Экономика Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 22:23, Не определен

Описание работы


Введение
I Глава. Общая характеристика Социально-экономического развития Китая
1.1 Природно-ресурсный потенциал
1.2 Демография ресурсов и демографическая политика
II Глава. Основные этапы развития экономики Китая
2.1 Основные направления реформ экономической системы страны
2.2 Внешнеэкономическая стратегия страны
III Глава. Перспективы развития Китая
3.1 Свободные экономические зоны
3.2 Отношения Китая и России
Заключение
Список использованной литературы
Список использованной литературы:
1. Ковалев М. М., Новик В. В. Феномен экономического развития Китая: Научное издание. Мн.: Издательский центр БГУ, 2008. – 446 с.
2. Мировая экономика: прогноз до 2020 года. С. 354, 361.
3.Хуан Дингуй. Китай: подходы и особенности экономических преобра

Файлы: 1 файл

Курсовик Китай.doc

— 216.00 Кб (Скачать файл)
  • для строительства жилья - до 70 лет; 
  • для промышленного использования - до 50 лет; 
  • для строительства объектов науки, здравоохранения, образования, культуры, спорта - до 50 лет; 
  • для объектов торговли, туризма, развлечений - до 40 лет; 
  • для комплексного использования - до 50 лет. 

            По истечении срока контракт может быть продлен. Земельные участки могут сдаваться в аренду как на основе двустороннего соглашения, так и с аукциона. Ставки аренды колеблются в зависимости от местоположения участка и его назначения от 20 - 30 до 4000 - 5000 юаней за 1 кв. м. Как правило, ставки за землю, выделяемую под промышленные предприятия, в 8 - 10 раз ниже, чем под предприятия торговли и строительство коммерческого жилья.  

          Доходы от аренды земли поступают в госбюджет и зачисляются в особый фонд городского строительства и развития. Порядок сдачи земельных участков в аренду регулируется "Временными положениями о комплексном подряде на освоение и использование земельных участков иностранными инвесторами" .  Под "освоением" в этом документе понимается выравнивание участка, возведение на нем коммуникаций (водопровода, электро- и теплоснабжения), сооружений транспорта и связи, промышленных построек и т. д. с последующей передачей права на использование его или сдачей в аренду производственных помещений. При комплексном подряде заранее четко оговариваются цели использования земли.

     Основные проблемы СЭЗ

           Подавляющее большинство вкладов (около 80% иностранных инвестиций) в СЭЗ вложено лицами китайского происхождения, прежде всего из Гонконга. Инвестиции транснациональных корпораций, способных на создание крупномасштабных, технически современных предприятий пока направляются главным образом в другие районы Китая. С этим связан меньший в сравнении со средним по Китаю размер инвестиций в одно предприятие. 

           Невысокий уровень внедряемой зарубежной технологии, низкая квалификация китайской рабочей силы и недостаток специалистов.

           Рост издержек на аренду земли и рабочей силы, что влияет на темпы привлечения иностранного капитала. (Создание и содержание СП в СЭЗ обходится в среднем в 5 раз дороже, чем во внутренних районах КНР.) 

           Бюрократические препоны при создании и функционировании СП. 

           Дефицит сырья и энергии. 

           Отсутствие единого закона по СЭЗ. 

           Злоупотребления со стороны инвесторов: китайские организации занижают стоимость госимущества, передаваемого вновь создаваемым СП, иностранные предприниматели до 90% средств вкладывают в виде оборудования (часто устаревшего или низкокачественного) по завышенным ценам; процветает сверхэксплуатация работников СП; более 60% предприятий уклоняются от уплаты налогов.

          В последние два года наметился отток капиталов из СЭЗ в другие районы КНР. Власти СЭЗ надеются остановить этот процесс, создавая более благоприятную инвестиционную среду путем расширения рамок рыночного регулирования, развития инфраструктуры и т. п.

     Перспективы развития СЭЗ

           Специфический статус СЭЗ КНР позволил им добиться значительных успехов на фоне внутренних районов Китая. В зонах гораздо быстрее, чем в среднем по стране, растет занятость населения, уровень жизни и квалификация рабочих и служащих. Зоны явились уникальной по масштабам школой современного управления экономикой.

          СЭЗ позволили КНР, не отказываясь от основ плановой экономики по всей стране, приобрести опыт взаимодействия с мировым рынком, стимулировали перестройку организации внешнеэкономической деятельности страны и реформу экономической системы. В настоящее время, по мнению части хозяйственных руководителей и ученых-экономистов КНР, они в значительной мере утратили свою авангардную роль, а практика и методы их работы нуждаются в существенном обновлении.                                                                 В последнее время китайское руководство ставит вопрос о переходе при предоставлении льгот иностранным инвесторам с территориального на отраслевой принцип. Ряд здешних экспертов критикуют сам принцип предоставления особого экономического, а частично и политического, режима тем или иным территориям, рассматривая его как основу регионального лоббизма и угрозу для целостности внутреннего рынка. Внутренние районы Китая также критикуют особый статус СЭЗ, требуя для себя сравнимых с приморскими провинциями льгот, что неприемлемо для центра.  

     В этих условиях руководство КНР, подтверждая  неизменность основных положений политики в отношении СЭЗ, вынуждено идти на определенные коррективы, устраняющие некоторые льготы (пока не затрагивающие иноинвесторов). Однако вопрос о совместимости существования многочисленных, значительных по территории спецэкономзон с базовыми принципами рыночной экономики остается неопределенным . 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3.2 Отношения Китая  и России  

     Экономические отношения между РФ и КНР следует отнести к сложным, неоднозначным, до конца нерешенным проблемам российско-китайских отношений на современном этапе. Их развитие за последние годы было теснейшим образом связано с качественными сдвигами как в  развитии наших двух стран, так и с изменениями международной ситуации и вызовами времени. Преодолев многие проблемы, долгие годы мешающие налаживанию нормальных связей двух стран, лидеры РФ и КНР в конечном счете пришли к выводу о необходимости развивать отношения равноправного доверительного партнерства, направленного на стратегическое взаимодействие в  XXI веке. Эта фундаментальная парадигма о стратегическом взаимодействии и соразвитии была зафиксирована в Договоре о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Россией и Китаем, подписанном в июле 2001 г. на 20 лет.

     В основе партнерства РФ и КНР на современном этапе лежат их глобально-стратегические интересы. В настоящее время бурно  развивающийся Китай (3-е место  в мире по объемам ВВП и внешней торговли, 1-е – по масштабам золотовалютных резервов) позиционирует себя как сила, набирающая глобальную значимость. Он ищет равноправного сотрудничества с мировым сообществом в поддержании глобальной и региональной стабильности. В этом плане стратегическое партнерство с Россией помогает Китаю обеспечивать свое развитие в региональном и глобальном масштабах и противодействовать вызовам Запада позиционированию Китая в мире.

     В свою очередь Россия свою экономическую  и финансовую слабость пытается компенсировать за счет активного выхода на мировые и региональные рынки энергоресурсов и за счет поддержания своего имеджа как второй в мире ракетно-ядерной державы. Она позиционирует себя как глобальная держава, заявляющая о своем праве иметь собственное слово в вопросах построения новой мировой архитектуры и собственную зону интересов. В этом плане одним из самых слабых звеньев российской геополитики был Азиатско-Тихоокеанский регион, ставший одной из важнейших составляющих мирового сообщества, в котором Россия, к сожалению, пока занимает маргинальные позиции (крайне низкий уровень экономического, а наряду с этим и политического присутствия).

     В то же время изменения, вызванные  крушением биполярного мира и  возросшей значимостью отношений  на региональном уровне, обусловили необходимость для России найти новое место в АТР, и в особенности в Северо-Восточной Азии, представляющих сферу жизненно важных интересов для России. Национальным интересам России, отвечает развитие диалога и всестороннего сотрудничества со странами АТР.

     В настоящее время восточное направление  внешней политики и внешнеэкономической  деятельности приобрело для России важное самостоятельное значение. Прорыв в азиатско-тихоокеанском направлении  связан для России прежде всего с  перспективами ее долгосрочного сотрудничества с КНР. Выход России на стратегическое партнерство с Китаем – одно из немногих серьезных внешнеполитических успехов РФ за последние годы. Этому направлению нашей внешней политики не должно и не может быть альтернативы, хотя вполне естественна адаптация к меняющимся внешнеполитическим и внешнеэкономическим условиям.

     Совпадение, сходство и резонансность коренных национальных интересов наших двух стран может стать одним из главных факторов экономического развития России, особенно ее восточных регионов, и укрепления ее международных позиций. В такой же мере это относится и к КНР. Китай является оптимальным партнером для российского Дальнего Востока по многим показателям: наличие взаимодополняемости экономик – энергоресурсы, тяжелая промышленность, наукоемкие отрасли и добывающая промышленность – у России, легкая промышленность, наличие избыточной рабочей силы, значительный объем валютных резервов – у КНР.

     В поисках своего нового места в  АТР Россия стремится усилить  свое экономическое присутствие в регионе. Это связано, в частности, с огромным ресурсным потенциалом его российской части, который (потенциал) может стать генератором экономического продвижения России в этот регион.

     Прорывом  в этом направлении стало заключение энергетического союза между Россией и Китаем в марте 2006 г. (речь идет о строительстве грандиозных веток газо- и нефтепроводов из Восточной и Западной Сибири в Китай). Китай получает возможность решать свои энергетические проблемы. Россия, в свою очередь, выстраивая своего рода энергетический мост через Китай в Азиатско-Тихоокеанский регион, получает реальный шанс равномерно распределять свои транзитные и потребительские риски и продвинуть развитие своих сибирских и дальневосточных регионов. (Пока же до 85% нашей экспортной нефти идет в Европу.)

     В настоящее время для Китая  особое значение имеет обеспечение  энергетической безопасности, диверсификация источников поступления в страну энергоресурсов за счет активизации  северного (российского) направления. С учетом возможных трудностей в области раздела потоков мировых энергоресурсов эта задача особенно важна для КНР. Ослабляющим энергетическую безопасность страны китайские аналитики считают тот факт, что 70% поставок в Китай сырой нефти идет из нестабильных регионов Ближнего Востока и Африки. В этой связи на Россию возлагаются самые большие надежды – довести российский нефтяной поток в Китай до 20% всей импортируемой в КНР сырой нефти с перспективой возрастания этого объема. Важно, что китайская сторона считает характер этого направления стабильным и надежным.

     В 2006 г. Россия поставила Китаю почти 16 млн т сырой нефти. Пока эти  поставки идут по железной дороге (между  нашими странами пока нет трубопровода). Когда заработает нефтепровод от Сковордино до Дацина, объем поставок сырой нефти из России в Китай может удвоиться и возрасти до 30 млн т в год. Кроме того китайцы выражают желание вкладывать деньги в разработку нефтяных месторождений в Россию, сотрудничать и в деле переработки у себя нефти, и в области распределения нефтепродуктов. Не исключено, что именно с этим направлением будет  связан возможный рост китайских инвестиций в экономику РФ. Правда, Ковыктинское месторождение, которое могло бы стать основой для формирования канала экспорта природного газа в Китай, пока заморожено в связи с разногласиями по цене поставок.    
 

     Разумеется, нельзя закрывать глаза на то, что  за последние 15 лет соотношение экономических  потенциалов наших двух стран  существенно изменилось в пользу Китая. Если исключить из сравнительного анализа производство углеводородного топлива, где наше преимущество огромно (скажем, нефти мы добываем в 2,5 раза больше, чем КНР; газа – в 11 раз больше), если также не касаться нашего преимущества в производстве вооружения, в области атомной энергетики, ракетной и авиационной техники, сравнение многих других областей экономики окажется не в нашу пользу. Например, в Китае угля добывают  в 7 раз больше, чем в России, электроэнергии производят в 3 раза больше, стали выплавляют в 6 раз больше, а станков производят в 100 раз больше, чем в РФ!

     Естественно, разрыв в экономической мощи и  смена ролей в российско-китайском  обмене продукцией новых и высоких  технологий больно бьет по нашему самолюбию  и является определенным вызовом  России, по крайней мере ее производителям. Естественным российским ответом на этот серьезный вызов может и должно стать только наше развитие – и экономическое, и научно-техническое.

     Конечно, Китай не простой, а порой трудный  партнер. И проблем в наших  российско-китайских взаимоотношениях вполне достаточно. Хотелось бы обозначить некоторые из них. 

     Одна  из серьезнейших проблем нашего партнерства  -  определенный, если не сказать более  -  серьезный дисбаланс между политическими и торгово-экономическими связями наших двух стран. Например, у Китая в отношениях с Японией, по их выражению,  -  «холодная политика, но горячая экономика». У нас же в отношениях с КНР  -  «горячая политика, но холодная экономика». Торговля между Китаем и Россией к 2008 г. приблизилась к 50 млрд долл., к 2010 г. она может поднялась до 60-80 млрд. Но пока это – в три с лишним раза меньше сегодняшнего товарооборота Китая с Республикой Корея!  К тому же во второй половине 2007 г. наше положительное сальдо в торговле с Китаем свелось к нулю* - экспорт КНР в РФ вырос на 80%, а российский в Китай только на 12%. По итогам года импорт товаров из КНР впервые превысил наш экспорт в Китай.  В области внешней торговли Китай для нас второй партнер (после Германии), а Россия для Китая  -  девятый по объему товарооборота (всего 2% во внешней торговле КНР). К тому же существует очень острая проблема криминализации наших экономических связей (особенно на Дальнем Востоке). Часть китайского экспорта в Россию фактически оказывается контрабандой (так называемая «серая растаможка» по некоторым оценкам достигает 2 млрд долл. США ежегодно).  Китайцы по своей природе довольно законопослушные, но при одном условии  -  если чиновники не продажны.

Информация о работе Экономика Китая