Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2015 в 19:12, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение наиболее важных вопросов, касающихся данной темы. Это понятие кризиса и причины его возникновения, последствия кризисов, особенности кризисов в Республике Беларусь в переходный период, пути преодоления кризисов.
Предметом исследования являются проблемы макроэкономической нестабильности и их особенности в переходной экономике. Объектом исследования является цикличность экономического развития.
Теория Шумпетера отличается от теории Шпитгофа не только в объяснении причин возникновения бума, но и в объяснении причин окончания бума. Шумпетер принимает формулу Жюглара, гласящую, что "единственной причиной депрессии является процветание", и трактует ее таким образом, что "депрессия представляет собой не что иное, как реакцию экономической системы на бум или приспособление экономической системы к тому состоянию, к которому приводит ее бум" Нарушения, возникающие из нововведений, не могут рассосаться постепенно, на ходу. Эти нарушения имеют "капитальный" характер. Они расшатывают существующую систему и вызывают необходимость особого процесса приспособления.
Мы приходим, таким образом, к заключению, что множество нововведений, появляющихся в период процветания, является как раз тем фактором, который нарушает равновесие и настолько изменяет коренные условия промышленной жизни, что после этого неизбежно наступает период перестройки цен, стоимостей и производства.
Важной вехой в развитии теории процента и денег была признана работа Густава Касселя "Природа и необходимость процента", опубликованная в 1903 г. Примерно через десять лет после появления этой книги Кассель обратился к изучению торгово-промышленных циклов.
Экономические колебания
и кризисы он рассматривает как нечто
вызываемое в значительной степени преходящими
явлениями экономической истории. Он вообще
не уверен в том, что эти колебания являются
"неизбежными спутниками современного
производственного и социального строя".
Возможно, утверждает он, причину надлежит
искать не в природе экономического строя,
а скорее в революционных изменениях социальной
и экономической системы, и особенно в
переходе от старой натуральной сельскохозяйственной
экономики к современной, основанной на
разделении труда и обмене. Экономические
колебания порождаются не структурными
особенностями современной экономики,
а скорее прогрессом, изменениями техники
и переходом от примитивной к сложной
индустриализованной экономике.
Периоды бума и депрессии Кассель определяет
буквально так: "Период бума есть период
особого возрастания производства основного
капитала; период спада или депрессии
есть период, в течение которого это производство
падает ниже ранее достигнутого уровня".
Бум является, таким образом, в основном периодом роста, периодом вовлечения возросшей массы рабочей силы в промышленность, и в особенности в те отрасли промышленности, которые производят капитальные блага. Увеличение производства потребительских товаров происходит довольно равномерно, но увеличение производства капитальных благ совершается в форме скачков и рывков.
При этом, однако, даже во времена депрессии производство некоторых капитальных благ протекает нормально. Вот почему к концу депрессии страна, как правило, бывает лучше оснащена средствами производства длительного пользования, чем в начале депрессии. Но крупный шаг вперед в этой области, совершается при буме.
Ученик М.И. Туган-Барановского Николай Дмитриевич Кондратьев (1892-1938) пошел дальше своего учителя. Он обосновал новый вид долгосрочных цикличных колебаний - большие циклы конъюнктуры продолжительностью около полувека - длинные волны экономической динамики (Йозеф Шумпетер назвал их циклами Кондратьева). Хотя идеи долгосрочных цикличных колебаний в экономике высказывались и до Кондратьева, именно ему принадлежит заслуга формирования и статистической проверки теории длинноволновых колебаний. Впервые он сформулировал основные положения этой теории в монографии «Мировая экономика и ее конъюнктуры во время и после войны», которую молодой (30-летний) ученый опубликовал в 1922 г.; она переиздана в 2002 г. и впервые издана на английском языке в 2004 г.
В этой работе Н.Д. Кондратьев отмечает: «Динамика экономических конъюнктур ритмична. Период высоких конъюнктур сменяется более или менее резко периодом понижения конъюнктур. Приходится различать два главных типа циклов таких колебаний: большой цикл, обнимающий собой около пятидесяти лет, и малый промышленно-капиталистический цикл, обнимающий обычно период в 8-11 лет». Эти два типа циклов взаимосвязаны: «Подъемы малых циклов наступающего периода будут лишены той интенсивности, какой они обладают в период повышательной волны большого цикла. Наоборот, кризисы наступающего периода обещают быть более резкими, а депрессии малых циклов более длительными». Глубокий мировой экономический кризис 1929-1933 гг. и наступившая вслед за ним депрессия подтвердили это предвидение.
Следует отметить, что идея о больших циклах конъюнктуры сразу же вызвала резонанс как в стране, так и за рубежом. Одни ученые поддержали эту идею, другие оспаривали.
Н.Д. Кондратьев полагал, что материальной основой больших циклов конъюнктуры является изнашивание, смена и расширение основных капитальных благ, требующих длительного времени и огромных затрат для своего производства. Смена и расширение этих благ идут не плавно, а толчками, другим выражением чего и являются большие волны конъюнктуры. Повышательная волна большого цикла связана с обновлением и расширением основных капитальных благ, с радикальными изменениями и перегруппировкой основных производительных сил общества. Это требует высоких темпов инвестирования, концентрации капитала.
В свою очередь, повышательная волна опирается на волну инноваций, использование накопленного фонда изобретений. Научно-технические изобретения могут быть, но могут оставаться недействительными, пока не появятся необходимые экономические условия для их применения. Самое развитие техники включено в ритмический процесс развития больших циклов. Волны инноваций, как показали Йозеф Шумпетер и Герхард Менш, лежат в основе больших циклов конъюнктуры - Кондратьевских волн.
Волны Кондратьева не стоит рассматривать только как одну из форм цикличной экономической динамики. Это одна из разновидностей исторических циклов, охватывающих всю структуру общества.
В ХХ ст. модель Кондратьева была единственной в мире, которая заранее дала ему предвидеть Великую депрессию 30-х годов. Больше того, прогнозируемое постоянство длины “К - волн” подтверждается и современным мировым экономическим кризисом, который начался с финансовых кризисов 90-х годов в Латинской Америке, Юго-Восточной Азии и странах СНГ.
Анализ научной литературы за последние полвека показывает, что, несмотря на идеологические расхождения в оценке исторического места капиталистического строя, экономисты и левого, и правого толка считают кризисы в динамике рыночного хозяйства объективным и полезным явлением. Само по себе наступление кризиса свидетельствует о неблагоприятной ситуации в экономике, о возникших диспропорциях, которые как раз в ходе кризиса и устраняются: заводы, перепроизведшие товары, временно останавливаются; слабые, нежизнеспособные предприятия с низкой эффективностью производства и малым запасом прочности, оказавшись в условиях неблагоприятной кризисной конъюнктуры, вовсе прекращают свое существование; из-за возрастающей нехватки средств временно тормозится строительство жилья и деньги накапливаются для обновления производственного оборудования в ходе очередного подъема и т.д. Иными словами, нормальные, часто повторяющиеся кризисы очищают экономику от слабых, неконкурентоспособных предприятий, которые имеют определенные шансы на выживание только в условиях высокой конъюнктуры. Причем, как правило, речь идет о небольших предприятиях или о предприятиях, уже давно с трудом удерживающихся на плаву. А их банкротство обычно предсказуемо, к нему готовятся загодя, и оно сопровождается относительно небольшими негативными последствиями в экономической и социальной жизни.
Таким образом, есть все основания отнести часто повторяющиеся неглубокие кризисы к разряду нормальных и полезных для рыночной экономики явлений. Об этом свидетельствует и сохранение в условиях таких кризисов управляемости экономики. Ситуация практически не выходит из-под контроля. При появлении первых тревожных симптомов начинается искусственное сдерживание дальнейшего накопления, удорожается кредит и усложняются условия его предоставления, ужесточаются требования к ликвидности залогов и своевременному возврату ссуд, увеличиваются обязательные резервы банков, сокращаются необеспеченные краткосрочные ссуды деловым предприятиям и торговля под гарантии банков и т.д.
И наоборот, при появлении в экономике признаков оживления правительства и центральные банки начинают проводить политику дешевого кредита и наращивания денежной массы, с тем чтобы предприятия смогли оперативно обновить производственные мощности и расширить выпуск товаров. И, как правило, эти меры оправдывают возлагаемые на них ожидания.
Однако экономические кризисы могут порождать и порождают серьезные проблемы, которые приводят к нарушениям макроэкономической стабильности. Речь идет прежде всего о безработице и инфляции. Начнем по порядку.
Важным явлением, характеризующим макроэкономическую нестабильность и имеющим циклический характер изменений, выступает безработица.
Экономисты по-разному объясняют причины безработицы. В целом можно выделить следующие подходы к объяснению этого явления:
Наибольшее распространение в западной экономической науке получили неоклассическая и кейнсианская концепции безработицы.
Неоклассическая концепция безработицы была представлена известным английским экономистом А. Пигу в его книге "Теория безработицы", вышедшей в 1930 г.
Основные положения А. Пигу сводятся к следующему:
а) число рабочих, занятых в производстве, находится в обратной зависимости к уровню заработной платы, т. е. занятость тем ниже, чем выше заработная плата;
б) существовавшее до первой мировой войны 1914 — 1918 гг. равновесие между уровнем заработной платы и уровнем занятости объясняется тем, что заработная плата устанавливалась в результате свободной конкуренции между рабочими на таком уровне, который обеспечивал почти полную занятость;
в) усиление после первой мировой войны роли профсоюзов и введение системы государственного страхования от безработицы сделали заработную плату негибкой, позволяя удерживать ее на слишком высоком уровне, что и является причиной массовой безработицы;
г) для достижения полной занятости необходимо снижение заработной платы.
В неоклассической модели рыночная экономика в принципе способна использовать все трудовые ресурсы, однако лишь при условии гибкости заработной платы. Полная занятость в данном случае означает, что каждый желающий продать определенное количество труда по сложившейся в данный момент ставке заработной платы может осуществить свое желание. Если же заработная плата окажется выше рыночного равновесного уровня (по требованию профсоюзов или при государственном вмешательстве), то это приведет к тому, что спрос на труд будет значительно меньше предложения труда и определенная масса работников окажется без работы. Следовательно, в неоклассической модели безработица реальна, но она не вытекает из законов рынка, а возникает как результат их нарушения, вмешательства в конкурентный механизм либо государства, либо профсоюзов, т. е. нерыночных сил. Эти силы не дают упасть заработной плате до равновесного уровня, в силу чего предприниматели не смогут всем желающим трудиться предложить работу по требуемой ставке оплаты труда.
Поэтому, по мнению неоклассиков, в рыночной экономике может быть только добровольная безработица. Работники сами выбирают безработицу, так как не согласны трудиться за более низкую оплату своего труда. Отсюда и требования экономистов неолиберального направления — для устранения безработицы надо добиваться конкуренции на рынке труда, гибкости заработной платы.
Вместе с тем в неоклассической модели безработица может иметь место и при сохранении гибкости заработной платы, поскольку некоторая часть рабочей силы будет оставаться без работы по собственной воле, претендуя на более высокие заработки.
Неоклассическая концепция добровольной безработицы, изложенная в названной выше книге А.Пигу, стала предметом серьезной критики Дж. Кейнсом в его фундаментальной работе "Общая теория занятости, процента и денег".
В кейнсианской концепции занятости последовательно и обстоятельно доказывается, что в рыночной экономике безработица носит не добровольный характер (в неоклассическом его понимании), а вынужденный. По мнению Кейнса, неоклассическая теория действительна лишь в пределах отраслевого, микроэкономического уровня, и поэтому она не в состоянии ответить на вопрос о том, чем определяется фактический уровень занятости в экономике в целом.
Кейнс показал, что объем занятости совершенно определенным образом связан с объемом эффективного спроса, а наличие неполной занятости, т. е. безработицы, обусловлено ограниченностью спроса на товары.
Излагая свои взгляды, Дж. Кейнс опровергает теорию А. Пигу, показывает, что безработица присуща рыночной экономике и вытекает из ее законов. В кейнсианской концепции рынок труда может находиться в состоянии равновесия не только при полной занятости, но и при наличии безработицы. Это объясняется тем, что предложение труда, по мнению Кейнса, зависит от величины номинальной заработной платы, а не от реального ее уровня, как полагали неоклассики. Следовательно, если растут цены и реальная заработная плата понижается, то рабочие при этом не отказываются работать. Спрос же на труд, предъявляемый на рынке предпринимателями, является функцией реальной заработной платы, которая изменяется при изменении уровня цен: при повышении цен рабочие смогут купить меньше товаров и услуг, и наоборот. В результате Кейнс приходит к выводу, что объем занятости в большей степени зависит не от работников, а от предпринимателей, поскольку спрос на труд определяется не ценой труда, а величиной эффективного спроса на товары и услуги. Если эффективный спрос в обществе недостаточен, поскольку он определяется прежде всего предельной склонностью к потреблению, которая падает по мере роста доходов, то занятость достигает равновесного уровня в точке, расположенной ниже уровня полной занятости.