Нефтяная промышленность Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2010 в 18:42, Не определен

Описание работы

история развития нефтяной промышленности РК

Файлы: 1 файл

Нефтяная промышленность РК реф по ЭП.doc

— 117.00 Кб (Скачать файл)

    Наряду  с добычей черного золота в  Атырау успешно добывается и, так  сказать, черный жемчуг. Ведь именно так  называют в прикаспийском регионе  черную икру, в каком-то смысле служащую валютным фондом страны. Продукция  осетровых – икра и балыки –  известны всему миру. И долгое время именно рыбный промысел служил атырауским жителям главным источником заработка.

    В 80-е годы параллельно с активным развитием нефтедобычи в Атырау (Гурьеве) развивалась и рыбная промышленность, которая к тому моменту представляла собой сложную многоотраслевую отрасль. Каспийское море – это среда обитания реликтовых рыб. Например, здесь водится самая большая в мире рыба – белуга. А совсем недавно Урало-Атырауский рыбоводный завод выпустил  в Каспий более 2 миллионов мальков рыб осетровых пород.

    Современный Атырау – областной центр, с развитой инфраструктурой, социальной и культурной сферами. Именно этот город во многом способствовал подъему национальной экономики Казахстана. И  сегодня  две главные отрасли города –  это предмет гордости не только самих местных жителей, но и всех казахстанцев.

     

    Нефтяная  отрасль Казахстана

    Основные  этапы геолого-геофизического изучения и освоения нефтегазоносных  регионов 

    Проявления  нефти и естественных производных  на поверхности Земли были известны коренному населению из древних времен. Об этом свидетельствуют многочисленные казахские названия оро- и гидрографических объектов: урочищ, источников, колодцев и т.п., таких как Майтобе (масляный холм), Караарна (черное русло), Майкомген (место захоронения масла), Карашунгул (черная впадина), Жаксымай (хорошее масло), Карамай (черное масло), Каратон (черный затвердевший грунт), Мунайлы (нефтяное) и др.

    Начальный этап. В народе сохранилось предание «О святых огнях» в районе Аукетай-Шагыла (междуречье Урал-Волга), приуроченных, как выяснилось позже, к выходам горючих газов. В ХIХ веке знаменитый религиозный деятель и лекарь Матенкожа лечил чесотку скота и кожные заболевания людей черным маслом, выходящим из-под песков в нижнем течении р. Ойыл. Имеется упоминание путешественников о том, что торговые караваны, следовавшие из Китая и Индии по древнему Шелковому пути, использовали скопления черного масла в урочище Карамай в Зайсанской котловине для смазки колес своих телег.

    Пристальное внимание к обширной территории Казахстана Царская Россия начала проявлять в конце XVI и в течение всего XVII в., периодически отправляя отряды купцов, военных типографов и естествоиспытателей в целях укрепления восточных границ империи, поиска торговых путей в южные страны. Первые сведения о наличии нефти на территории Атырауской области были обнаружены в записках Бековича-Черкасского, организовавшего по Указу Петра I в 1717 г., военно-типографическую экспедицию в Хиву через нижнее течение р. Эмба, затем в опубликованном отчете географа Н. Северцева в 1869.(Ш. Есенов и др., 1968).

    Особое  внимание исследователей Западного  Казахстана было направлено на полуостров Мангыстау. Изыскания начались в 1846 г., когда экспедиция М.И. Иванова  на полуострове Мангыстау обнаружила первые признаки нефтепроявлений. В 1887 г., геологи Н.И. Андрусов, М.В. Баярунас приступили к маршрутным съемкам (М.А. Мирзоев «Мангыстау: голоса столетий», Алма-Ата, Изд. «Казахстан», 1994г.).

    В 1851-1853 гг. продолжались исследования полуострова  Бозащи. Материалы экспедиции были опубликованы в Вестнике Русского географического общества в 1855 г. В этих работах подробно описаны рельеф, гидрография, растительный покров, проведен геологический обзор, характеристика грунтовых вод, почв и климата Устюрта, полуостровов Мангыстау и Бозащи.

    Большое значение для целенаправленного  геологического изучения и раскрытия  нефтяных богатств региона имели  исследования специальной экспедиции, направленной в 1892 г. в Западный Казахстан  во главе с геологом С.Никитиным  с целью изыскания намечавшейся трассы железной дороги в Туркестан и изучения природных богатств края. При исследовании выходов нефти экспедиция впервые использовала ручные буровые станки. Одновременно велись усиленные поиски пресных вод, несколько позже - фосфоритов и углей.

    Установленные и положительно оцененные экспедицией С. Никитина нефтепроявления на Карашунгуле, Доссоре и Искене привлекли внимание нефтяной общественности того времени. Уже в конце 1892 г. Появились первые заявки предпринимателей на разведку отдельных участков Доссора. Вскоре образовались многочисленные общества, товарищества и фирмы для поисков и разведки нефти в Урало-Эмбинском и других регионах Западного Казахстана. Среди них наиболее крупными были: Урало-Каспийское нефтяное общество (УКНО), «Эмба-Каспий», «Товарищество братьев Нобель», «Эмбы», «Уральская нефть» и др. В 1894 г. Группа петербургских предпринимателей получила концессию на поиски и разведку нефтяных месторождений. Первыми объектами разведки нефти были Доссор, Каратон, Карашунгул и Искене. Компания С. Лемана, получившая в свое распоряжение концессию общества «Эмба-Каспий, пробурила на Карашунгуле 21 скважину глубиной от 38 до 275 м. В ноябре 1899г., здесь в скважине №7, на глубине 40 метров из загипсованных пород карстовой полости был получен фонтан легкой нефти. Это событие справедливо считается началом открытия нефти на древней земле казахов. В 1906-1909 гг. непромышленные притоки нефти отмечались в 3-4 скважинах из верхнемеловых отложений на Каратоне. В 1910 г. Компания С. Лемана, привлекая средства английских предпринимателей в общество в «Урал-Каспий», организовала глубокое бурение на Доссоре. 29 апреля 1911 г. на Доссоре в скважине№3, вскрывшей на глубине 225-226 м. отложения средней юры, был получен мощный фонтан нефти. Скважина фонтанировала в течение 30 часов и дала 16 700 пудов нефти.

    В Обзоре Уральской области за 1913 г. (Приложение к отчету военного губернатора) говорится «... в Гурьевском уезде, Уральской области начатые издавна  разведки увенчались успехом. Урало-Каспийскому  нефтяному Обществу отведено 5 участков по 10 десятин каждый на Доссоре, 1 участок в 10 десятин в местности Макат, и 1 участок в 10 десятин в Искене. К 1 января 1914 г. состояло 29 участков, отведенных в различных местностях Гурьевского уезда под добычу нефти. В 1913 г. Уральско-Каспийское Нефтяное Общество на Доссоре добыло нефти 4 450 615 пудов» («Обзор Уральской области за 1913г. Приложение к Всеподданнейшему отчету Военного губернатора», Государственный архив Западно-Казахстанской области, Архивная библиотека).

    В 1900-1917 гг. поисково-разведочными работами были охвачены, кроме Эмбинского района, междуречье Урал-Волга (Новобогатинск, Черная Речка), западное Предмугоджарье (Мортык, Итассай), центральная часть Прикаспия (Матенкожа) и Актюбинское Приуралье (Жуса). Были вовлечены в разведку 20 структур и площадей, на которых пробурено 166 разведочных и 177 эксплутационных скважин. Разведочные работы проводились на Макате, Северном Искене и ряде других площадей. На Северной Искене пробурено 7 скважин, на Карашунгуле – 19. На Доссоре пробурено 32 разведочных и 100 эксплутационных скважин с суммарной проходной более 30 тыс. п.м., а на Макате – 12 скважин (5800 п.м). В 1915 г. начинается пробная эксплуатация Маката. Промышленную нефть получили из юрских отложений, в одном из скважин нефть фонтанировала 18,5 часов, выбросив 250 т нефти. Компания Н. Лемана пробурила на Каратоне 20 разведочных скважин. Почти во всех была обнаружена нефть, из которых выкачивали от 8 до 160 т нефти в сутки. В 1912 г. разведочные работы начинаются на месторождении Новобогатинск, где пробурено 23 скважины (6 195 п.м). В 1913 г. начали осваивать бурением площади Черная Речка, Блеули, Жингильды, в 1917 г. - Иманкара, Донгелексор, Жалтыр. В начале нефть добывали фонтанным способом, затем, по мере истощения самоизлива скважин, нефть выкачивали из углубления, построенного у устья скважины, путем тартания желонкой. Этот примитивный способ добычи действовал на Эмбе более 20 лет.

    В 1915 г. на месторождении Макат, ставшим  своего рода полигоном для нефтепромыслового характера исследований - условий залегания и строения залежей и пород-коллекторов, со скважины 105 уже шла добыча. В 1916 г. Товариществом «Братья Нобель» на Жусинской структуре было пробурено две скважины глубиной 238 и 132 м. вскрытая здесь соль позволила сравнивать Жусинское нефтепроявление с месторождениями Урало-Эмбинского региона.

    Проблема  широкого промышленного освоения Урало-Эмбинского района была поставлена В.И. Лениным  в 1920 г., вскоре после освобождения этого  района от белогвардейцев. По его инициативе была начата постройка железной дороги Александров Гай-Эмба с целью соединить отдаленный и пустынный Эмбинский край с центром страны. Проведение железной дороги являлось необходимым условием для создания и широкого промышленного разворота мощной нефтяной промышленности (Б. Сагингалиев, История «Большой Эмбы», Алматы, «Олке», 2002 г.).

    В 20-е гг. XX столетия казалось, что добыча нефти не может стать определяющим в развитии индустрии Уральского региона. Во «Введении к краткому плану работ Уральского губернского земельного отряда на 1922-23 операционный год» в разделе «Полезные ископаемые», в частности, говорилось: «Полезными ископаемыми Уральская губерния не богата. Из них пока имеют промышленное значение нефть и соль. Нефтяные земли находятся на востоке и часть на юго-западе губернии вблизи Каспийского моря. Расширение поисковых работ вызвало необходимость реорганизации. Уже в советское время нефтяная отрасль была национализирована, были ликвидированы все мелкие отечественные и иностранные товарищества, предприятия и фирмы. На их месте были организованы различные тресты, наделенные правом вести поиски и добычу. В 1920г. для промышленного освоения нефтяных месторождений создается Управление нефтяными промыслами Урало-Эмбинского района в г. Москве, преобразованное в 1922 г., в трест «Эмбанефть», сосредоточившим в своих руках эксплутационное и поисковое бурение. Наряду с разработкой Доссора и Маката он проводил поиски на ранее выявленных куполах, которые привели к открытию залежей нефти на Байшонасе в 1930 г., Сагызе и Искене в 1931 и в 1932 гг., соответственно. Сбор, очистка и подготовка нефти к транспортировке производились на Доссоре и Макате, где были собраны большие емкости (до 2-3 тыс. м(3)),поражающие своей конструкцией даже современных инженеров-конструкторов. В начале 20-х гг. объемы нефтяных емкостей составляли на Доссоре 37 482 т, на Макате – 16 142 т. На нефтеперегонных заводах Ракуши было 141 717 т нефти, 5 528 т дистиллята, а в резервуарах Искене – 1394 т нефти.

    В начальном этапе изучения геологического строения и оценки нефтеносности  Западного Казахстана большое значение имели исследования. С. Никитина, П.Православцева, А. Замятина, С.Миронова и Н.Тихоновича по Прикаспию, Н.Андрусова и Баярунаса  по Мангыстау.

    Этап  становления. Во второй половине 20-х гг. XX века нефтяники Эмбы начали применять роторное вращательное бурение, что способствовало развитию буровых работ, росту глубины скважин, темпа вскрытия и разведки нефтяных залежей. Вращательное бурение на Эмбе было применено впервые в СССР. В результате этого, средняя глубина скважин с 196,7 м в 1929 г. возросла до 637,7 м в 1932 г. Нефтяники Эмбы первыми в СССР и Европе освоили на Доссоре и Макате сверхглубокое бурение того времени, до 2500-2800 м.

    Новый импульс развитию геолого-разведочных исследований на территории Западного Казахстана был дан в 1925-1926 годах. В 1925 г. по результатам проверки работы треста «Эмбанефть» перед нефтяниками была поставлена конкретная задача: в течение 5-7 лет разведать структуры с признаками нефтегазоносности площадью 3500 квадратных верст на территории северных районов (Темирского района) Актюбинской области. Согласно этим задачам, к началу 30-х годов поисковые работы вышли за пределы Южной Эмбы и стали проводиться на территории Актюбинской области. В связи с этим возникла необходимость организации территориального треста «Актобенефтеразведка», а позднее - треста «Казнефтеразведка» в г. Гурьеве (Атырау). Такая реорганизация диктовалась необходимостью функционального разделения нефтяной отрасли на добычные предприятия и организации, занимающиеся только поисками и разведкой месторождений, поскольку сосредоточие в одних руках двух названных функций превращало отрасль в громоздкую структуру, что создавало некоторые трудности в проведении оперативных работ, связанных с поисками и разведкой нефтегазовых месторождений.

    Таким образом, к концу 20-х гг. геологоразведочные работы расширились, чему способствовал  охват геологоразведочными работами значительной части Актюбинской  области. В течение 5 лет изучением нефтяных богатств Западного Казахстана занимались135 геологических и геофизических партий. Это привело к значительному росту объемов работ. Например, если до национализации нефтяных богатств края было пробурено 42328 п.м. скважин (в среднем 5300 м в год), то после 1920 г. пробурено 284 тыс. п.м.(в среднем 20600 п.м. в год). С 1920 по 1929 гг. на промыслах Урало-Эмбинского района было добыто 1630 тыс. т нефти, или на 19% больше по сравнению с количеством, полученным за весь дореволюционный период. Максимальная добыча была достигнута в 1931 г. – 417536 т.

    Совет Народных Комиссаров КАССР принял специальное  постановление «О мероприятиях по развитию Эмба-Нефти» от 29 января 1934 г. №86, в котором  обязал «Эмбанефть» ввести в эксплуатацию месторождение Косшагыл и Искене, а также построить там же электростанции, соорудить нефтехранилища и построить водопровод. Особое внимание в постановлении обращалось на необходимость строительства железной дороги Макат – Косшагыл и ветку на Искене. Не остались без внимания и вопросы создания нефтяниками нормальных условий, рекомендовано построить жилые дома на нефтепромыслах и в г. Гурьеве, а также создать подобные хозяйства (огороды, молочные фермы, животноводческое хозяйство). Кроме того, рекомендовать соответствующим органам решить вопрос о вербовке для работы на нефтяных промыслах 200 рабочих и 100 квалифицированных специалистов строительных специальностей (Атырауский областной государственный архив, фонд 7, опись 38, стр. 1,2).

    С 1996 г. велись разведочные работы на месторождениях нефти Лактыбай, Жанатан, Восточный Акжар, Алибекмола и Кожасай. На месторождении Алибекмола Южная получен фонтанный приток нефти. К концу 1997 г. в надсолевом комплексе в пределах Актюбинской области было известно уже 7 нефтяных месторождений, а в подсолевом - 6 нефтяных и 4 нефтегазоконденсатных.

    В 2000 г. была завершена разведка месторождения  Лактыбай, на котором нефть находится  в подсолевых отложениях на глубине 4500 метров. К концу минувшего века Актюбинская область по промышленным запасам нефти уже занимала в Казахстане третье место (900 млн.т.), а по запасам газа – четвертое место – (более 200 млн. кубических метров).

    За  годы довоенных пятилеток в Западном Казахстане, в основном в Эмбинском  районе, работало до 53 геологоразведочных и до 60 геофизических партий. Итоги геологических исследований отражены в Государственной геологической карте масштаба 1:1 000 000 листов L-38, M-38, L-39, изданных в 1939-1941 гг.

Информация о работе Нефтяная промышленность Республики Казахстан