкурентоспособными специалистами. Однако высокий достаток не является гарантий того, что государство научилось бороться с бедностью.
В Саратовской области для решения проблем бедности используется подход Международной организации труда, который включает в себя:
В связи с ликвидацией государственного фонда занятости была отменена такая очень эффективная форма переобучения, как опережающее обучение высвобождаемых работников. В прошлые годы она позволила избежать массовых высвобождений с нерентабельных производств, в том числе на градообразующих предприятиях.
Действенной мерой по борьбе с долговременной безработицей и бедностью являются временные общественные работы.1 В текущем году число безработных, принявших участие в общественных работах, возросло на 33 % (за первое полугодие – свыше 5,3 тыс. человек). Однако массового характера общественные работы до сих пор не получили из-за ограниченности бюджетного финансирования.
В решении проблемы бедности все большее значение приобретает необходимость бюджетного обеспечения социальной политики. Нуждается в скорейшем принятии федеральный закон о государственных минимальных стандартах. В вопросах межбюджетных отношений как на федеральном, так и на региональном уровнях, необходимо перейти на подушевое финансирование. Это позволит решить вопросы с неравномерностью бюджетной обеспеченности населения, создаст условия для равной доступности жителей территорий к объектам социальной инфраструктуры.
Всемирный банк видит решение проблемы бедности в создании рабочих мест и повышении минимальных заработных плат. Об этом заявила директор ВБ по России Кристалина Георгиева в четверг на презентации доклада банка: "Рост, бедность и неравенство в регионе Восточной Европы и на территории бывшего СССР".
"Самым серьезным
вопросом является создание
В своем докладе ВБ проанализировал динамику сокращения числа бедных в странах СНГ, а также Центральной и Восточной Европы с 1998 по 2003 годы. За 5 лет количество бедных в регионе сократилось почти на 40 миллионов человек. В 2003 году в указанном регионе за чертой бедности проживало 12% от общей численности населения, в то время как в 1998 году доля бедных составляла 20%.
Сокращение бедности
произошло благодаря
Эксперты ВБ называют три основных канала воздействия роста экономики на бедность. Это заработная плата, занятость и социальная защита населения. Социальная защита должна усиливаться, должна увеличиваться ее финансовая составляющая, но при этом необходимо обеспечить адресность социальной помощи, отмечается в докладе ВБ. Должны проводиться целевые программы для маргинальных групп, которые живут за чертой бедности. Такой чертой эксперты ВБ считают $2,15 на человека в сутки. За этой чертой бедности в регионе в настоящее время проживают 60 миллионов человек. При этом 150 миллионов человек тратят менее $4 в день и считаются экономически незащищенным населением.
Наибольшему риску бедности, по оценке ВБ, подвергается молодежь, сельские жители и население небольших городов. Большинство бедных относится к категории работающих бедных. В этой связи эксперты ВБ подчеркивают необходимость "обеспечения адекватных минимальных зарплат".
В 1998-2003 годах средний темп роста ВВП в указанном регионе превысил 5%. По мнению экспертов ВБ, такого темпа недостаточно для искоренения абсолютной бедности к 2015 году. Вместе с тем, они отмечают, что экономический рост к 2007 году дополнительно выведет из бедности 21 миллион человек. "Однако 40 миллионов будут оставаться абсолютно бедными и более 100 миллионов уязвимыми для бедности", - отмечается в докладе
В
решении проблемы
бедности все большее
значение приобретает необходимость
бюджетного обеспечения социальной политики.
Нуждается в скорейшем принятии федеральный
закон о государственных минимальных
стандартах. В вопросах межбюджетных отношений
как на федеральном, так и на региональном
уровнях, необходимо перейти на подушевое
финансирование. Это позволит решить вопросы
с неравномерностью бюджетной обеспеченности
населения, создаст условия для равной
доступности жителей территорий к объектам
социальной инфраструктуры.
Список
используемой литературы: