Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2011 в 15:29, контрольная работа
Для жителей стран с современной рыночной экономикой, как небо от земли отличающейся от капитализма XIX столетия, имя английского экономиста Джона Мэйнарда Кейнса звучит примерно так же, как для "строителей коммунизма" имя К. Маркса. Но Маркс оказался плохим пророком: капитализм не погиб, запутавшись в собственных противоречиях, а социализм не стал ни законным, ни достойным его преемником. И если развитие капитализма пошло иными путями, то этим оно в немалой степени обязано Дж. М. Кейнсу.
Выступив
с критикой закона Сея, Кейнс откинул
догмы неоклассической
Заслуга Дж.М.Кейнса
Со
временем большинство ученных –
не марксистов оценили теорию Кейнса
как «кейнсианскую революцию» которая
сделала переворот в
Появление
« Общей теории занятости, процента
и денег» вызвало бурную полемику,
в которой брали участие
Ведущие представители неоклассического направления 30-х годов (Г. Хаберлер, А. Пигу) остро критиковали теорию Кейнса со старых позиций. Однако неоклассика была оттеснена на второй план, эпоха второй классической ситуации закончилась. Напротив, специфика нового, третьего классического положения лежала в том, что теория Кейнса в ее первоначальном выгляди не стала всеобъемлющей.
Уже
с 30-х годов начался
Первая его существенная черта лежит в том, что в основу положено выведение макроэкономических поведенческих функций с неоклассического постулата максимизации полезности отдельных индивидуумов. Поэтому макроэкономические теории общего поведения строятся простим подитоживанием индивидуальных функций.
Вторая существенная черта синтеза – отказ от важного кейнсианского допущения про негибкость цен и принятие противоположного, неоклассического, условия - их абсолютную гибкость, что связано с введением в Кейнсианскую модель так называемого эффекта Пигу, или реальных кассовых остатков.
Третья
существенная черта кейнсианско-
Наконец,
сторонники синтеза используют закон
Вальраса, который связывает воедино
рынки денег, облигаций, товаров
и рабочей силы и используется
преимущественно для
Книга Кейнса вышла в 1936 г., когда Запад понемногу выходил из Великой депрессии. Выходил, отказавшись от доктрины laissez faire2, посредством мощного государственного воздействия на экономику. В Германии нацистское правительство начало строить догори (государственные работы) и исподтишка наращивало военные заказы промышленности. Во Франции и Великобритании, видимо, тоже расти расходы государства на оборону, увеличивая занятость и спрос на товары.
В
США тогда мало интересовались Европой.
В 1934 г. на выборах победил
Ф.Д. Рузвельт. Он стал президентом под
лозунгом «Нового курса», сердцевиной
которого был рост расходов государства
на общественные работы и на заказы промышленности.
Так что везде практика отходила от теории, и когда вышла книга Кейнса, ее приняли как долгожданное теоретическое оправдание сильной фискальной политики и самого принципа государственного вмешательства в экономику. Она совершила тот теоретический провыв, какой давно подспудно ожидался. Немедленно явилась соответствующая научная школа. И хотя было немало ученых, встретивших ее скептически (особенно их старшего поколения), кейнсианство быстро завоевало господствующее положение в науке. Прошлые учебники обесценились.
Все это стали называть «кейнсианской революцией». Кейнсианство царило в науке тридцать лет.
Что говорит классическая теория о случае, когда в обращении внезапно появляется добавочное количество денег? Согласно формулам количественной теории, ничего не изменится, кроме цен. Последние пропорционально возрастут, но ни на объёме продукции, ни на скорости оборота денег такое событие никак не скажется. ТО есть рыночное равновесие не почувствует прироста массы денег в обращении.
Количественная теория была следствием подобного понимания роли и функции денег. С Законом Вальраса тоже не произошло бы ничего, он выполнялся бы при новом уровне цен. Соотношение их осталось бы неизменным.
Не кто иной, как Пигу, заметил, однако, что не все так гладко. Ни для кого не секрет, рассуждал он, что в обществе всегда есть какая-то группа лиц, у которой на руках имеются наличные деньги. Если в обороте появится добавочное количество денег и все цены пропорционально возрастут, наличные суммы, хранящиеся на руках у этих лиц, пропорционально обесценятся. И наоборот, если внезапно государство уменьшит количество денег в обращении и все цены пропорционально богаче. Это замечание и получило название эффекта Пигу, или эффекта сальдо наличных денег.
Не столь трудно сообразить, что подобное изменение покупательной силы како-то части населения способно нарушить рыночное равновесие. Особенно это заметно при понижении цен, когда возросшая в ценности наличность может быть (целиком или частично) прибавлена к величине спроса на товары или капитальные блага. В последнем случае также увеличивается число рабочих мест, вырастает спрос на труд и т.д. Все это не вписывается в схему неоклассической теории, согласно которой прирост M в обращении не влияет на рыночное равновесие.
Информация о работе Исторические предпосылки возникновения теории Дж. Кейнса